(Ученые физического факультета фронту)

В период Великой Отечественной войны люди, находясь в тылу, отдавали все свои силы фронту, победе над врагом. Труд многих сотрудников физического факультета МГУ во время войны отмечен правительственными наградами, в том числе медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» Вот только некоторые факты из жизни ряда ученых факультета в те трудные военные годы.

Н. А. Капцов

Г. В. Спивак

Осенью 1942 года профессора кафедры электронных и ионных процессов Николай Александрович Капцов, Григорий Вениаминович Спивак и Сефраим Менделевич Рейхрудель организовали в городе Сведловске, куда эвакуировали физический факультет, цех регенерации электрических ламп накаливания. Лампы были необходимы для организации трехсменной работы важнейших оборонных предприятий города. Цеху было передано оборудование кафедры и разработана технология производства. В создании цеха приняли активное участие сотрудники кафедры Л. Б. Афанасьева, М. Н. Дергачев и Е. М. Пономарева.

За эти работы Московский университет получил благодарность от Управления местной промышленности Свердловска, а принимавшие участие в работах сотрудники были премированы.

После войны профессора Н. А. Капцов, Г. В. Спивак и Э. М. Рейхрудель были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной воине», Профоссор Н. А. Капцов награждалсп орденами Советского Союза. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Профессор Г. В. Спивак был удостоен Ломоносовской премии, стал автором открытия. Профессор Э. М. Рейхрудель стал лауреатом двух Государственных премий.

Следует упомянуть и об аспирантке кафедры электронных и ионных процессов М. Я. Васильевой (матери крупнейшего ученого МГУ академика Р. В. Хохлова). Незадолго до начала войны ее избрали секретарем партийного бюро Физического факультета и Института физики. Мария Яковлевна столкнулась с большими трудностями. Надо перестраивать работу факультета на нужды фронта, организовывать народное ополчение, эвакуировать людей и оборудование, развертывать строительство оборонительных сооружений. В октябре 1941 года М. Я. Васильева сама уходит в армию, где служит целых три года политруком роты седьмого отдела двадцать второго управления 6-й саперной армии Московского военного округа. Ее служба отмечена благодарностями командования армии военно-полевого строительства. В 1943 году М. Н. Васильева отзывается из армии на физический факультет, где вскоре успешно защищает кандидатскую диссертацию.

М. Я. Васильева

Она награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Незадолго до войны и в самом ее начале на кафедре физики колебании под руководством доцента Е. Я. Пумпера аспирант М. Д. Карасев и механик Н. М. Дьяков вели работу по созданию прибора для слепой посадки самолетов. Работа была инициирована сообщениями с мест боевых действий между Англией и Германией, уже воевавших друг с другом. Дело было в том, что начавшаяся в 1940 году массированная бомбардировка территории Англии немецкой авиацией вскоре стала малоэффективной, так англичане сумели быстро создать противовоздушную оборону страны, авиационные части люфт-ваффе начали нести ощутимые потери. В этот период взлетать и приземляться самолеты могли только в дневное время суток, и это было учтено английским военным командованием. Немцы же, хорошо осведомленные о режиме работы и возможностях ПВО Англии, создали радиоустройства типа радиомаяков, обеспечивающие слепую посадку и взлет своих самолетов в ночное время, что позволило им изменить уже привычный для англичан график полетов бомбардировщиков. Это нововведение снова дало возможность фашистским самолетам некоторое время безнаказанно бомбить Британские острова.

Использование немцами нового военного приема не оказалось неожиданным для советского правительства, уделявшего внимание укреплению вооруженных сил и созданию современной военной техники. К оборонным работам в тревожные предвоенные годы привлекались некоторые ученые страны. В частности, разработка методики ночной посадки и взлета самолетов была поручена Наркоматом Обороны Научно-исследовательскому институту физики при физическом факультете МГУ, где над выполнением этого задания и работал аспирант (позднее профессор, председатель Объединенного профкома МГУ) Макар Дмитриевич Карасев.

Он участвовал в расчетах и конструировании тренировочного прибора слепой посадки, а летом 1941 года уже руководил производством серии этих приборов, получивших условное название «Ночь-1».

Успешно завершив эту работу, М. Д. Карасев, не подлежащий по инвалидности призыву в армию (у него с детства был протез ноги), прерывает учебу в аспирантуре Физического факультета и поступает на работу в Ленинградскую военно-воздушную академию в должности преподавателя. Здесь он участвует в оборонной научно-исследовательской работе. Не прекратил работу над оборонной тематикой М. Д. Карасев и после возвращения на Физический факультет, куда он был отозван в мае 1944 года для завершения учебы в аспирантуре. Его привлекли к работам по изысканию возможностей увеличения радиуса действия бомбардировочной авиации. Форсированный режим работы двигателя не был безопасен, небольшое отклонение от него могло привести к взрыву.

М. Д. Карасев

М. Д. Карасевым был создан прибор, предупреждающий пилота об опасном отклонении режима работы двигателя от нормального. Эти и другие работы М. Д. Карасева, сделанные им во время войны изобретения, отмечались грамотами и поощрениями командования и Президимума Академии Наук СССР.

