Феномен Рема Хохлова

«Его влияние надолго» — телеграмма от студентов, полученная в день похорон Р.В. Хохлова 11.08.1977 г.

В январе 1973 года ушел из жизни замечательный человек, выдающийся организатор просвещения и науки, видный ученый, ректор МГУ с 1951 года, как ни странно, беспартийный, Иван Георгиевич Петровский. Преемником его стал один из его соратников, особенно ясно понимавший всю тяжесть утраты Рем Викторович Хохлов. Он возглавил коллектив МГУ 22 февраля 1973 года.

По давно установившейся традиции на физическом факультете первую лекцию первокурсникам читает декан, читает в самой большой аудитории факультета, «Аудитория имени Рема Викторовича Хохлова». На студентов с портрета на стене смотрит энергичный, жизнерадостный и красивый человек. Первокурсники узнают, что этот человек четверть века проработал на физическом факультете, что он был академиком и ректором МГУ, выдающимся ученым и государственным деятелем. Им рассказывают, что лучшая студенческая работа по физике отмечается премией его имени , что есть и аналогичный приз для спортсменов. Они, конечно, знают, что его именем названа улица, вдоль которой расположился университет, и что в 1980 г. построен лабораторный корпус нелинейной оптики, заложенный им в 1975 г.

И все же они узнают о Реме Викторовиче Хохлове до обидного мало!

И как хотелось бы, чтобы эти юноши и девушки, вступающие в науку, поняли, каким был Рем Хохлов! И не только они, конечно. Ибо удивительные и неповторимые черты этого человека привлекали к нему людей всех профессий, даже далеких от любимой науки.

«Но как рассказать о Хохлове?», — задавался этим вопросом и Владимир Иванович Григорьев, однокурсник и друг Рема Викторовича, которого тоже уже нет с нами… Как добиться, чтобы из разрозненных фактов, которые хранились и хранятся в памяти знавших его людей, — а сам Хохлов относился ко всякого рода личным архивам с полнейшей беспечностью — как добиться, чтобы из этого всего выкристаллизовались хотя бы некоторые черты правдивого портрета выдающейся личности? Как, наконец, решиться произнести достойные его высокие слова, когда знаешь, насколько чужды они были всей его натуре и как непримиримо он к ним относился…

«Народная мудрость гласит, что жизнь человека можно считать прожитой не напрасно, если он построил дом, посадил дерево и оставил потомство. Опираясь на этот постулат, можно с полным основанием считать жизнь Ремa Викторовича Хохлова прожитой не напрасно, поскольку именно он основал в 1965 г. на нашем факультете кафедру волновых процессов как выстроенный им дом знаний, именно он лично отобрал и взрастил потомство учеников и, конечно, своих сыновей, как деревья познаний», — так писал мне Л.Б. Рубин, пришедший на кафедру волновых процессов в далеком 1967 году, биолог (!) по базовому образованию.

Очень трудно найти ответ на вопрос, как Рему Викторовичу, несомненно уникальной личности, удалось инициировать и успешно завершить столько прорывных и трудных начинаний в течение своей столь короткой жизни!

Возможно, феномен Рема Хохлова можно раскрыть, исходя из его биографии, подробно изложенной в книге В.И. Григорьева «Рем Викторович Хохлов» (изд. 1981 г.) и в обширном труде Л.И. Девятковой «Академик Р.В. Хохлов — ректор Московского университета» (изд. 2005 г.).

15 июля 1926 г. в старинном русском городе Ливны в семье Виктора Христофоровича и Марии Яковлевны Хохловых родился сын, которого они назвали Рэм («Революция и электрификация мира») — типичное для тогдашнего времени имя).

В 1939 г. Виктор Христофорович, из семьи разночинцев, прошедший к тому времени путь от простого комсомольца до инженера и руководителя строительства канала Москва–Волга, был назначен начальником строительства Владимирской ГЭС. В тот год Рэму исполнилось тринадцать лет. Теперь каждое лето родители посылали его работать на стройку. Тогда среди начальников высокого уровня нередким было представление о том, что их дети должны получить трудовое воспитание, что теперь настоящая редкость. Советская педагогика тех лет отвергала элитарность, и ничего удивительного не было в том, что сын начальника строительства работает простым рабочим. Вначале он был подсобным рабочим, мыл машины, приходил домой промасленным и пропахшим бензином. Но за два лета он приобрел специальность автослесаря. (И как скоро она ему пригодилась, когда грянула война!)…

Мария Яковлевна Васильева, дочь деревенского священника, рано покинувшая родительский дом и ставшая комсомолкой, восемь лет проработавшая на обувной фабрике в Москве, направленная на учебу в Московский государственный университет, ставшая впоследствии физиком, кандидатом наук, преподавателем нашего факультета, и была матерью Рема Хохлова.

