Африканец из республики Габон — кандидат физико-математических наук

Недавно прошла защита кандидатской диссертации в диссертационном совете по Геофизике аспирантом кафедры физики Земли Жаном Реми Мбеле, научный руководитель — Трухин Владимир Ильич. Жан Реми — гражданин Республики Габон, расположенной в Центральной Африке, бывшей французской колонии. Среднюю школу окончил в столице Габона — городе Либревиль, в переводе «свободный город», а получать высшее образование государство отправило его в Московский Университет. Учёбу государство оплачивало исправно, благо студентом он оказался старательным и упорным. Жан Реми успешно защитил диплом, поступил в аспирантуру и по окончании в срок и с блеском защитил кандидатскую по специальности «Геофизика, геофизические методы поиска полезных ископаемых». Кроме того, приехав в Москву без элементарного знания русского языка, в совершенстве овладел им, да так, что со временем смог подзарабатывать уроками французского, давая их русским ученикам. По мнению ряда преподавателей, Жана можно считать одним из лучших студентов кафедры физики Земли, обучавшихся на кафедре в последние 5-7 лет. И не потому, что у него в дипломе много пятёрок, а по тому, как он внимательно, с интересом и удовольствием относился к учёбе, как скрупулёзно и дотошно изучал дисциплины, как очень ответственно и всегда во время сдавал зачёты и экзамены. К несчастью, немногие отечественные студенты смогли бы похвастать таким отношением к своим обязанностям.

Вообще в последние годы студенты физического факультета достаточно прохладно и без особого интереса относятся к Геофизике. Геофизика не пользуется популярностью. Говорим об этом с горечью и большим сожалением. Ведь во всём мире происходит совсем наоборот: с каждым годом эта наука набирает всё более стремительные темпы, занимая в таких странах, как США, Китай, Индия, Япония одно из ведущих мест. И это вполне естественно: Земля — это живой организм, требующий к себе повышенного внимания и заслуживающий постоянного изучения. Земля не перестаёт удивлять и, порой, радовать людей существованием, например, воздуха, воды, полезных ископаемых и др., а, порой, пугать процессами, происходящими в ней — землетрясениями, цунами, извержениями вулканов и др. Очень жаль, что в нашем российском обществе не прививается интерес к Наукам о Земле, не пропагандируется на должном уровне важность и необходимость разностороннего изучения Земли, её внутренних слоёв и внешних оболочек.

Жан Реми Мбеле — этот высокий красивый африканец — за время своего пребывания в России приобрёл много друзей и завоевал любовь сотрудников кафедры, так как всегда отличался добродушным и приветливым нравом, с лёгкостью шёл на контакт, часто улыбался, понимал шутки и отвечал на них, обладал хорошим чувством юмора. Он с удовольствием внедрялся в русскую культуру и с большим интересом относился к нашим обычаям. Нам было очень грустно расставаться с ним, мы привыкли к нему и считали его своим товарищем — ведь в течение 10 лет он был рядом и искренне сопереживал всем нашим делам и заботам. Неизвестно, как сложится дальнейшая его судьба на родине, ясно одно, что такой незаурядный и энергичный специалист будет непременно востребован.

Центральноафриканская Республика Габон, в 1960 году переставшая быть французской колонией, имеет с нами дипломатические отношения на уровне посольств. На защите Жана Реми присутствовал Советник по Экономическим и Культурным вопросам Посольства Габон в Российской Федерации Андре АССУЕЛЛО. По его словам, «правительство Габона придаёт большое значение исследованиям и изысканиям в области геофизики: ведь недра Габона содержат богатейшие запасы нефти, урана, марганца и других полезных ископаемых».

Немного о Габоне

О Габоне известно, пожалуй, меньше, чем о любой другой африканской стране. К примеру, население в Габоне самое малочисленное в Тропической Африке. Точная цифра остается загадкой даже для скрупулезных экспертов ООН. Она колеблется в значительных пределах — от 800 000 до 1 400 000 жителей. Такой разброс связан с двумя причинами. Во-первых, в Габоне работает много иностранцев — до одной пятой всего населения. Одни из них находятся здесь официально — преподаватели, врачи, квалифицированные рабочие.

