В.А. Твердислов: 60 лет с физфаком

Вряд ли мы сильно ошибемся, сказав, что Всеволода Александровича Твердислова знают большинство сотрудников и многие студенты физического факультета. Кто-то встречался с ним на лекциях, кто-то знает его по общественной работе, кто-то видел его телевизионные передачи. Он умеет расположить к себе почти любого человека, поговорив с ним всего несколько минут. Это не значит, что он всегда мягкий и покладистый человек: многие знают, что он может быть очень жёсток, когда дело касается принципиальных вопросов, профессиональных или этических. Эти качества в сочетании с широчайшим кругозором и социальной открытостью позволили ему успешно руководить кафедрой биофизики без малого 30 лет. А 60 лет назад В.А. Твердислов пришел на физический факультет в качестве студента. С тех пор вся жизнь Всеволода Александровича неразрывно связана с физическим факультетом и Московским университетом. Он прошел долгий путь от студента до заведующего кафедрой биофизики. В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1983 г. — докторскую. В.А. Твердислов — один из организаторов и глава научной школы физиков-биофизиков Московского университета. Им подготовлено более 30 кандидатов и 8 докторов наук, опубликовано более 300 научных статей и 8 монографий. Выпускники кафедры биофизики, оставшиеся в науке, успешно работают в самых разных научных учреждениях в России и за рубежом.

В науке Всеволод Александрович всегда шел своим путем, ставил и, по возможности, решал неординарные и фундаментальные научные задачи. Это действовало, как магнит для студентов. Конечно, реалии жизни брали свое, и многие студенты потом уходили из фундаментальной науки в технологии и бизнес, но приобретенные знания и навыки, по их же словам, были бесценны.

Многие, даже среди друзей, не знают, что Всеволодом Александровичем были заложены основы нескольких фундаментальных научных направлений в биофизике, теории эволюции, экологии, и исследования в этих областях являются фундаментом для развития приоритетных направлений научных исследований в МГУ.

Широта научных интересов Всеволода Александровича удивительна, но характерна именно для российской университетской науки. Нельзя сказать, что в разное время он занимался решением разных научных проблем, скорее, он делает это постоянно. Биофизика мембран, изучение роли неорганических ионов в биологических системах, изучение электрических эффектов в интерфазном осцилляторе на границе раздела электролит-воздух, изучение механизмов взаимодействия белков вируса гриппа с клетками, а также атерогенных и антиатерогенных липопротеидов плазмы крови с мембранами, механизмы самоорганизации в активных средах — далеко не полный перечень его научных интересов. Для него характерен общенаучный подход к решению любой проблемы. Так, например, им впервые предложена макроэкономическая модель экономики государства и процесса глобализации как распределенной активной среды с различными динамическими режимами, в частности, автоволновыми и хаотическими. Им совместно с коллегами предложена одна из продуктивных гипотез возникновения характерных для живых клеток физико-химических и стереохимических асимметрий. Одной из наиболее значимых работ В.А. в последнее время стало открытие закономерной периодичности чередования знака хиральности в иерархиях молекулярно-биологических систем.

Специального упоминания заслуживает просветительская деятельность Всеволода Александровича. Широко известны созданная им образовательная серия «Популярная наука с В.А. Твердисловым» на Интернет-портале russia.ru и серия передач «Большая наука: великое в малом» на телевизионном канале «Общественное телевидение России», ведущим которых он является более 5 лет, а также серии передач на радио «Маяк» и «Эхо Москвы» (всего им создано около 200 передач). Из года в год он возглавляет жюри различных конкурсов и конференций для школьников, всегда с готовностью выезжает с лекциями для учащихся школ в разные уголки России. В.А. Твердислов — член Научного совета РАН по биофизике, член редколлегии журнала «Биофизика», многократно входил в составы организационных и программных комитетов российских и международных научных конференций.

