13.10.2023

Лаборатория физики живых систем кафедры физики полимеров и кристаллов

История научной группы начинается с конца 1980-х годов, с начала бурного развития области нанотехнологий. За годы работы наш коллектив преуспел в создании ряда передовых научных приборов: атомно-силовых и туннельных микроскопов, атомных весов и биосенсоров, успешно применяя их в своих исследованиях и добившись больших результатов в АСМ-исследованиях вирусов и вирионов, бактерий и живых клеток, в изучении организации комплексов ДНК и мРНК.

Сейчас лаборатория физики живых систем располагается на кафедре физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, продолжая исследования процессов в живой природе: клетках, бактериях, вирусах, биомакромолекулах с использованием собственного передового оборудования.

Презентация Фемтоскана X в кластере «Ломоносов»

Какие основные направления исследований и разработок лаборатории?

В настоящее время в лаборатории активно развиваются исследования по следующим направлениям:

• изучение процессов роста и развития сетей нейронов;

• изучение вирусов и методик их обнаружения, процессов при вирусном инфицировании;

• исследования топографии и морфологии живых клеток;

• визуализация жизненного цикла и активности живых клеток;

• проверка эффективности лекарственных (противоопухолевых, антибиотических) препаратов.

Методиками исследования являются: атомно-силовая микроскопия, капиллярная микроскопия, микролинзовая оптическая микроскопия, туннельная микроскопия и другие.

Также в нашей лаборатории ведется разработка собственного оборудования и программного обеспечения для исследований в медицине и биотехнологиях. Один из примеров — микроскоп ФемтоСкан, успешно зарекомендовавший себя в научной работе. На сегодняшний день активно разрабатывается его усовершенствованная версия, высокоскоростной ФемтоСкан X, который был недавно представлен на открытии кластера «Ломоносов» как одна из передовых разработок Московского университета. На этой же платформе ведется разработка капиллярного микроскопа ФемтоСкан Xi.

Подробнее о имеющемся оборудовании и об устройстве лабораторий вы можете прочитать на нашем сайте.

С кем сотрудничает ваша лаборатория?

Многие наши исследования проводятся в коллаборации с ведущими научными центрами и институтами, такими как НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, ФГБНУ «ФНЦИРИП им. М. П. Чумакова РАН», ИНЭОС РАН, ГНЦ РФ ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, университетами г. Бангор (Великобритания) и г. Катания (Италия) и другими ведущими научными центрами.

Микроскопы и программное обеспечение нашей разработки используются в научных организациях в России и за рубежом. В частности, в ИНЭОС РАН, ВГУ, ЧГУ, АлтГУ, Медицинском центре Университета Небраски.

Кто руководит лабораторией?

Руководитель нашей научной группы — профессор, д.ф.-м.н. Яминский Игорь Владимирович, под чьим наставничеством было защищено 19 кандидатских и докторских работ, реализовано более 50 научных проектов и опубликовано более 500 публикаций в рецензируемых изданиях. Сегодня многие выпускники лаборатории физики живых систем— успешные ученые, продолжающие свой личный научный путь.

Наша команда активная, дружная и всегда рада новым инициативным студентам!

Чем будут заниматься студенты в лаборатории физики живых систем?

Мы ждем ребят, которым интересно заниматься как экспериментальными научными исследованиями на стыке физических методов и биологии, химии, медицины, так и разработкой современного оборудования и программных продуктов (С++ разработка, программирование ПЛИС [FPGA], схемотехника и разработка электронных систем).

С подробной информацией о нас вы всегда можете познакомиться на сайте группы.

Контакты для связи

Мы с радостью ответим на все вопросы, проведем экскурсии по нашим лабораториям и познакомим с нашей работой.

За подробной информацией обращайтесь к Тимофею (sovetnikov@nanotomed.ru) или Софье (senotrusova.sa18@physics.msu.ru).

Моменты из жизни группы