Философы об образовании и науке

 

Летом, в период активной стадии реформирования РАН, задался вопросом: «А что думали великие о роли науки и образования?». Полистал сборники афоризмов. Вот некоторые из них.

«Особенно важно, чтобы самые широкие круги общественности получили возможность ясно и отчетливо познать движущие силы и результаты научного исследования. Ведь совершенно недостаточно, чтобы каждый результат воспри­нимался, разрабатывался и применялся узким кругом специалистов в некоторой конкретной области. Сужение круга людей, которым доступно знание, до неболь­шой группы посвященных означало бы умерщвление философского духа народа и наступление духовной нищеты». А. Эйнштейн

«Знание все равно лучше, чем невежество. Лучше знать, даже если знание очень скоро повлечет за собой гибель, чем обрести вечную жизнь ценой тусклого скотского непонимания Вселенной, которая невидимо для нас бурлит во всем сво­ем волшебстве...». Айзек Азимов

Наиболее полным и соответствующим периоду инновационного развития отечественной науки мне показались высказывания Луи Пастера, которые приведены ниже.

«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым всегда будет тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности…

Культ науки в самом высоком смысле этого слова, возможно, еще более не­обходим для нравственного, чем для материального процветания нации. Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распро­странению и торжеству великий идей».

Но, думаю, реформаторы науки и образования в РФ следуют заповеди нашего ве­ликого православного философа П. Флоренского: «Мы осуждаем жадность в пище. Но почему же в таком случае необузданное удовлетворение другой естественной потребности — познание — не считается пороком? Обуздать жадность в позна­нии, есть такая же добродетель, как положить предел похотям плоти».

Так не будем осуждать деяний реформаторов, озабоченных нашей, грешных, добродетелью!

 

К.В. Показеев

Назад