Приветственное слово декана физического факультета МГУ профессора Владимира Викторовича Белокурова
30 августа декан физического факультета МГУ Владимир Викторович Белокуров выступил с приветственным словом перед первокурсниками.
«Сегодня вы становитесь полноправными членами нашей университетской корпорации. Душой вы, наверное, уже давно чувствуете это – с того самого дня и часа, когда вы узнали, что поступили на физический факультет Московского университета.
Ваше поступление совпало с важным историческим моментом: Московский университет приближается к своему 270-летнему юбилею. Этот юбилей — значимое событие, полное исторического веса и гордости. В прошлом году физическому факультету исполнилось 90 лет. Хотя преподавание физики началось с момента основания Московского университета, оно существовало в различных формах. Организационно физический факультет оформился в 1933 году, когда физико-математический факультет был разделен на мехмат и физфак. Хоть возраст факультета и солидный, его нынешняя форма относительно молода. Сегодня физический факультет активно работает над совершенствованием учебных и научных программ, а также создает все условия для комфортного образовательного процесса.
В истории человечества стремление к получению и передаче знаний от поколения к поколению существовало всегда. Самый первый пример – это Адам и Ева, которые по научению «первого профессора» съели плод с древа познаний. С тех пор передача знаний происходила постоянно. Например, хорошо известны античные центры, которые создавались великими учеными, где происходила вертикальная передача знаний от старшего – учителя к младшему – ученику. Такая система существовала очень долго, только в XII веке начали создаваться университеты. По значимости, пожалуй, это второе событие после Адама и Евы, когда изменилась система передачи знаний.
Именно в университете студент становится не объектом образования, которого учат старшие, а субъектом, самостоятельным действующим лицом, который сам получает знания, сам выстраивает свою образовательную траекторию, конечно, с помощью профессоров и преподавателей. В этом и заключается коренное отличие университетского образования от различного профессионального. Конечно, с наукой, как в детском стихотворении В.В. Маяковского «…пусть меня научат» не получится, научить науке нельзя, ею можно увлечь, но процесс изучения и исследования ложится на плечи самого студента.
Что бы я хотел вам пожелать, какие дать вам советы? Совет первый, наверное, самый неожиданный. Хорошо и отлично учиться гораздо легче, чем учиться посредственно. Парадокс? Конечно, это потребует большой работы. Но поверьте, поверьте интегрально – тому, кто учится хорошо и отлично, все будет даваться легче в жизни. Как этого добиться? Конечно, у всех разные способности, но другого пути нет – усердная работа и систематические занятия. Не пожалейте времени на первых курсах, не потратьте его впустую. Потом, когда будет выстроена система, все пойдет легко. Как себя заставить и надо ли себя заставлять? Здесь все просто – очень важен интерес. Постарайтесь в каждом предмете, в каждой более мелкой задаче почувствовать что-то необычное, что-то интересное.
Физику условно можно разделить на три равнозначные части. Это фундаментальная физика, которая занимается поиском новых закономерностей, их экспериментальной проверкой, многократным подтверждением и математическим оформлением закономерностей. Физика реальных систем – раздел, который занимается применением уже открытых закономерностей для описания различных систем. И наконец, прикладная физика, где используются уже известные свойства различных систем для создания приборов, устройств, чего-то, что имеет практическое применение. Эти области физики очень тесно связаны, и часто ученые, которые делают что-то в одной из этих трех областей, успешны и в другой. Очень показателен пример наших известных ученых, которые работали над атомным проектом. Некоторые из них внесли серьезный вклад в развитие фундаментальной физики, уже не относящейся непосредственно к тем задачам, которые они выполняли.
С самого начала обучения важно понять свою сферу научных интересов. Кто вы: теоретик или экспериментатор? К чему вас больше тянет? Для будущих теоретиков мы устраиваем специальный факультативный курс, который может слушать каждый, дополнительные занятия и лекции, в которых рассказывается о разных областях, прежде всего, математики, которая необходима для подготовки к занятиям серьезной теоретической физикой. Если мы говорим об экспериментальных кафедрах – советую вам не упускать возможность походить по лабораториям, посмотреть на работу кафедр, пообщаться с преподавателями.
Хоть распределение по кафедрам происходит после 2 курса, советую вам уже сейчас познакомиться поближе с научной деятельностью всех кафедр факультета.
Что бы мне хотелось еще вам пожелать? Не бойтесь преподавателей и профессоров. Вы должны понимать, что мы все теперь – единый коллектив, единая корпорация. Может, кто-то из вас слышал слова песни на стихи вагантов:
Если те профессора, что студентов учат,
Горемыку школяра насмерть не замучат.
Или еще одна студенческая, физфаковская песня:
Бей профессоров, они гадюки!
Они нам замутили все науки:
Электроны, циклотроны,
Философские законы – окосели мы от этой штуки.
Не бойтесь, не замучают! Наоборот, они помогут вам найти путь в науку. И я уверен, вы будете с любовью вспоминать своих преподавателей, которые многому вас научили, много в чем помогли.
Дорогие друзья! Наблюдая за своими однокурсниками, за своими приятелями с физического факультета долгие годы, я могу точно сказать, что в университете складывается самое прочное человеческое общение. Так получается, что с возрастом, как правило, сохраняются друзья, с которыми ты вместе учился в университете. Это и общность интересов, воспоминания о событиях молодости, что очень важно. Мне бы очень хотелось, чтобы вы это сохранили. Самое главное, не забывайте, что у нас никто не остается без внимания. Не стесняйтесь обращаться за помощью к студентам старящих курсов, преподавателям или же к администрации факультета.
И помните, вы – студенты Московского университета. И вы не просто студенты, вы – студенты-физики. Занимаясь физикой, человек исследует причинно-следственные связи между природными явлениями. И с течением времени этот человек начинает также относиться ко всем другим вопросам, в том числе и социально-экономическим. Он всегда старается получить максимум информации, а затем – проанализировать ее, сделать свой вывод. Это не просто доверие чьему-то мнению, это умение принять решение самому. Неслучайно, что среди выпускников физфака, которые не занимаются наукой, а занимаются другими сферами жизни, бизнесом, очень много успешных людей. Каждый из нас несет ответственность за судьбу Университета, за судьбу своих товарищей. Давайте будем строить нашу жизнь в соответствии с этими принципами. Право иметь свои политические взгляды совершенно незыблемо, но каждое право должно сочетаться с ответственностью.
Мы все имеем свое мировоззрение, свои политические взгляды, и вполне естественно, нормально и хорошо, ведь мы физики, как никто другой можем понимать то, что другим недоступно. Однако публичная демонстрация своих политических взглядов неминуемо вызывает ответную реакцию от носителей других политических взглядов. Это путь к разрушению Университета. Именно поэтому в Уставе Московского университета, в Этическом кодексе университета вводится положение о том, что Университет вне политики.
Я искренне желаю вам найти себя в науке, найти себе дело по душе, использовать свой багаж, те знания и ту систему мышления, которую вы приобретете на физическом факультете».