«Архимеду» 60 лет

Навстречу 270-летию МГУ

Навстречу 90-летию физического факультета

Время помнить, время вспоминать. Вспомнить лучшие годы, светлые, радостные, лучезарные… Именно таким жизнерадостным настроением были пропитаны дружеские встречи моих ровесников весной и осенью прошлого года, так или иначе причастных к праздничным событиям тех дальних лет на физфаке.

Организатором встреч была Светлана Ковалева, руководитель и режиссер легендарной оперы «Архимед». Первым режиссером этой оперы был славный Степан Солуян, потом коллектив архимедовцев после выдворения с факультета (было в нашей истории и такое) принял на свое попечение в Курчатовском институте Юрий Гапонов, в прошлом секретарь Комитета ВЛКСМ факультета и начальник штаба 2-го праздника «День рождения Архимеда» в 1961 году. Светлана Ковалева исполняла в опере искрометные балетные номера, увлекавшие зрителей, друзей-исполнителей и поэтов, с одним из которых, Геной Ивановым, она связала свою семейную жизнь. Гена писал прекрасные стихи, обеспечивал семью профессиональными трудами физика и летними подработками, как тогда водилось, в Сибири, на Сахалине, Курилах, на Камчатке и прочих Северах. Светлана Ковалева окончила физический факультет и успешно трудилась по своей специальности, стала кандидатом физ.-мат наук, ведущим научным сотрудником Курчатовского института. Но одновременно она проявила незаурядный литературный талант, в художественном изложении написала немало книг, в том числе, о своих друзьях-физикахи физическом факультете, была избрана членом Союза писателей России.

Светлана Ковалева (1980 и 2021)

Вот и эти товарищеские юбилейные встречи были организованы Светланой Ковалевой по случаю выхода в свет ее книг под названием «„Архимеду“ — 60 лет» (имелось в виду — 60 лет опере «Архимед») и «Толя», посвященной Анатолию Прохорову, напарнику Светланы по балетным номерам в опере «Архимед».

«Архимедовские» книги Светланы Ковалевой

Собственно, эти произведения были составлены не только из собственных повествований Светланы, но также из рассказов ветеранов архимедовского движения, литературно обработанных ею как автором-составителем. Было приятно, что написать первый в книге «Архимеду — 60 лет» вводный рассказ Светлана поручила мне как руководителю подготовки и проведения в 1962 году ставшего тогда ежегодным 3-го празднования дня рождения Архимеда (должность моя называлась «начальник штаба праздника „День рождения Архимеда“»).

Юрий Пирогов (1962 и 2020)

Известно, что первый День Архимеда отмечался в 1960 году по инициативе первопроходцев физиков-строителей (первый студенческий строительный отряд — ССО — отправился на целину в 1959 г.). Начальником штаба первого архимедовского праздника был замсекретаря Комитета ВЛКСМ физфака мой сокурсник Анатолий Широков, который включил в программу праздника написанную известными нашими поэтами Канером и Миляевым и поставленную Степаном Солуяном оперу «Архимед». Тогда же была сформирована ставшая традиционной структура праздника — представление на ступеньках физфака с отчетами Архимеду студентов различных курсов, торжественное шествие колонны участников во главе с Архимедом вокруг здания физического факультета, спортивные соревнования, аудиторные беседы и вечернее представление оперы «Архимед» в ДК МГУ.

Андрей Широков в роли Архимеда

Наши прошлогодние встречи были устроены в Центральном доме литераторов (ЦДЛ), где когда-то после очередного («моего») архимедовского праздника в мае 1962 года состоялось по приглашению Константина Симонова знаменитое представление оперы «Архимед». В том году я как секретарь комитета комсомола физфака и начальник штаба по проведению праздника отвечал за организацию этого представления и в ЦДЛ. На первой из теперешних встреч мне снова довелось рассказать об этом легендарном представлении оперы, о неоднозначной реакции собравшихся там литераторов, которые вначале никак не могли включиться в понимание физических каламбуров, слушали первое действие в гробовой тишине, но затем, увлеченные самозабвенным исполнением наших артистов, стали бурно аплодировать, откликаясь на лихие и столь необычные для литературно-музыкальной классики развороты оперных событий. Мастерство исполнения и оригинальное содержание сцен поистине завораживало зрителей — по окончании представления артистов провожали нескончаемыми овациями, не желая расставаться с таким необычным исполнительским коллективом. Затем состоялась неформальная дружеская беседа с литераторами в кулуарах. Константин Симонов попросил принести из буфета ЦДЛ ящик коньяка, были музыка, песни и танцы. Светлану Ковалеву, приму балетной группы, пригласил сам Симонов и исполнил с нею незабываемо вдохновенный танец. Потом он оказался рядом со мной на диване, где мне представилась возможность поговорить с ним tet-a-tet о впечатлениях от увиденного на архимедовской сцене. Я попросил Симонова написать об этом в моей оказавшейся под рукой записной комсомольской книжке. Он с удовольствием согласился и живо изобразил (см. факсимиле этой записи):

«Что такое опера я не знаю, являясь человеком малограмотным в музыкальном отношении (в остальном это не вполне выяснено). Опера «Архимед» моя любимая опера, может быть еще и потому, что других я не смотрел (или не слушал — так кажется?).

Всё, с товарищеским приветом, Ваш К. Симонов»

К сожалению, на смену оттепели 60-х годов пришли более строгие времена 70-х с запретом на несколько лет празднования Дня рождения Архимеда. Праздник все же возродился несколько позднее как День физика и стал, как и прежде, отмечаться ежегодно в середине мая. Последний перед ковидной пандемией День физика состоялся в 2019 году с представлением на ступенях физфака обновленной версии оперы «Архимед» под руководством теперешнего юного режиссера Виктории Радовской.

Новые Архимед (М. Г. Гапочка), Марс (Максим Щербаков) и Бахус (Александр Макуренков). 2019 г.

Завершая рассказ о прошлогодних юбилейных сходках в ЦДЛ, отметим, что Светлана Ковалева пригласила туда тех бывших исполнителей главных ролей в опере «Архимед», которые имели возможность в эти дни повидаться. Конечно, собрать удалось не всех — «иных уж нет, а те далече!» Но пришли и исполнили прекрасно сохранившимися голосами свои коронные арии Андрей Широков (Архимед), Сергей Чекалин (Бахус), Владимир Гребняк (тоже в прошлом Архимед), Ирина Сокольская (Венера), Сергей Пулинец (бывший Аполлоном и Марсом). Затаив дыхание мы слушали фортепьянные дивертисменты талантливого пианиста и композитора Димы Гальцова, к тому же всемирно известного ученого- физика. Особенно трогательны были слова, произнесенные в честь недавно ушедшего от нас Анатолия Прохорова — выпускника физфака, ярчайшего балетного артиста, автора выразительных поэтических строк, выдающегося телевизионного режиссера, создавшего на отечественном голубом экране «Смешарики», удостоенные Государственной премии России. Потому и книжку Светланы Ковалевой о нем «Толя» можно увлеченно читать, не отрываясь и многократно восхищаясь вывертам ума его уникальной на выдумку творческой натуры. Вспомнили и ушедших в мир иной наших товарищей — Геннадия Иванова, Валериев Канера и Миляева, Анатолия Широкова, Юрия Гапонова, Александра Кессениха и других «архимедовских» корифеев, во славу которых пусть исполнится наша осанна…

Профессор Ю. А. Пирогов

Назад