Признание заслуг В.А. Твердислова в науке и образовании находит свое отражение в почетных званиях и наградах, полученных им в разных организациях и странах: заслуженный профессор Московского университета (1999), почетный работник высшего профессионального образования РФ (2004), дважды лауреат Ломоносовской премии (2001, 2008), заслуженный деятель высшей школы ГДР (1983), почетный профессор Белградского университета (1992). В.А. Твердислов является членом Экспертного совета РФФИ (с 2005 г.). Награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «В память 850-летия Москвы» (1997).

В.А. Твердислов всегда был (и остается) душой компании людей, способных обсуждать проблемы науки и образования, и всегда активно участвовал в общественной работе: был заместителем секретаря, а затем секретарем комитета комсомола физического факультета, секретарем комитета комсомола МГУ, заместителем секретаря парткома физического факультета МГУ, заместителем секретаря парткома МГУ по научной работе. В то время это были замечательные формы организации общественной активности и сотрудников, и студентов. В 1968 году, будучи секретарем комитета ВЛКСМ физического факультета, при поддержке ректора МГУ академика И.Г. Петровского В.А. организовал первый в истории студенческий реставрационный отряд, в 1967 году начавший восстановление Соловецкого монастыря. На фотографии изображен студент Твердислов, загримированный под академика, во время праздника «День Архимеда» в 1961 году, на котором присутствовали Н.Бор и Л.Д. Ландау. Узнать его, действительно, трудно, но перед нами лицо классического профессора Московского университета.

У Всеволода Александровича неколебимая точка зрения на то, каким должны быть университетские наука и образование, и она по существу совпадает с воззрениями наших выдающихся предшественников, создателей отечественной школы физиков и биофизиков. Нельзя применять к оценке успешности работы преподавателей, студентов, аспирантов и соискателей международные наукометрические критерии. Всем известно, что научные работы из России подвергаются дискриминации в престижных журналах, а порой просто заимствуются недобросовестными редакциями. Научные традиции России отличаются от европейских и, тем более, американских. Нашей науке на протяжении всей ее истории был свойствен широкий общий взгляд на научные проблемы, поиск общих закономерностей, а не выяснение частностей, пусть и важных. Этим и была сильна отечественная наука. Поэтому так значимо входили и входят наши выпускники в работу ведущих научных центров за рубежом. Но участвовать в гонке с западной наукой по ее же критериям — бесперспективное занятие, поскольку исторически наша наука развивалась по другому сценарию, у нас просто нет соответствующей базы. Создавать ее накладно и возможно только в единичных учреждениях, а сила нашей науки и системе образования и в нестандартности подходов. Нынешнюю линию в отечественной науке и в университете активно продвигают люди, удачно зацепившиеся за непосредственное сотрудничество с западными лабораториями.

Подготовка научных кадров, считает В.А. Твердислов, должна опираться на научные школы кафедр с высокими традициями, а не проходить в суете бизнес-инкубаторов. Физический факультет МГУ — едва ли не единственное в стране научно-учебное заведение, которое способно готовить ученых через фундаментальное познание природы и общества, а не через инновационную практику. Исследовательская деятельность не вписывается в систему рыночных отношений. Необходимо повышать статус кафедр — научных школ, а не растаскивать их по преходящим сиюминутным грантам-заданиям. Сложившаяся система грантов не сплачивает, а лишь разобщает отечественную фундаментальную науку. Гранты — замечательный способ внедрения важной инновационной политики.

Нельзя допускать снижения уровня преподавания курсов до уровня техникума. Университетские курсы должны соответствовать лучшим образцам: Кембридж, Оксфорд, Гарвард и т.п. Упрощение учебных программ и содержания экзаменов (не вступительных) позволит сохранить численность студентов, но не качество их подготовки. В связи с этим: не должно быть жесткой связи между численностью студентов и преподавателей. В Кембридже около 18 тыс. студентов и 9 тыс. преподавателей и сотрудников. Это, по-видимому, близкое к оптимальному соотношение, насколько можно судить по результатам.

На кафедре биофизики подрастает молодое поколение ученых-преподавателей, и у нас есть надежда, что они, имея перед глазами достойный пример, продолжат высокие традиции российской науки и Московского университета.

Коллеги

Назад