Мои воспоминания о ССО

Весна 1966 года. Нам, первокурсникам физического факультета, сказали, что летом мы поедем в стройотряд на целину. Я знаю, что большинство студентов нашей 11 группы восприняли это как прекрасную возможность получить новые впечатления и испытать себя. И вот мы выстраиваемся на перроне вокзала в новенькой стройотрядовской форме в ожидании предстоящих приключений. Наш отряд создан на базе двух групп первого курса (11 и 17). Мы едем в совхоз Урюпинский Целиноградской области (Казахстан). Командир — Анатолий Сергеев, старшекурсник, прошедший службу в армии. Нам предстоит строить двухквартирные одноэтажные кирпичные домики и коровник из бута.

Целина-66. Объект закончен — можно возвращаться в Москву.

Мы жили в местной школе, где в зале была устроена столовая, классы преобразованы в спальни, в которых стояли кровати и тумбочки. Девочки по очереди дежурили в столовой, где готовили завтраки, обеды и ужины для всего отряда из продуктов, которые закупал завхоз. Каждый день начинался с утренней линейки. Затем завтрак, и на грузовых машинах с лавками поперек кузова мы отправлялись на объекты. В строительстве у нас не было никакого опыта. Учителями были совхозный мастер (прораб) и несколько старшекурсников, уже работавших в стройотрядах. Рабочий день с небольшими «перекурами» длился до вечернего приезда машины. При этом водитель хотел быстрее отвезти нас в лагерь, а мы всегда хотели задержаться, чтобы что-то доделать. Мы быстро постигали тонкости мастерства. Просыпаясь по утрам, не могли разогнуть согнутые пальцы левой руки, которой брался кирпич при кладке, приходилось помогать правой. Все равно, вечером, после ужина уходили в степь и пели песни под гитару у костра. Запомнилась ночь, когда на небе появилась яркая звезда, летящая вопреки законам физики вверх. Потом мы увидели вспышку и светящееся облако, быстро разрастающееся по всему небу. Зрелище было впечатляющее. Потом мы узнали, что наблюдали пуск ракеты.

Мы не только строили. Тогда телевизоры еще были редкостью, и наша агитбригада давала концерты в переполненных деревенских клубах, наши политинформаторы рассказывали жителям о международных событиях и тонкостях мировой политики, мы играли в футбол с местными ребятами. Часто в стройотряд направляли «трудных» подростков из московских школ для трудового воспитания. В памяти не осталось никаких проблем с этими ребятами. Они работали наравне со студентами.

Можно долго описывать все особенности стройотрядовской жизни. Есть прекрасные стихи и песни, сочиненные физфаковскими поэтами, которые рассказывают о жизни в целинных стройотрядах, но, только побывав там, по-настоящему чувствуешь ее.

Якутск-70. Ленские столбы. Мы не только строим, но и бываем в удивительных местах.

Что давал стройотряд? Новые места — новые впечатления. Мы знали, что делали очень нужное для людей дело. В совхозах не хватало строителей (вернее, не было совсем). Мы учились работать. Я, например, освоил профессию каменщика.

В какой-то момент стало ясно, что мы можем не успеть закончить объекты до конца августа. И тут в отряд приехали еще 3 старшекурсника. Они внесли свежую струю в организацию труда, научили находить оптимум между количеством и качеством. Можно добиться идеально ровных швов между кирпичами, но затратить на это очень много времени и не закончить объект. А это очень плохо и для людей (негде будет жить), и для тебя (упадет заработок). Опытные старшекурсники учили нас работать быстро и с приемлемым качеством, когда кирпич кладется одним движением. В конце концов, мы выполнили план. Это тоже незабываемое чувство — преодолеть трудности, усталость и сделать дело. Кстати, заработанные в стройотряде деньги (около десяти-двадцати месячных стипендий) позволяли нам жить без дополнительных подработок.

Так что, будучи студентом, аспирантом и младшим научным сотрудником, я каждое лето (11 раз) работал в стройотрядах (за исключением четвертого курса, когда были военные сборы). Целина, Смоленск, Якутск, Сахалин, Архангельск, Тула, Югославия. Сколько построено домов, коровников и других объектов. Сколько незабываемых впечатлений, новых друзей. Дальние отряды иногда были межфакультетскими. Было очень интересно познакомиться и поработать вместе с ребятами с мехмата, химфака, юридического и других факультетов.

1971 год. К Московскому университету обратились с просьбой помочь построить теплицы в совхозе «Московский». Меня назначили командиром московского стройотряда, Геннадия Захарова - комиссаром. В отличие от целинных отрядов, студенты не испытывали особого желания ехать в московский стройотряд, но закончивших первый курс обязали ехать в соответствии с решением комсомольской конференции физфака. Комитет комсомола обратился к аспирантам первого года обучения — ветеранам строительных отрядов с просьбой помочь. Поехали несколько человек — Володя Варламов, Володя Ктиторов, Вася Семенов — прошу прощения, что не вспомнил всех. Они стали бригадирами, организовали работу, передали первокурсникам дух стройотрядовца и создали в отряде такую атмосферу, что, несмотря на объективные и субъективные трудности, программа была выполнена.

Югославия -75. Интернациональная дружба.

Несколько слов об интернациональных отрядах. Их было немного, и туда был большой конкурс. 1975 год — наш небольшой студенческий отряд едет в Югославию, где мы вливаемся в отряд югославских студентов. Вместе с ними мы роем траншеи для прокладки водопроводных труб и электросетей в чудесном сербском городе Ниш. Земля там каменистая, приходится много работать киркой и ломом. Но каждый выкладывается полностью, потому что сознает, что представляет Физический факультет Московского университета, а значит, должен стремиться быть и работать лучше всех. После месяца работы в Нише нас везут на отдых на Адриатическое побережье. Сколько новых встреч, новых друзей. Многие наши ребята и девушки еще долго переписываются с друзьями из Югославии.

Целина-84. «Ветеран-25». Мы снова в строю.

1984 год. На факультете из участников ССО формируется строительный отряд «Ветеран-25» для работы в Казахстане (поселок Сары-Оба). Как можно было пропустить такую возможность вновь окунуться в эту трудную и прекрасную атмосферу студенческого строительного отряда. Мы строили жилые дома из самана, облицованные кирпичом, сами готовили саман, раствор для кладки, сооружали строительные леса и, как всегда, успели к сроку сдать объекты.

Подводя итоги, могу сказать, что движение строительных отрядов, начало которым было положено студентами физического факультета МГУ в 1959 году, сыграло большую роль в моей жизни и жизни моих товарищей. Стройотряд — это не только дополнительный заработок и возможность посмотреть новые места, хотя эти факторы играют важную роль. Мы учились работать, преодолевать себя и трудности. Стройотряд закаляет, воспитывает чувство ответственности, коллективизм, помогает приобрести и развить лидерские качества. Очень бы хотелось пожелать внукам, чтобы и у них тоже было нечто подобное.

В.П. Митрофанов, профессор кафедры физики колебаний

Назад