Он награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». Работа по оборонной тематике легла в основу защищенной Макаром Дмитриевичем вскоре после окончания войны кандидатской диссертации.

Заведующий кафедрой физики колебаний академик РАН профессор Владимир Васильевич Мигулин в 1941–1942 г.г. разрабатывал системы фазовой радионавигации. В 1943–1945 г. г. вел исследовательскую работу по созданию радиолокатора для самолетов. Такие радиолокаторы были разработаны и в 1944 году поступили в серийное производство. За эти работы инженер-майор В. В. Мигулин в 1945 г. был удостоен Государственной премии, награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией». После войны он был удостоен второй Государственной премии, награжден орденами СССР.

В 1940 году Василий Васильевич Потемкин окончил Физический факультет МГУ и поступил в аспирантуру. Однако учиться в аспирантуре ему не пришлось. Он призывается в армию. Службу начал рядовым в артиллерийском полку в составе 61 танковой дивизии в районе Халкин-Гола, где несмотря на разгром японской военщины обстановка продолжала оставаться напряженной. Это заставляло держать на Востоке значительный контингент войск, охранявших спину нашего государства от японских милитаристов.

Вскоре после начала воины с Германией командование дивизии, в которой служил В. В. Потемкин, направило его на учебу в Забайкальское военно-политическое училище, по окончании которого он назначается комиссаром батареи 1142 артполка Забайкальского фронта.

В 1944 году командование Главного артиллерийского управления направило В. В. Потемкина в Радиолокационный институт в качестве начальника научно-исследовательской лаборатории для работы по подготовке к эксплуатации радиолокационных станций в боевых условиях. Станции из института отправлялись в действующие армии на Северный фронт. Профессор В. В. Потемкин награжден медалью «За победу над Германией».

В первые годы войны профессор Сергей Николаевич Ржевкин работал в Казани над изучением шума судов в целях борьбы с акустическими минами противника. Тогда же им была написана книга «Ухо на разведке», ставшая учебным пособием в военных школах.

В 1944 году, уже в Москве на физическом факультете профессор С. Н. Ржевкин организовал новую кафедру акустики. Здесь под его руководством был проведен цикл работ по исследованию шума самолета и изысканию способов его глушения. В этих работах участвовала Калерия Андреевна Велижанина и Виктор Иванович Шестаков.

В 1945 году профессор С. Н. Ржевкин, доценты К. А. Велижанина и В. И. Шестаков были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С. Н. Ржевкин после войны награжден орденами СССР. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Профессор физического факультета Сергей Павлович Стрелков, работавший по совместительству также в Центральном аэродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского (ЦАТ’И), сумел осуществить стабилизацию колебаний большой аэродинамической трубы, без чего на ней было невозможно испытывать самолеты и их модели.

Колебания были настолько сильными, что грозили разрушить не только саму трубу, но и повредить помещение, в котором размещалась труба. В городе Казани, куда был частично эвакуирован ЦАГИ, С. П. Стрелков создал прибор для изучения процессов, происходящих при обтекании крыла самолета воздушным потоком. Прибор получил название ЭГДА. С. П. Стрелков принимал участие и в работах по изысканию возможности проведения испытаний моделей самолетов и отдельных конструкций в аэродинамической трубе малых размеров. Свою докторскую диссертацию «Автоколебания в аэродинамических трубах» С. П. Стрелков защищал в Москве в МГУ летом 1942 года. На защите присутствовали М. И. Захарова, Л. В. Киселев, Ф. Л. Королев, Н. П. Костерин, К. В. Семенченко, Е. Б. Ступаченко, И. А. Яковлев.

Официальными оппонентами были член-корреспондент АН СССР М. Л. Леонтович, профессора Г. И. Абрамович и С. Э. Хайкин. Сообщение о подробностях защиты было опубликовано наряду со сводками «От советского информбюро» в газете «Вечерняя Москва» от 28 июля 1942 года. Со ссылкой на авторитетных ученых работа характеризуется как интересное и разностороннее исследование.

В. В. Мигулин

В. В. Потемкин

С. Н. Ржевкин

К. А. Велижанина

С. П. Стрелков

В нем «не только впервые установлены причины и выяснен механизм вибрации в аэродинамических трубах, но и разработаны мероприятия к устранению этих вибраций». По единогласному признанию Ученого Совета, председателем которого был декaн Московской части физического факультета профессор Б. В. Ильин*, в диссертационной работе получен чрезвычайно важный для отечественного самолетостроения практический результат, имеющий, по словам академика Л. И. Мандельштама, громадное значение для прикладной аэродинамики. Сама работа представляет чрезвычайно удачное сочетание глубокого физического исследования с решением важнейшей технической задачи.

За работы по исследованию прочности и надежности крыла самолета и за создание электронной модели колебаний, возбуждаемых явлением флаттера, работы которые С. П. Стрелков проводил и после войны, он был удостоен первой премии и золотой медали им. Н. Е. Жуковского. После войны профессор С. П. Стрелков награждается: орденами «Красной Звезды» и «Tpyдового Красного Знамени». Он был удостоен почетного звания «3аслуженный деятель науки и техники РСФCP».

