Цель жизни — служение науке и Отчизне

Вниманию читателей предлагается необычная статья. Ее автор — ученик 7 класса Владислав Вовк, в которой он рассказывает о своем прадедушке — профессоре физического факультета Федоре Андреевиче Королеве.

Статья представляет собой немного сокращенный вариант проекта победителя Московского этапа Всероссийского конкурса «История моей семьи в истории России-2018».

Редакция

Мой прадедушка Королев Федор Андреевич родился 10 июня 1909 года, в селе Болошнево Рязанской губернии в многодетной крестьянской семье, в которой было 6 детей. С детства он трудился в крестьянском хозяйстве своих родителей, в середине двадцатых годов семья переехала в Москву. В 1926 году Федор Андреевич экстерном закончил 1-ю Московскую школу Замоскворецкого района и начал работать чернорабочим на железной дороге, в 1928 г. он поступил рабочим на прядильную фабрику Комбината Трехгорной мануфактуры.

Несколько слов хочу сказать о влиянии революции на Россию и конкретно на мою семью. В прошлом году исполнилось сто лет со дня Октябрьской революции 1917 года. Система эксплуатации человека человеком, классовое разделение возникло задолго до событий Октября, проявляясь в различных общественно— исторических формациях. Неизменным оставалось классовое разделение людей по имущественному и сословному принципу, менялись формы, но суть системы неравенства оставалась неизменной. Только Октябрьская революция изменила такое положение в жизни людей. Пример Советского Союза показал возможность принципи-ально справедливого социального переустройства, доказал реальность и указал путь построения государства нового типа.

Уже на заре советского государства развивающаяся социалистическая промышленность нашей Родины остро нуждалась в инженерных и научных кадрах. По призыву партии и правительства в ВУЗы страны шла молодежь из рабочих и крестьян. Возможно ли было поступить рядовому рабочему, а тем более работать в лучшем учебном заведении до революции. Ответ, скорее всего, будет отрицательным.

В 1930 году прадедушка поступил в Московский институт инженеров связи, в 1931 перешел на физическое отделение Московского университета, которое закончил в 1935 году. В апреле 1933 года на базе отделений произошло восстановление факультетской системы. В составе университета появились: механико-математический, физический, химический, биологический, почвенно-географический и рабочий факультеты.

В 19351938 гг. Фёдор Андреевич учился в аспирантуре физфака МГУ. Его первая научная работа вышла в 1937 г. (Ф.А.Королёв «О применении метода Теплера для измерения поглощения ультразвука в жидкостях». ДАН СССР, т.15, №1, 3536). Большую роль в становлении Фёдора Андреевича как учёного сыграло внимательное и доброжелательное отношение к его научной работе со стороны академиков: С.И. Вавилова, Г.С. Ландсберга, М.А. Леонтовича. Михаил Александрович Леонтович был научным руководителем по кандидатской диссертации Фёдора Андреевича «Исследование ультразвукового поля по методу Теплера (оптический метод) и применение его к измерению поглощения в жидкостях и газах» (1939 г.). В 19391941 гг. Фёдор Андреевич заведовал редакцией физико-математического журнала АН СССР, работал в качестве старшего редактора отдела физики Большой советской энциклопедии (БСЭ) (19381944 гг.)

В марте 1942 года он Федор Андреевич вернулся на физический факультет МГУ, воссоздал кафедру оптики, осуществил в кратчайший срок восстановление подготовки специалистов по специальности «оптика» и научные исследования по данному направлению. В дальнейшем с 1946 года он возглавил кафедру оптики, которой руководил вплоть до своей кончины.

Сразу после начала войны планы научно-исследовательской работы факультета, были пересмотрены и получили оборонную направленность. С первых дней войны коллектив физфака наладил выпуск деталей для мин, снарядов и ручных гранат, освоил производство новых приборов для авиации, артиллерии, боевых кораблей Военно-морского флота.

Федор Андреевич организовал разработку и выпуск аппаратуры для экспрессного спектрального анализа металлов и сплавов, необходимых при производства танков и самолетов.

