К 240-летию со дня рождения русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852)

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

240 лет назад родился любимый поэт Александра I, автор текста «Боже, царя храни», основоположник романтизма в русской поэзии, непревзойденный переводчик, который ввел в культурный оборот нашей страны лучших поэтов Англии (Грея, Томсона, Голдсмита, Скотта, Саути, Байрона, Т. Мура), Германии (Бюргера, Гёте, Шиллера, Гебеля, Фуке, Уланда), Франции (Лафонтена, Парни), Греции (Гомера), Персии (Фирдоуси), Рима (Вергилия) и других стран. Поэт исходил из убеждения, что «переводчик, уступая образцу своему пальму изобретательности, должен необходимо иметь одинаковое с ним воображение, одинаковое искусство слога, одинаковую силу в уме и чувствах». Ему принадлежит афоризм: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах — соперник».

Николай Васильевич Гоголь так обозначил течение творческой судьбы Жуковского: «Жуковский, наша замечательнейшая оригинальность! Чудной, высшей волей вложено было ему в душу от дней младенчества непостижимое ему самому стремление к незримому и таинственному. Не знаешь, как назвать его — переводчиком или оригинальным поэтом. Переводчик теряет собственную личность, но Жуковский показал ее больше всех наших поэтов».

Но Василий Андреевич Жуковский не только основоположник романтизма в русской поэзии, он создатель очага, в котором родились или сформировались русские поэты, писатели, художники и музыканты первой величины! Роль Василия Андреевича в становлении русской культуры трудно переоценить.

Василий Андреевич родился 29 января (9 февраля) 1783 г. в селе Мишенском Белёвского уезда Тульской губернии. Незаконнорожденный сын помещика А.И. Бунина, он получил новую фамилию после усыновления крёстным — бедным белорусским дворянином А.Г. Жуковским, приживалом Буниных.

В детстве Жуковский был капризным и своевольным настолько, что домашний учитель от него отказался, хотя и отмечал тягу мальчика к знаниям. В 1790 г. Василия отдали в частный пансион в Москве, в 1792 г. он поступил в Главное народное училище в Туле, откуда его исключили за «неспособность». В 1797 г. Жуковский поступил в Московский университетский пансион, жесткий устав заведения благоприятно повлиял на внутреннюю дисциплину Жуковского, скорректировал его поведение и привел в порядок мысли. Окончил учебу он в июне 1800 г. с именной серебряной медалью, его имя было помещено на мраморной доске у входа в пансион. Обучаясь в пансионе Московского университета, Василий приобрел лучшего друга — Андрея Тургенева, который ввёл Жуковского во «все течения современной немецкой литературы», зародив интерес к немецкому романтизму, тогда же Жуковский начал писать стихи и переводить «Вертера» Гёте.

После окончания пансиона В.А. Жуковский в чине городового секретаря работал в бухгалтерском столе Главной соляной конторы. Служба в конторе раздражала и тяготила юношу, хотя его карьера складывалась весьма успешно. В свободное время он переводил модные повести и романы и писал Андрею Тургеневу о том, что «хлебом одним готов питаться, но служить Отечеству сможет только пером сочинителя». К концу 1800 года он перевел комедию Августа Коцебу «Ложный стыд» и предложил ее дирекции московских театров; пьеса выдержала несколько постановок.

В 1805–1806 гг. писатель работал в журнале «Вестник Европы», в 1808–1809 гг. был его редактором. Десятилетие с 1810 по 1820 гг. считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в этот период: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», «Людмила», «Кассандра», «Светлана», многие стихи, переводы. К середине 1810-х годов Василий Андреевич уже был известным поэтом и переводчиком, был вхож во все салоны Петербурга, бывал во всех европейских столицах, читал всех немецких романтиков в оригинале, а с некоторыми даже успел лично пообщаться.

Жуковский стал для читающей публики «великим поэтом» благодаря патриотическому стихотворению «Песнь барда», написанному по случаю ожидаемой войны с Наполеоном:

О братья, о сыны возвышенных славян,

Воспрянем! вам перун для мщенья свыше дан.

Отмщенья! — под ярмом народы восклицают, —

Да в прах, да в прах падут погибели творцы!..

Это сочинение было столь популярным, что незнакомые люди подходили к Жуковскому на улице, чтобы пожать ему руку. Во время войны 1812 г. Жуковский вступил в ополчение, в чине поручика в составе Мамоновского полка участвовал в Бородинском сражении, за личное мужество на поле боя удостоился ордена Святой Анны 2-й степени. Военные события отражены в произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Эта ода-элегия широко разошлась по армии в списках, а императрица Мария Федоровна, мать императоров Николая I и Александра I, пришла в восторг от стихов и пожелала иметь автограф автора.