Здесь стоит сказать, что бабушка Р.В. Хохлова Мария Гавриловна Хохлова очень заботилась о нем, и Рэм мальчиком нежно любил ее. Она говорила, что с таким ребенком у нее не было и не могло быть проблем, он уже в детстве умел правильно вести себя в самых разных обстоятельствах. Он был прилежен; хотя, конечно, не всегда. Ему, к великому огорчению любящей его бабушки, иногда попадало от деда и отца. Словом, пай-мальчиком было назвать его никак невозможно. Но будучи озорником, он был добрым, трудолюбивым и правдивым. Эта внешняя несочетаемость качеств была специфической особенностью характера Хохлова, оставшейся на всю жизнь. При такой напряженной жизни, которой жили родители Рэма, мальчику очень повезло, что у него была замечательная бабушка. Судьба наградила ее — она видела первые успехи внука в науке, видела его свадьбу, первые годы жизни с молодой женой, рождение правнука…

Вот в такой семье и в такой стране родился, вырос, сформировал и закалил свой характер, сложил своё отношение к работе и людям будущий ректор МГУ Рем Викторович Хохлов. Именно тогда он стал человеком, отзывчивым к добру и отвергающим зло, требовательным и справедливым, непрерывно обучающимся и обучающим, знающим себе цену, но не заносчивым, в поступках рассудочным, но не безрассудным, храбрым, но не бесшабашным, твердым в базовых ценностях и способным на компромисс в незначительных деталях, умеющим находить и соблюдать хорошие отношения в семье, с сотрудниками и даже с недругами, находить правильные решения в научных открытиях и политических дискуссиях.

Математические способности обнаружились у Рэма очень рано. Учительница математики рассказывала, что он самостоятельно, используя аналогии, справлялся с доказательством самых разных теорем. «Минуя школьные правила, он находил собственные методы решения задач. Мне даже, — говорила она, — иногда бывало нелегко понять его подход. Никогда раньше я не видела такого оригинального мальчика».

Мария Яковлевна регулярно приводила сына на физический факультет. Он бывал в лаборатории Самсона Давыдовича Гвоздовера, в лаборатории матери, слушал воскресные лекции на физическом факультете, приходил в практикум кафедры электронных и ионных процессов, где Мария Яковлевна проводила занятия со студентами.

При получении подростком паспорта паспортистка ошиблась и написала Рем. Таким образом на Земле появился Рем Викторович Хохлов.

В победном 1945 году Р.В. Хохлов перешел на учебу на наш факультет. Ректором университета тогда был профессор Илья Саввич Галкин, деканом физического факультета — член-корреспондент АН СССР Александр Саввич Предводителев. Главную роль в переводе студента Хохлова в МГУ сыграл заведующий учебной частью физического факультета Георгий Пафнутьевич Дьяков. Но и, конечно, отличные оценки Рема Хохлова, который к тому же в течение ряда месяцев посещал на факультете лекции по физике и математике. Неформальный и, по существу, правильный подход Георгия Пафнутьевича подарил стране выдающегося ученого.

Многим повезло в то время стать дипломниками и аспирантами ведущих ученых факультета. Рем Хохлов, напротив, выбрал себе кафедру колебаний, известную своими традициями. Этот шаг, удививший в свое время многих, был, несомненно, ранним проявлением самостоятельности и независимости, столь характерных для всей его последующей жизни. Возможно, что он сам сделал себя ученым. И именно это помогло ему в короткий срок создать собственную научную школу и успешно руководить ею.

«Сам сделал себя» — так можно сказать и о многих других сторонах характера Хохлова. У Рема выработалась четкая система жизненных правил, руководствуясь которыми он сознательно развивал свои лучшие качества. Внимательность к окружающим, готовность прийти на помощь несомненно входили в их число, поскольку в зрелом возрасте проявлялись чаще и более четко. Наряду с этим — обязательность, верность слову, верность дружбе и невозможность компромиссов по принципиальным вопросам.

С молодых лет Р.В. Хохлов ставил себе задачи «на пределе возможностей» и, чтобы выполнить намеченное, постоянно жил в состоянии полной мобилизации. Не обладая от природы крепким здоровьем, он задался целью стать сильным и здоровым — и сделал это. Друзья помнят его выражение: «Болеть — позорно». Для того, чтобы не болеть и, несмотря на все возрастающие нагрузки, быть в отличной умственной и физической форме, в последние годы, уже став академиком, ректором, депутатом Верховного Совета СССР Р.В. Хохлов не изменил своим привычкам и начинал день с «часа личной жизни», делая усиленную зарядку на свежем воздухе и занимаясь бегом.

Если назвать крупнейшие работы Хохлова в области физики, вспомнить его научно-организационные достижения, академические ранги и обязанности, высокие общественные и партийные посты, то получится перечень, характерный для маститого ученого, прошедшего в науке большой путь и достигшего высот признания.

Рем Викторович Хохлов, будучи ректором, был молодым, полным сил и замыслов, жизнерадостным, общительным человеком, активным ученым и педагогом, окруженным молодежью, сильным спортсменом в одном из самых романтических и опасных видов спорта, в альпинизме. Совмещение этих двух сущностей в одном человеке составляло главную особенность неповторимого обаяния Рема Хохлова. Силу этого обаяния испытали все, кому посчастливилось его знать. Эта же особенность продолжает и теперь привлекать интерес к его личности.

