К открытию мемориальной доски профессора Д.Д. Иваненко

Выступление Д.Д. Иваненко на семинаре, посвященном 150-летию со дня рождения Э. Маха (1988 г.)

18 апреля этого года состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной памяти выдающегося отечественного физика-теоретика профессора Дмитрия Дмитриевича Иваненко. Мемориальная доска установлена у кабинета (комнаты 4–59), где в течение 40 лет (с 1954 по 1994 гг.) Иваненко работал. Открытие состоялось в присутствии руководства физического факультета МГУ и сотрудников кафедры теоретической физики, в том числе и учеников Дмитрия Дмитриевича. (Организовал изготовление мемориальной доски Петр Иванович Пронин, ученик Д.Д. Иваненко.)

Д.Д. Иваненко говорит П. Дираку: «В нашей группе развивается суперобъединительная программа, включающая в себя обобщение геометрии с кручением и нелинейное спинорное поле (1962 г.)

Д.Д. Иваненко (1904 – 1994) отличался широтой взглядов и склонностью к рассмотрению именно фундаментальных проблем теоретической физики. Его занимали, прежде всего, вопросы выхода за пределы установленных принципов общей теории относительности, квантовой механики и ядерной физики.

Все это активно обсуждалось на работающих под его руководством семинарах. Его основной семинар по теоретической физике имел всесоюзный и даже можно сказать международный характер. На этом семинаре выступали видные зарубежные физики: Х. Юкава, П.А.М. Дирак, Дж. Уилер, Ф. Хойл, Х. Меллер, Э. Шмутцер и ряд других. И. конечно, выступали видные отечественные физики-теоретики: А.З. Петров, К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий и многие другие. Некоторые из всемирно известных физиков: Х. Юкава, П.А.М. Дирак, Н. Бор, Дж. Уилер — после своих выступлений оставили надписи, отражающие их научное кредо, на стенах аудитории 4–59, возле которой установлена мемориальная доска. Ныне эти надписи, в том числе и сделанные после смерти Иваненко, защищены стеклянными рамками.

На семинаре профессора Д.Д. Иваненко слева направо: Д.Д. Иваненко, проф. А.З. Петров (Казань), проф. А. Траутман (Польша)

Второй, гравитационный семинар Д.Д. Иваненко работал по четвергам, начиная с 1960-го года. На нем также выступали известные физики-теоретики. Этот семинар начал работать с того времени, когда в результате активной деятельности Иваненко в нашей стране, наконец, была признана общая теория относительности Эйнштейна, до этого времени считавшаяся реакционным идеалистическим учением. В 1961 года на физическом факультете МГУ под руководством Иваненко была впервые образована гравитационная группа, а на физическом факультете была проведена 1-я Советская гравитационная конференция. Вслед за этим была создана секция гравитации Научно-технического Совета Минвуза СССР, заместителем председателя которой был назначен Д.Д. Иваненко.

Д.Д. Иваненко родился в Полтаве, учился в полтавской гимназии, причем закончил ее на год раньше срока, сдав экзамены экстерном. В старшем классе гимназии, в 1920 году переименованной в колледж, Д.Д. Иваненко увлекся философией и вместе с друзьями организовал философский кружок под названием «Наука и жизнь». При этом он активно интересовался проблемами физики и математики. Сам Д.Д. Иваненко вспоминал: «С развитием боровской квантовой механики, расщеплением ядер Резерфордом я познакомился по случайному выпуску “Nature”, попавшему в Архангельск в годы гражданской войны. В центральной газетной печати я прочитал о споре ленинградского ученого А.А. Фридмана с Эйнштейном о возможности расширяющейся Вселенной, который выиграл Фридман. После этого я окончательно решил оставить изучение философии, подлинников Канта и т.д. (к «возмущению» моих друзей-философов) и заняться хотя бы на пару лет теоретической физикой. Для этого следовало переводиться в 1923 г. из Харьковского в Московский или Петроградский университеты, куда я подал документы».

С 1923 по 1927 год Д.Д. Иваненко был студентом Петроградского (Ленинградского) университета, где подружился с Г.А. Гамовым, Л.Д. Ландау и М.П. Бронштейном. Они именовали себя «Джаз-бандой» и называли друг друга — Джонни (Гамов), Димус (Иваненко) и Дао (Ландау). Другое название группы «Три мушкетера» было принято после того, как к ним присоединился Бронштейн в качестве Д’Артаняна.

