Оперы физфака

К 80-летию физического факультета

В дни юбилея Физфак может гордиться порожденными Нобелевскими лауреатами, академиками, генеральными конструкторами, олигархами, солистами Ла Скала и Большего театра, эстрадными звездами и кумирами бардовской песни. Но если кто-то захочет сравниться с нашей историей, то он стыдливо потупиться, когда мы напомним о Физфаковских Операх. Один из их авторов, проф. А.В. Кессених рассказывает как они создавались. Рисунок-заставка В.В. Михайлина.

ДУБИНУШКА (1954-1957)

Народно-музыкальная драма (первая опера физфака МГУ).

Краткое содержание оперы: герой оторвался от коллектива, но коллектив поставил его на место.

Краткая история оперы

Первый вариант оперы сложен по замыслу Всеволода Балашова (композитор и инициатор) коллективом Научно-исследовательской артели «Красный сапог» в лице: Фаюм Измайлов (старшина артели); Александр Кессених (поэт-песенник); Игорь Трофименко (хормейстер); Борис Курьянов (герой-любовник); Неон Арманд (главный отрицательный герой) и другие члены артели при участии Глафиры Пронкиной (возлюбленная героя) и других студентов-выпускников физфака МГУ 1954 года. Опера впервые дана 3 января 1955 года в Доме культуры МГУ на выпускном вечере курса (Новые здания на ленинских горах).

Опера возобновлена к фестивалю молодежи и студентов весной 1957 года под руководством режиссера Степана Солуяна и при участии А. Кессениха, ю. Гапонова, л. Беспаловой, Н. Полева и многочисленного коллектива самодеятельности физического факультета. Была дана на смотре художественной самодеятельности МГУ 1957 года к известному Московскому фестивалю молодежи и студентов, в Дубне и на сцене Дома культуры МГУ по просьбе трудящихся и учащихся. Десятая по счету постановка Дубинушки состоялась в целинном Булаевском совхозе для отряда студентов-физиков в 1969 г. под руководством ю. Гапонова.

Опера восстановлена в 1973 году и была неоднократно поставлена под руководством режиссера юрия Гапонова коллективом-студией «Архимед» при Доме культуры Института атомной энергии им. Курчатова.

Физфаковцы МГУ на открытии Всемирного фестиваля молодёжи в августе 1957. Слева направо: аспирант Люсьен Дроздов-Тихомиров; студентка Людмила Беспалова (главная героиня первых двух опер физфака); аспирант Владислав Иванов (член авторского коллектива первых двух опер); сотрудник Борис Юрьев, аспирант А.В. Кессених.

На празднике 25-летия оперы «Дубинушки» в клубе ИАЭ. Творцы опер и их «покровители». Слева направо: Юрий Гапонов — главный редактор музыкального сопровождения и классических сюжетов для оперы «Серый камень», режиссер и многолетний организатор коллектива «Архимед» при клубе ИАЭ. Степан Солуян — режиссер первых массовых постановок всех главных опер физфака. Александр Кессених — автор стихотворных и других текстов в «Дубинушке», «Сером камне» и некоторых вставных текстов в «Архимеде».Вячеслав Письменный — секретарь бюро ВЛКСМ физфака в 1957-958 гг., когда был впервые поставлен «Серый камень». Юрий Днестровский — секретарь бюро ВЛКСМ физфака в 1955-1956 гг.

СЕРЫЙ КАМЕНЬ (1958)

Опера-буфф физфака МГУ (музыкально-драматическая композиция в 4-х частях с прологом и эпилогом).

Краткое содержание оперы: Герой терпит крах, безуспешно пытаясь сочетать общественную работу и личную жизнь в условиях интенсивного обучения физике.

Сопровождается: общим и почастным авторским комментарием для слушателей и непосредственными отзывами слушателей на спектакль.

Имейте в виду, что эта опера была поставлена не столько для того, чтобы вскрыть отдельные недостатки, сколько для того, чтобы дать нашим талантам попеть и помузицировать.

Краткая история оперы

Опера «Серый камень» возникла как продолжение оперной традиции физического факультета МГУ по инициативе творческого коллектива в составе А. Кессених (эксперт по сюжетам и текстам); С. Солуян (эксперт по сценарию и режиссер), Ю. Гапонов (эксперт по музыкальному оформлению, предложивший нибольшее число мелодий для пародий), И. Трофименко (хормейстер), В. Курочкин (концертмейстер), В.Н. Иванов (эксперт по разговорному жанру), А. Перекальский (эксперт по буги-вуги) и другие. Сочинялась и ставилась в период с ноября 1957 по апрель 1958 г. Была впервые дана на смотре сатирических обозрений факультетов МГУ в апреле 1958 года на сцене Дома культуры МГУ, где получила первое место. Из участников постановки запомнились л. Беспалова (лирическая героиня), Н. Полев (главный герой-неудачник), Н. шкурский (инспектор деканата), ю. Косичкин (бедняга-первокурсник), Т. Сезнева (Эльвира Корзинкина), В. Пака (кол в параде оценок), В. Сойфер (старший лаборант в практикуме) и др. В музыкальном ансамбле участвовали В. Труш (скрипка) и М. жданов (гитара), их поддерживал исполнитель романсов М. Коренченко.

Платная постановка «Серого камня» в июне 1958 г. дала первый взнос в фонд целинного отряда физфака 1958 г. Опера также была поставлена для делегатов IX комсомольской конференции физфака МГУ в ноябре 1958 г.

В первой постановке была дана в Дубне и в Обнинске. Возобновлена в новой постановке в ДК ИАЭ под руководством ю. Гапонова и выдержала некоторое число спектаклей на сцене этого Дома культуры.