Рем Викторович умел в обычном увидеть признаки необычного, нового, он обладал мощнейшей интуицией. В нем удивительным образом соединились черты глубокого исследователя и черты руководителя крупного масштаба. Его пионерские работы по параметрическим генераторам света, генераторам гармоник, ВКР-генераторам когерентного оптического излучения, нелинейной оптике и нелинейной акустике снискали ему мировую известность. Вся его деятельность на физическом факультете МГУ, а потом — его работа в качестве ректора университета, сделали его виднейшим педагогом страны. Человеком огромного и разностороннего таланта. Таланта, который далеко не до конца был раскрыт. Ему для этого не хватило лишь одного: времени. Он жил на самом острие современной науки и постоянно держал руку на пульсе общественной жизни. Он знал заботы студенчества и постоянно ощущал, где, в каком направлении науки можно ожидать новых открытий. И он призывал молодых дерзать в науке, со всей смелостью вторгаться в нее, браться за самое новое и потому самое трудное.

Научные интересы Р.В. Хохлова сочетались с огромным жизнелюбием и разносторонностью человеческих устремлений: он тонко воспринимал музыку, имел профессиональный интерес к живописи и отличался непреходящей любовью к спорту. Традиционные студенческие праздники. День Архимеда. День химика. Вечера кафедры. Рем Викторович спешил на эти праздники. Спешил так же, как на вечера студенческой поэзии… Будучи заведующим кафедрой, он по просьбе комсорга выступал и на комсомольском собрании кафедры, рассказывая о талантах и упорном труде в науке, задачах, стоящих перед студентами, слагаемых успеха в научной деятельности и в жизни. Приходя на работу, со всеми здоровался, был в курсе дел академика и простого работника производственных мастерских. Многим помогал по жизни, даже когда они не догадывались об этом.

Жизнь Р.В. Хохлова была ярка, стремительна, насыщенна и напряжённа. С такой страстностью он отдавался любимому делу, с такой щедростью отдавал себя людям, что казалось: он весь в этом, больше у него нет ничего. Просто невозможно, чтобы у человека оставались силы и время для чего-то еще. Но у него была еще одна очень большая любовь, кроме жены и детей: он любил горы. По существу, всю жизнь занимался альпинизмом, участвовал в трудных восхождениях. Он тосковал без вершин и всегда к ним стремился… Как и в последний раз в августе 1977 года.

Рем Викторович оставил после себя большое наследие. Его имя навсегда останется вписанным в историю науки. Люди, имевшие счастье знать его хотя бы недолго, никогда его не забудут. Его просто невозможно забыть. Как невозможно забыть, вычеркнуть из памяти яркие проявления таланта и доброты.

В 2006 году я выступил с предложением об издании книги воспоминаний о Реме Викторовиче Хохлове, рассматривая ее как дань памяти его удивительной личности, а также и тем, кто с ним учился, работал, кто был его учеником или даже учеником его ученика, кто с ним ходил в горы, совершал утренние пробежки и играл в футбол… Меня тогда многие поддержали, их было еще много среди нас. Но не случилось… В наши дни необходимость в такой книге, рассказывающей о секрете феномена Рема Викторовича Хохлова , назрела и подавно. Мало уже осталось в живых тех, кто знал его лично. Мне тоже уже 74 года и о долге перед Ремом Викторовичем Хохловым я вспомнил с особой остротой лежа в реанимации в прошлом году. Надеюсь, что эта книга выйдет в ближайшем будущем в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ. В подготовке книги участвуют большое число сотрудников факультета, заслуженные профессора и деятели науки, простые люди и не очень, жена Рема Елена Михайловна Дубинина и сыновья академик РАН Алексей Ремович Хохлов и член-корреспондент РАН Дмитрий Ремович Хохлов.

Одним из лейтмотивов книги «Рем Викторович Хохлов. Штрихи к портрету», может быть, даже основным, будет описание его уникальной способности, кроме, конечно, данного от Бога таланта ученого-исследователя, дара создавать свою команду, действующую в условиях творческого горения, и виртуозно направлять ее деятельность, пользуясь своей очень высокой и мощной интуицией. Не в этом ли секрет феерического успеха ректора МГУ, в 40 лет члена-корреспондента АН СССР, а в 48 лет — академика АН СССР, лауреата Государственной, Ленинской и Ломоносовской премий, блестящего ученого и общественного деятеля Р.В. Хохлова? Основная цель книги — показать, в чем секрет феномена Хохлова. Ну, хотя бы высветить и оттенить этот феномен.

Редакционная коллегия этой книги будет рада любому дополнительному материалу о Реме Викторовиче Хохлове.

Гаврилов Александр, выпускник кафедры волновых процессов, аспирант Рема Викторовича Хохлова (1973–76 гг.), ассистент КОФФФ (1976–82 гг.), преподаватель школы А.Н. Колмогорова (1998–2006 гг.)

+7 964 7293725, agavrilov44@mail.ru

Назад