О подготовке учителей физики в МГОУ

В этом году меня пригласили поработать председателем ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии) на физико-математическом факультете в Московском государственном областном университете (МГОУ). МГОУ готовит, в основном, учителей, в том числе по физике. Поэтому впечатления об МГОУ и подготовке учителей физики в нем могут представлять определенный интерес для читателей нашей газеты.

МГОУ, частично расположенный в старинной усадьбе Демидовых, является одним из старейших учебных заведений страны. В усадьбе Демидовых первое учебное заведение было открыто еще в 1825 году как Елизаветинское училище. В 1917 году Елизаветинский институт превращается в техникум, а в 1931 году трансформируется в педагогический институт, который с 1957 по 1991 г. носил имя Н.К. Крупской (МОПИ имени Н.К. Крупской). Университет находится в управлении правительства Московской области. МГОУ, как это принято сейчас, делится на несколько институтов и множество факультетов. Есть аспирантура, есть своя типография, свой «Вестник МГОУ», подобный Вестнику нашего, Московского университета, и выпускающий множество серий.

Физико-математический факультет включает кафедру общей физики, кафедру теоретической физики, кафедру методики преподавания физики (имеется в виду в школе), и несколько кафедр, обеспечивающих изучение математики и информатики.

Физические кафедры имеют достаточно квалифицированный педагогический состав: около половины преподавателей окончили МГОУ (эта цифра в последние годы выросла), примерно 20% окончили МГУ имени М.В. Ломоносова. Было приятно встретить знакомых. Есть среди преподавателей выпускники МФТИ и других вузов. Число остепененных преподавателей около 80%. Нагрузка на преподавателей много больше, чем у нас на физическом факультете.

МГОУ имеет тесные связи с институтами РАН, это позволяет выполнять дипломные проекты исследовательского профиля на современной базе и привлекать научно-педагогические кадры из академии. Тесную связь МГОУ имеет, естественно, со школами, в которых студенты проходят практику и где выполняется большинство дипломных проектов. Значительная часть студентов — бакалавров и магистров, как это принято в настоящее время, совмещает учебу с работой. В МГОУ это, как правило, работа в школе. Работа в школе, знание проблем школы позволяет студентам выполнять реально значимые и нужные выпускные квалификационные работы (ВКР).

Физико-математический факультет МГОУ выпускает физиков, преподавателей физики, преподавателей физики и информатики (реализуется в пятилетнем бакалавриате). Бакалавры и магистры сдают госэкзамен по физике, защищают ВКР.

Большая часть ВКР имеет методический характер. Выпускник разрабатывает методику преподавания какого-либо раздела физики, он, анализируя соответствующую учебную литературу, формулирует задачи по улучшению преподавания избранного раздела, проводит «эксперимент», в ходе которого апробирует предложенную методику. В ходе эксперимента проводятся контрольные работы в классе, где использовалась предложенная методика, и в «контрольном» классе. Сравнение результатов контрольных работ позволяет оценить эффективность предложенной методики. Эксперимент может проводиться в основной или профильной школе, во время внеклассной работы, спецшколе и т.п. Вот образцы типовых тем ВКР: «Изучение тепловых явлений во внеурочной деятельности по физике в основной школе», «Методические основы изучения магнитного поля в курсе основной школы», «Система физического эксперимента при изучении механического движения в основной школе с использованием информационно-коммуникационных технологий», «Преемственность изучения механических колебаний и волн в средней школе». Имея уже многолетний опыт преподавания, в том числе общей физики, и опыт работы со школьниками, могу утверждать, что эти темы не такие уж простые, как это может показаться непосвященному в «кухню» преподавания.

Исследовательские ВКР были выполнены в лабораториях базовых институтов РАН и на лабораторных установках, существующих на факультете. Сохранение действующих установок на кафедре требует неимоверных усилий преподавателей — энтузиастов. Но эти усилия оправданы: сохранение в выпуске физиков-исследователей выдвигает повышенные требования к преподаванию и позволяет сохранить его достаточно высокий уровень.

Учебные планы зависят от специализации обучающихся (физика или педагогическое образование), в них выделяется значительное число часов на освоение курсов общей и теоретической физики, выполнение лабораторных работ. В отличие от физического факультета в МГОУ большое внимание уделяется методической работе, для этого читается много спецкурсов, проводится ряд практик, что естественно, ведь в МГОУ готовят, в основном, учителей.

Следует отметить, высокий уровень ряда исследовательских ВКР, содержательный характер ВКР методического характера. В ходе защиты, наряду с традиционной презентацией, защищающиеся демонстрируют фрагменты видеозаписи уроков, дополнительных занятий и т.п. Презентации, дипломы, как правило, были выполнены на высоком уровне, доклады хорошо отрепетированы. Многие защищающиеся имеют публикации, в том числе в «ваковских» журналах.

Процесс защиты явно выявил будущих педагогов, увлеченных, уже умеющих и любящих общаться и работать с детьми. Этот факт произвел на меня приятное и сильное впечатление. Скажу прямо: думал, что ситуация с подготовкой педагогических кадров находится в гораздо худшем положении. Значительную часть выпускников составляют девушки, примерно четверть — юноши. Большая часть выпускников уже работает или собирается направиться на работу в школу, по крайней мере, так они заявляли. И это несмотря на сравнительно низкие заработные платы учителей и падение престижа профессии учителя в последние годы. Как положительный факт отмечу, что часть студентов и студенток уже мамы и папы: думаю, что им будет проще учить детей.

Отрадно отметить, что для будущих учителей сохранено преподавание основ астрономии.

Многие из выпускников возвращаются в родные стены — приходят в МГОУ на курсы переподготовки и повышения квалификации. Эти формы совершенствования квалификации хорошо развиты в университете. Мне довелось ознакомиться и с этой формой подготовки кадров. Все слушатели подобных курсов хорошо мотивированы, этим объясняется высокий уровень знаний, показываемый в выпускных работах.

К.В. Показеев

Назад