Василий Степанович Фурсов перед войной исполнял обязанности заведующего одной из двенадцати кафедр физического факультета — кафедры теоретической физики. В первые дни войны с Германией в стране была создана система местной противовоздушной обороны и В. С. Фурсов стал бойцом одного из подразделений МПВО Московского университета. Уже 21 июля это подразделение принимает активное участие в ликвидации последствий от падающих на Москву бомб, в основном зажигательных.

Военком вручает В. С. Фурсову медаль «За Победу над Германией»

В декабре 1941 года В. С. Фурсова призывают в армию. Сначала он курсант Харьковского военно-политического училища, а с апреля 1942 года — комиссар артиллерийской батареи стрелковой дивизии на Калининском фронте. В том же году В. С. Фурсов становится заместителем командира по политической части. В это время он ранен осколком в рот.

Летом 194З года В. С. Фурсова направили в учебный артиллерийский полк. Напряженная обстановка сложилась тогда на фронтах Великой Отечественной войны, были нужны опытные командиры. И в то же время перед страной встали новые задачи, которые нужно было немедленно решать, нужно было разворачивать работы по созданию атомного оружия. Над этой проблемой уже интенсивно работали американцы. Понадобились научные кадры. К выполнению важнейших работ был привлечен и В. С. Фурсов, отозванный из армии по представлению деканата Физического факультeта (декан член-корреспондент АН СССР профессор А. С. Предводителев) в 1944 году и направленный в распоряжение Академии Наук СССР.

Работы профессора В. С. Фурсова в Институте Атомной энергии им. И. В. Курчатова (ЛИПAНЕ) в 1941–1954 г. г., связанные с решением атомной проблемы, удостоены трех Государственных премий. В. С. Фypсов награжден медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Стечественной войне», а также восьмью орденами СССР.

О начале войны с Германией Иван Ялексеевич Яковлев узнал вот при каких обстоятельствах. Вместе со своим отцом профессором МГУ историком Алексеем Ивановичем он был приглашен Дмитрием Ильичем Ульяновым в гости на 22 июня в Горки Ленинские. Рано утром за Яковлевыми приехала легковая машина «ЗИС-101». Однако Алексей Иванович поехать в гости не смог по причине не очень хорошего самочувствия, так что поехал один Иван Алексеевич. Автомашина была оборудована радиоприемником. Включив его, и узнал Иван Алексеевич о начале войны.

Всю войну Иван Алексеевич провел в Москве, работая на физическом факультете. Он принимает участие в дежурствах на территории Московского университета, в тушении пожаров и зажигательных бомб, которые немецкие летчики сбрасывали на территорию университета, который в то время располагался на улице Моховой в непосредственной близости от Кремля. В перерывах между дежурствами — работа для нужд фронта. Под руководством профессора Б. В. Ильина Иван Алексеевич работает над усовершенствованием противогаза. Разрабатывался картонный дымозащитный фильтр, не боящийся увлажнения. Имевшиеся в то время картонные фильтры при их увлажнении сильно увеличивали сопротивление выдыхаемому воздуху. В результате противогаз становился непригодным к употреблению. Ученым удалось решить задачу по усовершенствованию фильтра.

И. А. Яковлев

Профессор Иван Алексеевич Яковлев был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г. г.». После войны он награждается также орденом «Трудового Красного Знамени». Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Во время войны кафедрой оптики заведовал Федор Андреевич Королев, который не уезжал в эвакуацию. Под его руководством изучался кумулятивный взрыв и создавалась аппаратура для его исследования. В результате удалось раскрыть природу этого явления, осуществить визуализацию кумулятивной струи, изучить динамику ее развития и факторы, обеспечивающие поражающее действие взрыва. Предложенный метод позволил изучить взрыв не только в лаборатории, но и в полевых условиях, для чего потребовалось создать специальную экспериментальную установку. Результаты работ послужили основой для создания эффективного оружия, поступившего на вооружение Красной Армии. Руководитель работ Ф. А. Королев совместно с Н. Л. Карасевым были удостоены Сталинской премии. Другим направлением работ кафедры было проведение по заданию Государственного Комитета Обороны теоретических и экспериментальных

Ф. А. Королев

исследований по многолучевой интерферометрии и спектроскопии большой разрешающей силы. На основе этих исследований удалось разработать эффективные методы спектроскопии высокой разрешающей силы, создать ряд приборов, таких, как многолучевые интерферометры, интерференционные многослойные отражатели с большим КПД. За выполнение этих и других оборонных заданий коллектив кафедры оптики неоднократно отмечался благодарностями Комиссариата Народного образования, а за поставку аппаратуры в действующую армию маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский телеграфировал свою благодарность в адрес физического факультета.

* Основная часть Физического факультета находилась в эвакуации.

Ведущий научный сотрудник Б. Н. Швилкин

Назад