Сцена в физпрактикуме из оперы «Серый камень» на сцене ДК МГУ в 1958 г. «Вилку в розетку тык-тык-тык…»

АРХИМЕД (1960)

Древнегреческая музыкальная оптимистическая трагедия.

Авторы либретто Валерий Канер и Валерий Миляев.

Краткое содержание оперы: Коварные боги губят Архимеда, но дело его не забудется, нет! С пояснительными текстами и авторскими ремарками.

Краткая история оперы

(по В.В. Канеру (см. «ШИЗИКИ ФУТЯТ» М. Фонд Байтик. Интерпринт 1994, и С.К. Ковалёвой (См. «Ты помнишь физфак?» М. Поматур. 2003) и др.)

«…лето 1959 г. После первого курса физфака едем на Целину. чувства переполняют… Осенью комсомольская конференция физфака по предложению Наташи Кабаевой принимает решение: провести весной 1960 г. «День рождения Архимеда». Начальник штаба праздника — реликт нравственности Толя широков. «Будешь писать оперу» — в присущем ему лапидарном стиле заявил Серёжа Литвиненко, командир первого Строительного студенческого отряда физиков. «Мой друг Киса — продолжал благословлять отец родной Серёжа — написал со товарищи «Дубинушку» и «Серый камень», ты же напишешь третью…». Не обошлось без насилия, как заметил мой друг и соавтор Валерий Миляев. Комсомольское бюро официально поручило нам с Миляевым писать оперу «Архимед». Написали.

Народ нам помог. Опытный режиссер Степан Солуян учил нас, как должны ходить, сидеть и беседовать боги и другие персонажи. Дима Гальцов стал аккомпаниатором, Валя Руденко исполнял танец жертвоприношения богам. Киса (Саша Кессених) читал наш, шибко им же подправленный, текст, краткого содержания оперы. Виталий Михайлин рисовал картинки для проекции (декорации). Толя Широков руководил хором и бурил скважину в четвёртом действии. Мощь очаровательного коллектива была замечена. Солировали «староста курса» Витя Дубинчук, «божий отпрыск» юра Косичкин… Всех не перечислишь, за 70 человек согласно списку. Коля шкурский исполнял Архимеда, юра Рыбаков — Марса, Дина Крицкая — Венеру.

На следующий год, когда на оперу приехал Бор, мой дипломный руководитель Рэм Викторович хохлов, стоявший по партийному поручению с красной повязкой у дверей клубной части, жаловался: «Да вот, вышибалой стою на вашей опере…»

Перед оперным спектаклем (второй праздник Архимеда в 1961 г.) те же знакомые лица на ступенях физфака. Мы видим здесь Е.М. Лифшица, Маргарет Бор, Нильса Бора, Л.Д. Ландау, Во втором ряду заметен И.Е. Тамм, Кора Ландау. Все они будут и на опере.

В 1963 г. мы давали «Архимеда» в Доме писателей. Нас слушали гости — композиторы и встречали хозяева во главе с Константином Симоновым, который поставил артистам ящик коньяку и провозгласил: «Отдам трёх «Аид» за одного «Архимеда»», а потом сбацал чарльстон с будущим режиссёром студии «Архимед» Светланой Ковалёвой.

Мы с Миляевым почили на лаврах, но эстафету принял юра Гапонов, который организовал и поныне действующую студию «Архимед», с 1969 г. при Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова. Постановки продолжались, коллектив обновлялся. Выявлялись всё новые звёзды…»

Венера — любовь Богданова. Она пела и в ла Скале! Геннадий Иванов — лучший исполнитель роли «Архимеда». Блестящие аккомпаниаторы — Володя Захаров, Виктор Вольнов и Александр Замятнин. Блистательные танцовщики — Светлана Ковалёва и Анатолий Прохоров. В 1995 г. к 70-летию Р.В. хохлова оперу поставили «тремя составами» — первым, вторым и обновленным для физфака. Ставил В. Канер.

К первому собранию Союза выпускников физфака студию возглавила Ковалёва. В честь Союза оперу поставили 13 мая 2000 г., присутствовали Миляев, Кессених и Солуян. Успех был необычайный. Постановки повторялись регулярно не менее 2-3 раз в год. Ковалёва привела коллектив к знаменательной победе на Боспорских Агонах (соревновании театральных коллективов в Керчи) в 2006 г. Приз Агонов «Золотую Нику» Ковалёва получила из рук жюри с участием В. ланового и В. Коренева (Ихтиандр).

Общее число постановок «Архимеда» считается равным 400-м!!!

Опера жива. Она была дана во время празднования 80-летия физфака в ДК МГУ 14 ноября 2013 г. В музее физфака шли репетиции, на которых раскрылись организационные таланты преподавателя юрия Ничипоренко и студентки Ольги Николаевой. Коллектив вновь заметно обновился. Наряду с реликтами первого выступления 1960 г — юрием Быбаковым и Виктором Дубинчуком в спектакле блистали 15 человек студентов. Зал был набит битком. Спектакль прошел с ошеломляющим успехом, что отметил и ректор В. Садовничий. По окончании, все стоя пели «Дубинушку» Бориса Болотовского. Это уже традиция, в будущем, надеюсь, — обычай.

Отбрасывая чуждую нам скромность, заметим, что многочисленные постановки и потрясающий успех оперы у всех слоёв нашей и зарубежной интеллигенции показали, что юмор, неиссякаемый задор и просто прелесть оперы нельзя уничтожить никаким исполнением, и мы уверены, что каждый спектакль лишний раз подтверждал это.

Профессор А.В. Кессених

Назад