Мой друг Виталий Новик

Почему всё не так, вроде, всё, как всегда,

То же небо опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя…

Владимир Высоцкий

В цехе термообработки ЗИЛ: Г. Ахапкин, В. Новик, В. Огневский, Ю. Пирогов, А. Волков

Вот уж год миновал, как ушел от нас замечательный человек, наш верный товарищ и друг Виталий Константинович Новик. Я был давно с ним знаком, его жена Надежда Дмитриевна Гаврилова, моя сокурсница, по-прежнему работает с тех еще времен в лаборатории физфака в том же коридоре на 2-ом этаже напротив комн. 2-54, где я провел свои студенческие и аспирантские годы. Встречались с Виталием, вели дружеские беседы. Но настоящая товарищеская привязанность возникла между нами позднее, после ряда совместных научных работ.

В середине 1970-х ставший ректором академик Хохлов Рем Викторович развернул многопрофильные инновационные работы по разработке новых технологий в автомобильной промышленности на примере завода ЗИЛ. Это было крупнейшее в стране научно-технологическое начинание, определившее основные тенденции укрепления связи науки и производства. Зародившееся у нас в университете движение под названием МГУ-ЗИЛ быстро распространилось по всей стране и подняло на новый уровень промышленное производство. Так, одна из итоговых всесоюзных конференций, проводившихся в МГУ под названием «Наука в СССР в интересах автомобильной промышленности», собрала несколько тысяч докладчиков с публикацией 6-томных тезисов. Возглавлял это движение созданный еще при Р.В.Хохлове Центральный штаб МГУ-ЗИЛ, в который вошли руководители и ведущие ученые Московского университета (сопредседатели штаба МГУ-ЗИЛ И.Б.Теплов и Л.С.Корниенко) и специалисты Производственного объединения ЗИЛ (гендиректор ЗИЛ П.Д.Бородин, гл.металлург В.Д.Кальнер и др.). Мне также поручили руководить этим движением в роли зам. председателя Центрального штаба МГУ-ЗИЛ и руководителя физической секции. Физики выполнили тогда очень интересные разработки с предложением новых производственных технологий. Например, математики (Гласко В.Б.) решили задачу оптимального нагрева автомобильных деталей при термообработке, акустики (Захаров Л.Н., Тонаканов О.С.) выявили причину вредных для здоровья инфразвуковых колебаний в салоне правительственных лимузинов и предложили способ их тотального подавления, радиофизики (Базыленко В.А. и др.) создали прибор лазерного измерения размеров деталей с субмикронной точностью и др. Мы же с Виталием Новиком взялись за разработку инфракрасного радиометра, способного измерять температуру металлических деталей в процессе термообработки. Прибор должен быть высокочувствительным, действовать в диапазоне температур от 300 до 1500ОС в цеху, насыщенном мощными электрическими, тепловыми и механическими помехами от сварочных, штамповочных и высокочастотных нагревающих аппаратов. Детектор радиометра должен был регистрировать ИК и световое излучения с точностью в несколько градусов Цельсия и в то же время быть полностью защищенным от указанных интенсивных помех. Виталий Константинович предложил изящное решение схемы радиометра, помещенного в толстостенный помехозащитный ферромагнитный экран и основанного на применении высокочувствительного пироэлектрического датчика, изготовленного в НПО «Полюс». За разработку такого детектора В.К.Новик был отмечен ранее Государственной премией. Таким образом, поставленная задача была решена, радиометр успешно испытан на стенде по ВЧ закалке рессор для автомобилей ЗИЛ. Он неоднократно демонстрировался на выставках, на ВДНХ СССР был удостоен серебряной медали.

Следующим серьезным испытанием научного коллектива физфака МГУ было выполнение в 1981-1986 гг. большой правительственной НИР «Разработка подспутниковых методов изучения природных ресурсов и климата Земли». В ее выполнении участвовали 13 кафедр физического факультета, профессору Н.Б.Брандту и мне было поручено руководить этой НИР, 5-летняя стоимость которой составляла около10 млн. долл. Виталий Новик взялся тогда координировать работы по лидарным исследованиям на кафедре волновых процессов. По техническому заданию мы должны были создать 11 действующих в реальных природных условиях установок для калибровочных измерений параметров атмосферы, поверхности Земли и морской поверхности. Для проверки работоспособности изготовленных изделий они были вывезены на морскую платформу полигона МГИ РАН в Симеизе, Крым, и в течение месяца выполняли предписанные протоколом Заказчика испытания. Такая экспедиция была непростой и в организационном отношении: в течение 2-х дней надо было перевезти с физфака МГУ на двух траках 20 тонн экспериментального оборудования, перенести его на морскую платформу в Голубом заливе, а по завершении испытаний снова отправить все оборудование в Москву. Пришлось организовать 2 таких экспедиции (в мае и в сентябре 1986 года), по итогам которых отчет о выполненных работах был принят и взят Заказчиком на вооружение. Виталий Новик снова проявил себя с наилучшей стороны, особенно в процессе исследований на московском этапе, когда пришлось устанавливать на крыше КНО лазерные лидары, прокладывать измерительные трассы, обрабатывать сигналы, составлять отчет и защищать его на Ученом совете Заказчика.

А вот в последние двадцать лет мне довелось неоднократно взаимодействовать с Виталием Константиновичем при изучении физических свойств сегнетоэлектриков, облучаемых микроволновыми сигналами. Эту работу инициировала Галина Ивановна Овчинникова, с.н.с. кафедры фотоники и физики микроволн, которая совместно с Новиком установила эффект подавления диэлектрической проницаемости образца триглицинсульфата после облучения слабым (несколько милливатт) нетепловым излучением 8-мм диапазона. Воздействие этого излучения в течение получаса приводило к уменьшению диэлектрической проницаемости на 2-3 порядка. Однако через несколько дней в отсутствие облучения сегнетоэлектрические свойства образца самопроизвольно восстанавливались. В дальнейшем выяснилось, что такое поведение сегнетоэлектрических параметров связано с перестройкой доменной структуры вещества под воздействием микроволн и является фундаментальным свойством сегнетоэлектрика.

Виталий Новик был в течение многих лет членом редколлегии газеты Советский физик. Как опытный редактор и автор множества научно-популярных статей и книг он со знанием дела мог дать полезные советы коллегам по содержанию и стилю изложения материалов, присланных для публикации в нашей титульной факультетской газете. Я, по крайней мере, всегда отправлял ему первому на проверку свои статьи для Советского физика и, только получив его одобрение, соглашался на публикацию. Большую работу Новик проводил по жизнеописанию великого М.В. Ломоносова и неоднократно выступал в Ломоносовские юбилейные дни с докладами о его жизни и научной деятельности. Кстати мне тоже было приятно, когда Виталий прислал мне для знакомства и замечаний рукопись своей книги о Ломоносове, ставшей сейчас бестселлером.

В.К. Новик и аспирант Г. Ахапкин за настройкой радиометра на стенде термообработки рессор

Виталий Константинович ушел от нас совершенно неожиданно — ничто не предвещало такой исход.

До самых последних дней он был жизнерадостным, активно действующим на всех фронтах человеком.

Я помню, как в начале лета 2017 года он доставил свою супругу Надежду Дмитриевну (она перемещалась с трудом) на заседание кафедры полимеров и кристаллов, где ее поздравляли с Юбилеем. И глядя тогда на столь крепкого физически человека, никто не мог даже подумать, что через 2 месяца после этого Виталия не станет.

Профессор Ю.А.Пирогов

Назад