Группа студентов ЛГУ. Сверху Г.А. Гамов и Д.Д. Иваненко, снизу (стоит) Л.Д. Ландау (середина 20-х годов)

Будущие известные физики-теоретики сразу приступили к активной научной деятельности. В 1924 году Иваненко и Гамов организовали теоретический семинар, в работе которого участвовали как однокурсники, так и студенты младших курсов. Именно с тех пор у Иваненко возникла убежденность в важности (даже необходимости) научных семинаров.

Первые научные работы Иваненко с друзьями, как правило, были посвящены принципиальным проблемам фундаментальной физики. В первых работах участников «джаз-банды» Гамова, Иваненко и Ландау обсуждалась роль трех мировых констант в физике, а также рассматривались проблемы пятимерия. В одной из первых работ (1926 г.) Иваненко, совместной с Гамовым, была произведена попытка интерпретировать волновую функцию в уравнении Шредингера в качестве пятой координаты 5-мерной теории. В одной из работ, написанной совместно с Ландау, рассматривался вывод уравнения Клейна-Гордона без привлечения пятой координаты. В статье, написанной с В.А. Амбарцумяном, была предпринята попытка построения теории дискретного пространства-времени. Важной оказалась работа, написанная Д.Д. Иваненко в соавторстве со своим учителем В.А. Фоком, по описанию спиноров в искривленном пространстве-времени.

Особо следует упомянуть принципиально важное достижение Иваненко мирового уровня — открытие протонно-нейтронного строении атомных ядер. Это было сделано в его короткой заметке объемом менее одной страницы, опубликованной в зарубежном журнале. Это была первая публикация об этом открытии.

Ряд важных результатов был получен Д.Д. Иваненко в его дальнейшей научной деятельности. Среди них следует назвать работу по квантовой трансмутации квантов гравитационного поля и элементарных частиц, выполненную совместно с А.А. Соколовым, совместную работу по синхротронному излучению и ряд других. Особо следует отметить две книги, совместно написанные А.А. Соколовым и Д.Д. Иваненко: «Классическая теория поля» и «Квантовая теория поля». В дальнейшем Д.Д. Иваненко много внимания уделял попыткам построения единой нелинейной теории поля.

Следует заметить, что практически все работы, содержащие конкретные вычисления, были выполнены Иваненко в соавторстве с другими авторами. В научной деятельности Дмитрий Дмитриевич был, скорее идеологом, а не вычислителем. Он стремился осмыслить результаты известных авторов, занимался постановкой задач коллегам и своим ученикам, что приводило к совместным публикациям значимых работ. О характере своей деятельности он писал: «По-видимому, у меня такой стиль работы. Я не могу долго задерживаться на одной работе. Меня иногда называют «десантником»: сделана работа и сразу бросок вперед. В этом есть и хорошие, и плохие стороны. Я не мог бы охватить всего, если бы действовал иначе. В математике различают интуитивистов и вычислителей. Вычислительная способность у меня развита слабее».

В нашей стране трудно было назвать другого физика-теоретика, который бы столь глубоко и широко разбирался в проблематике и состоянии мировых исследований в области фундаментальной физики. Это было отображено в его многочисленных вступительных и в обзорных статьях в научных сборниках и в переводных изданиях зарубежных авторов.

В завершении данной заметки приведу заключительную часть выступления Д.Д. Иваненко на юбилейном заседании Ученого Совета физического факультета МГУ, посвященного празднованию 90-летия Д.Д. Иваненко. (Это происходило 20 октября 1994 г. вблизи даты кончины Дмитрия Дмитриевича 30 декабря 1994 г.): «Завершаю свое выступление последней фразой. Я упомянул в начале слово «счастье». У меня было счастье видеть многих известных людей. Но вот вопрос, который всех интересует: счастливы ли были мои годы в Московском университете? Я вспоминаю замечательное определение счастья у Платона. Платон сказал (несколько изменяю его формулировку): «Боги создали меня человеком, (так сказать, мужчиной) и дали возможность жить в Афинах во времена Перикла». Хорошо сказал. Это релятивистское определение: где жить — в Афинах, когда жить — во времена Перикла и внутреннее свойство — быть человеком. Я поменяю: «Великое счастье это то, что боги нас создали физиками, дали возможность жить во времена создания квантовой механики, дальнейших обобщений теории относительности и построения сверхновой квантовой механики, а работать в Московском университете, что является, конечно, большой честью».

Профессор кафедры теоретической физики, ученик профессора Д.Д. Иваненко, в течение 12 лет бывший секретарем его научных семинаров Ю.С. Владимиров

Примечание:

Все фотографии, кроме студентов 1920 г. сделаны Юрием Сергеевичем

Назад