В годы войны на кафедре были разработаны эффективные оптические методы исследования и приборы для изучения самых разнообразных явлений быстропротекающих процессов: распространение ультразвука, полета снарядов, распространение ударных и детонационных волн, движение различных продуктов взрыва, проводилось сверхскоростное фотографирование кумулятивных струй, изучение динамики их развития, определение скорости распространения. Эти исследования имели особое значение, поскольку Федору Андреевичу впервые удалось раскрыть физическую природу кумуляции как явления, связанного с переходом кинетической энергии частиц продуктов взрыва в энергию направленного движения струи. Им были также развиты методы, позволяющие изучать взрывы непосредственно в полевых условиях.

С академиком Михаилом Александровичем Леонтовичем и коллегами в оптической лаборатории физического факультета 1943 год

В 1946 году Федор Андреевичу была присуждена Сталинская премия «За разработку методов и приборов для исследования направленного взрыва».

Деньги на премии брались из гонораров И.В. Сталина за издания его трудов, в том числе за рубежом. Возможно, на премии также шла часть зарплаты вождя. Премия давалась не по совокупности заслуг, а за конкретные работы и достижения. Поскольку она задумывалась именно как материальный стимул, то присуждалась в основном людям в среднем возрасте или даже молодым. А в качестве награды к премии обычно прилагался орден.

Размер премий — 100 тысяч рублей (первая премия), 50 тысяч (вторая) и 25 тысяч (третья) — существенно превышал средний уровень зарплат в стране (средний годовой доход библиотекаря в 1939 году — 1800 рублей. Мой прадедушка все свое вознаграждение вложил в науку и раздал родственникам.

Громадную работу Фёдор Андреевич провел в качестве заместителя декана физического факультета по научной работе, когда осуществлялся перевод физического факультета в новое здание на Ленинских горах. Значительная часть созданной в то время материальной базы и сейчас надежно служит коллективу факультета.

С 1942 года он — доцент, с 1959 года — профессор, в 1970 году получил почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Фёдор Андреевич был выдающимся учёным и прекрасным педагогом, его учебники : Ф.А. Королёв «Курс физики. Оптика. Атомная и ядерная физика» (учебное пособие для педвузов), «Учпедгиз», 1962 г., «Теоретическая оптика» (учебное пособие для университетов). «Высшая школа», 1966 г. «Курс физики. Оптика. Атомная и ядерная физика» (учебное пособие для педвузов) изд. 2-е, переработанное. «Просвещение», 1974 г., написаны доступным, понятным языком, и сейчас используются, как учебная литература. Это касается и монографий, в первую очередь «Спектроскопия высокой разрешающей силы» 1953 г. «Гостехиздат» 1953. На кафедре оптики Фёдор Андреевич читал курсы лекций «Теоретическая оптика» и «Атомная спектроскопия». Как ученый-исследователь Фёдор Андреевич был как сильным теоретиком, так и прекрасным экспериментатором, претворявшим все задумки в действующие устройства.

Фёдор Андреевич Королев — заместитель декана, заведующий кафедрой оптики и спектроскопии физического факультета 1953 год

При этом большая часть разработок не имела аналогов, были оригинальными, получили широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом. За эту работу в 1971 году он был награжден Ломоносовской премией.

Фёдор Андреевич был глубоко образованным, широко эрудированным человеком, любил и прекрасно знал русскую историю и литературу, любил цитировать классиков. Его любимым отдыхом была работа на подмосковном садовом участке.

10 июня 2019 года исполняется 110 лет со дня рождения Королева Фёдора Андреевича. Он был выдающимся советским физиком. Время, прошедшее после его смерти, показало, насколько дальновидным он был ученым и руководителем. Многие научные направления, которые при нем сформировались на кафедре, прошли испытание временем и продолжают успешно развиваться.

В напылительной лаборатории кафедры — создание уникальных светофильтров для советской космической программы 1968 год

Прадедушка не дожил нескольких дней до своего 70-летия. Служение Отчизне, своему народу, науке было воплощением его жизненной мечты и целью жизни.

Я хочу продолжить путь моего прадедушки. Сейчас я учусь в инженерном классе, увлекаюсь математикой, изучаю китайский язык и понимаю, что именно мой прадедушка дал нам путь в научный мир.

И я горжусь своими корнями, храню уважение и любовь к своему прадедушке, написав эту работу о нем.

Передача эстафеты

Я выражаю глубокую признательность за помощью в подготовке моей работы моему руководителю — Ирине Павловне. Она помогала мне с подготовкой выступления, советами, замечаниями.

ученик 7 «Д» класса В.Ю. Вовк

правнук Ф.А. Королева

Назад