Как научить делать науку?

Одна из основных задач физического факультета — воспитать будущих ученых-физиков. Эту задачу можно условно разделить на две части: научить уже известному и научить получать новое. Принято считать, что первому следует учить на семинарах, а второму — по сути, научному творчеству — может научить только практика под чутким руководством наставника. Активное введение в учебную программу научно-исследовательских семинаров показывает тенденцию к изменению этого разделения.

Прошедшей осенью я проводил научно-исследовательский семинар у 3-го курса на кафедре теоретической физики. Своей целью я поставил дать студентам широкое представление о научной работе и познакомить с тематикой кафедры. В связи с этим семинары получились достаточно разноплановые. Часть из них были посвящены докладам научных сотрудников, часть — докладам студентов.

Многие мои коллеги с кафедры теоретической физики согласились сделать доклады на семинаре. Соловьев А.В. рассказал о псевдофинслеровых пространствах, порождаемых гиперспинорами. Харланов О.Г. на примерах продемонстрировал, как работает связка аналитических и численных подходов в современной теоретической физике. Владимиров Ю.С. обсудил перспективы развития Фундаментальной науки. Доклад Степаньянца К.В. был посвящен теориям с суперсимметрией и их экспериментальным приложениям. В заключении Гальцов Д.В. нарисовал широкую картину современных теорий гравитации. Я рассказал об эффекте инфракрасной декогеренции заряженных частиц, теоретически исследованном мной и Казаковым К.А.

Перед студентами была поставлена задача изучить заинтересовавшую их статью. С этой задачей они успешно справились и по итогам сделали доклады. Студенты показали, что способны разобраться в сложных научных идеях — несмотря на то, что для понимания часто требовались знания, сильно выходящие за рамки 3-го курса. Особенно отмечу доклады Алисы Давыдовой о локализации электронов в графене, Николая Терзиева о дополнительных измерениях и проблеме иерархии больших масс, Станислава Валович о хамелеонном взаимодействии, Дмитрия Осколкова о втором звуке, а также совместный доклад Александра Слоева и Натальи Терешиной о физике нейтрино на английском языке.

Несколько семинаров были посвящены более общим вопросам — подходам к решению научных задач. На семинаре студенты освоили распространенную методику чтения статей. Ее суть в том, чтобы читать не сразу всю статью подряд, а воспринимать информацию итерациями, на каждой из которых достигается более глубокое понимание текста. Также я рассказал, каким образом в научной работе можно использовать семантические сети [1].

Оценить результаты семинара можно по письменным отзывам студентов в конце года. Разумеется, формат подошел не всем студентам: некоторые посчитали, что на абстрактные темы ушло слишком много времени. Тем не менее, отрицательных отзывов не было, и большинство студентов высоко оценили семинары. Позволю себе привести пару цитат для примера:

«Я уже сейчас понимаю, насколько легче стало работать со статьями, в том числе и на английском языке. Также впечатление на меня произвел метод семантических сетей: иногда можно правильно постановку задачи и проблематику, только построив такую сеть». Дмитрий Осколков, студент 3-го курса.

«Было приятно, что на некоторых парах НИСа создавалась творческая атмосфера, когда можно было спокойно порассуждать на многие темы». Алиса Давыдова, студентка 3-го курса.

В целом, я оцениваю данный опыт как положительный. Студенты показывали заинтересованность в происходящем, активно включались в дискуссию и, судя по отзывам, получили ценный опыт. В ходе семинаров обсуждались общие вопросы о том, как читать научные статьи, как решать научные задачи и что делать, когда исследование заходит в тупик. Я считаю, что эти вопросы можно и нужно поднимать на семинарах. Время, затраченное на них, окупится сполна. Когда молодой исследователь сделает первые шаги в науке, то будет развивать в себе навыки ведения научной деятельности не с нуля — это сэкономит месяцы и годы.

В заключение хочу выразить благодарность научным сотрудникам кафедры Соловьеву А.В., Харланову О.Г., Степаньянцу К.В., Владимирову Ю.С., Гальцову Д.В. за их доклады, а также студентам 301 группы (2017 год) за их интерес и деятельное участие в семинаре.

1. Заряев В.В. Философия науки и техники в России: вызовы информационных технологий Сборник научных статей. — под редакцией Н.А. Ястреб. — стр. 93

Никитин В.В.

Назад