В 1816 году Александру I представили первый том собрания сочинений Жуковского, после чего поэту назначили пожизненную пенсию по четыре тысячи рублей в год «как в ознаменование Моего к нему благоволения, так и для доставления нужной при его занятиях независимости состояния». Жуковский поселился в Кремле вместе с царской семьей в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны, а с 1817 работал воспитателем и придворным учителем Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины, невесты будущего Николая I («милая, привлекательная должность. Поэзия, свобода!»). В 1825 году в чине надворного советника поэта назначили наставником будущего императора Александра II. Считается, что поэт оказал огромное влияние на формирование взглядов будущего царя-освободителя. Азбуку для обучения поэт нарисовал сам, ведь он был еще и замечательным художником.

В 1826 году Жуковский получил высочайшее разрешение поехать лечиться за границу. За восемь месяцев, проведенных Дрездене, он составил программы для обучения и воспитания будущего императора России. «Я и здесь так же занят, как в Петербурге, занят уроками детскими, таблицами, выписками, приготовлениями к трудам петербургским. Я теперь пропал для литературы... Я принадлежу наследнику России. Эта мысль сияет передо мною, как путеводная звезда…» — писал он Петру Вяземскому. Там же, в Германии, им были переведены на русский язык несколько сказок братьев Гримм.

Сопровождая цесаревича, В.А. Жуковский совершил путешествие в Крым в 1837 г. Посетил почти все селения Южного берега, города Симферополь, Алушту, Ялту, Алупку, Бахчисарай. В середине сентября 1837 г. поэт был в Севастополе, осмотрел город, бухты, сухие доки, присутствовал при установке корабля в доках на ремонт, делал рисунки города и севастопольских бухт. Из Севастополя отправился в Байдарскую долину, посетив по пути Балаклаву и Георгиевский монастырь. Во время путешествия регулярно вел дневник и постоянно рисовал.

С 1815 года Жуковский был членом литературного общества «Арзамас», целью которого было преобразование русского языка из косно-классицистического в свободно-романтический. Все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (сам Жуковский был Светланой). Его коллегой по обществу был Василий Львович Пушкин, чей племянник-лицеист Александр тоже иногда посещал собрания «Арзамаса», так Пушкин и Жуковский познакомились. Василий Андреевич быстро понял: у этого юноши великое будущее, он писал князю Вяземскому о 16-летнем Пушкине: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который нас всех перерастет». Несмотря на разницу в возрасте, поэты много общались и дружили. Пушкин посвятил Жуковскому цикл элегий и несколько стихотворений, слушал его выступления. Жуковский не раз выручал Пушкина в его сложных отношениях с императором.

После прослушивания заключительной части «Руслана и Людмилы» в прочтении автора Жуковский дарит Пушкину свой портрет с известной всем надписью: «Победителю-ученику от побежденного-учителя в тот высокоторжественный день в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила 1820 Марта 26 Великая пятница» (правописание сохранено).

Жуковский был одним из первых, кто в начале 1837 года оказался у постели раненного на дуэли поэта, и последним, кто покинул его питерскую квартиру после выноса тела. Он слушал последние распоряжения Пушкина касательно литературных дел и семейных вопросов, взял расходы по управлению журналом поэта «Современник». Будучи близок ко двору, Жуковский добился, чтобы Николай I оплатил все немалые долги Александра Сергеевича, назначил пенсию вдове и детям, а так же распорядился издать его сочинения за счет казны. В.А. Жуковский спас пушкинский архив, оставив себе рукописные документы, именно благодаря ему, были опубликованы «Медный всадник» и «Арап Петра Великого».

С близостью поэта ко двору связана невероятная история освобождения из крепостничества Тараса Григорьевича Шевченко.

Талант Шевченко как художника ценили Алексей Венецианов и Карл Брюллов, который пригласил юного живописца на свой курс в Академию художеств, но это было невозможно — крепостных не обучали, а хозяин Шевченко Энгельгардт отказал в просьбе об освобождении. Живописцы подключили к прошениям Василия Андреевича Жуковского, в то время как раз занимающегося воспитанием наследника престола. Тот обратился к императрице Александре Федоровне, сообщившей Николаю I о проблеме.

А далее Энгельгардт, который не мог отказать государю, запросил за крепостного 2500 руб. (а в то время человек стоил никак не дороже 200 рублей). Художников это не остановило, они устроили аукцион по продаже портрета Жуковского, специально для этой цели написанного Карлом Брюлловым. Купила портрет императрица. Вот так Тарас Шевченко обрел свободу.

К.П. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского, 1837 г., Национальный музей Тараса Шевченко

В конце 1830-х гг. В.А. Жуковский сопровождал цесаревича в путешествиях по Европе. Вернувшись в Россию, он вышел в отставку и уехал за границу. Его деятельность состояла в основном из переводов. После огромной работы в 1849 г. вышел перевод «Одиссеи» Гомера в двух томах. Остаток жизни поэт провел в Германии. Скончался в 1852 г. в Баден-Бадене. Сначала поэт был похоронен на загородном кладбище Баден-Бадена, в склепе, украшенном строками его стихотворения:

«О милых спутниках, которые сей свет

Своим присутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были».

Перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Савина М.К.

Назад