Памяти учителя

2 июня 2018 года скончался Иридий Александрович Квасников — человек, которого знают на нашем факультете все, начиная со студентов 4-го курса.

От нас ушел Учитель, по книгам, лекциям и семинарам которого изучают термодинамику и статистическую физику многие тысячи студентов нашего факультета, начиная с 60-х годов. От нас ушел человек с энциклопедическим кругозором, глубоко разбиравшийся в архитектуре и музыке, в живописи и балете, готовый поделиться с собеседником своими поистине безграничными знаниями в этих областях. Он был чуток, внимателен и отзывчив, никогда не уходил от ответов на вопросы, профессиональные или житейские. И вместе с тем, он твердо отстаивал свои позиции в дискуссии, особенно, если это касалось преподавания. Тут ощутимо менялись и его речь, и выражение лица.

Его знания, его характер, его отношение к людям всегда вызывали глубокую симпатию студентов. Достаточно почитать отзывы студентов и выпускников на «Дубинушке».

Это был подлинный русский интеллигент, в лучшем смысле этого слова.

Для нас, студентов, аспирантов и сотрудников физфака, главная часть наследия Иридия Александровича — его трехтомный курс «Термодинамика и статистическая физика», который всем нам хорошо знаком. Он построен на фундаменте современной физики — на квантовой теории, и охватывает материал от основ описания равновесного состояния до кинетики. Ясно показан весь ход действий от того, что должно быть задано, до получения конечного результата. Настоящее руководство по овладению идеями и методами термодинамики и статистической физики. В мире нет другого столь же ясного, фундаментального и последовательного учебника по этому предмету.

Физики-теоретики знают и другие книги Иридия Александровича: по квантовой статистике, теории идеального и неидеального бозе-газа, сверхпроводимости.

Иридий Александрович родился в 1929 году. Его отец в Первую мировую войну был боевым летчиком, в 1929 году заведовал кафедрой в Томском технологическом институте, а с 1931 года заведовал кафедрой в МАИ, посвятив всю жизнь разработке авиационных и космических двигателей. Мать Иридия Александровича работала энтомологом. В 1954 году Иридий Александрович окончил физфак МГУ и поступил в аспирантуру кафедры теоретической физики. Его научным руководителем был Н.Н.Боголюбов, оказавший определяющее влияние на его научное мировоззрение и всю его дальнейшую деятельность. В 1958 году Иридий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Применение вариационного принципа в задачах статистической физики». В период с 1957 по 1960 год он работал в МФТИ, в Стекловке, в Институте физхимии имени Карпова. Вся его дальнейшая жизнь связана с нашим физфаком, сначала с кафедрой теоретической физики, а с 1966 года с созданной Н.Н.Боголюбовым кафедрой квантовой статистики и теории поля.

В начале 60-х годов при идейной поддержке Н.Н.Боголюбова Иридий Александрович создал известный нам курс термодинамики и статистической физики и более 50 лет читал лекции и вел семинары по этому курсу. Стоит сказать, что Квасников начинал читать свой курс параллельно с двумя профессорами физфака. В расписании занятий лекции по термодинамике и статистической физике стояли в одно и то же время в ЦФА, ЮФА и СФА. В каждой аудитории свой лектор со своей программой. Студенты могли выбирать, кого слушать. Через год выбор администрации физфака был сделан в пользу курса Иридия Александровича. В 1992 году он стал первым лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую деятельность «за создание уникального курса лекций и учебного пособия по статистической физике и термодинамике». А в 1997 году ему было присвоено звание заслуженного преподавателя МГУ.

Все, кто был знаком с Иридием Александровичем, знали его не только как знающего физика и прекрасного лектора. Изумляла его разносторонняя одаренность и глубина его интересов. Учась на физфаке, он окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу фортепиано. Десятки лет не пропускал практически ни одного заметного балетного спектакля в Большом театре. Исколесил Советский Союз от Львова и Кавказа до Соловков, а потом всю Европу. Перед поездкой можно было спросить его, что посмотреть, и он детальнейшим образом отвечал, где находится та или иная работа Микеланджело или Ренуара, чем интересен тот или иной собор. И это было подробнее любого путеводителя, а порой сопровождалось нарисованной от руки схемой, как пройти. Он делал любопытные лаконичные рисунки, порой просто мелом на доске после экзамена или семинара. А перед Новым годом, бывало, вырезал из бумаги смешные фигурки и дарил их инспекторам учебной части физфака.

И вот этот человек ушел. Спасибо судьбе, что свела нас с ним.

И пусть земля ему будет пухом!

Коллектив кафедры

Назад