Но много больше нелегалов, от которых, как считают местные жители, все беды. «Конечно, габонцы тоже не такие белые, как снег, — самокритично признают они. — Но кража автомобилей, разбой, терроризм — дело рук пришлого люда». Во-вторых, в непроходимых лесах Габона, занимающих три четверти территории, обитают пигмеи и другие племена, которые не терпят чужаков и никогда не позволят себя пересчитывать. На фоне соседей — Республики Конго, Камеруна и Экваториальной Гвинеи — Габон, считался страной преуспевающей, европеизированной. Его долго именовали не иначе как «Эльдорадо», «эмират Центральной Африки», «гавань мира». Основная причина в том, что Габон никогда не подвергался социалистическим экспериментам, захлестнувшим в свое время Африку. Власть оставалась предсказуемой, что делало страну привлекательной для бизнеса. Уровень доходов на душу населения по официальной статистике был вчетверо больше, чем в большинстве африканских стран. В общем, идиллия с африканской спецификой! Однако, в настоящее время многие экономисты считают, что страна переживает социальный и экономический кризис. Как ни парадоксально, во многом это объясняется сверхприбылями от продажи нефти, которая у габонцев в буквальном смысле лежит под ногами. Возможно, страна слишком широко распахнула двери для иностранных компаний. Нефтяные монстры типа «Эльф» или «Шелл» заняли ключевые позиции в ее экономике. Условия были выгодными, но со временем стало очевидно, что западные фирмы превратили страну в «дойную корову». При обсуждении третьего плана экономического и социального развития на 1976-1980 президент заявил, что «нельзя и дальше полагаться в своем развитии лишь на нефть и другие невосполнимые минеральные ресурсы». Но об этом почему-то забыли. В том числе и сам президент. Нет ощущения, что это очень похоже на РоссиюО

Сегодня Габон добывает 18 миллионов тонн нефти в год. Но запасы известных месторождений подходят к концу, а новые пока не найдены. Геологи утверждают, что, если не будут открыты новые крупные месторождения, нефть иссякнет уже во втором десятилетии XXI века. Исчезают и другие полезные ископаемые. Финансовая помощь Габону, как и другим африканским странам, значительно сокращена. К тому же манна нефтедолларов, просыпавшаяся в недавнем прошлом на страну, создала серьезный перекос в экономике. Поскольку нефть, как и другие национальные богатства (марганец, железная руда, уран, лес), экспортировалась в виде сырья, в стране не строились перерабатывающие предприятия. В поисках удачи крестьяне стали переселяться в города. К 1999 году городские жители составляли уже 74 процента всего населения страны, а к 2015 году, по оценкам Программы развития ООН, этот показатель возрастет до 80.

Габонская столица Либревиль славится ультрасовременными зданиями банков, отелей, магазинов с приветливым названием «Мболо» («Здравствуйте» на языке фанг), дорогими автомобилями. Этот город словно вырван у девственного леса и стоит в одном ряду с европейскими столицами. Либревиль считается одним из самых дорогих городов мира — сразу после Токио, Осака-Кобе и Гонконга. Главный габонский рынок Либревиля поражает разнообразием. Горы ананасов, манго, батата, зелени и каких-то вовсе незнакомых трав и корений. Чего только нет — газели, обезьяньи тушки, целый буйвол. И маленький крокодильчик с проломленным черепом. Продается и вяленая «обезьянина».

Этот товар поставляют браконьеры. И габонские, и иностранные равно не щадят природу. Между прочим, мясо шимпанзе, может в более изысканном виде, в наши дни можно отведать и в ресторанах африканских кварталов Брюсселя, Парижа, даже в некоторых экзотических местах Москвы. А ведь ДНК этого смышленого животного на 98 процентов совпадает с человечьей. В общем, уникальной природе Габона грозит уничтожение. Министерства водных ресурсов и лесного хозяйства разработали программу сохранения редких и исчезающих видов габонской фауны. Создаются заповедники, охранные зоны. Любопытно, что инкубатор по выращиванию габонских попугаев «Жако», наделенных, как считают, необыкновенным интеллектом, недавно открылся на юге Франции.

Одновременно с социально-экономическим кризисом обнажился и кризис морали. Чисто внешнее внедрение цивилизации, которую принесли с собой европейцы, не дало возможности африканцам осознать истинный смысл их духовных ценностей. Ныне наблюдается массовый возврат к традиционным верованиям, более близким и понятным. Таково, в частности, представление о единстве мира живых и теней. Нередко габонцы возводят умерших предков в ранг полубогов. Даже многие высокопоставленные чиновники предпочитают лечиться не у врачей, а у колдунов. Да и профессиональные врачи нередко тяготеют к мистике, которой пронизаны народные поверья. Однако, тяжелые проблемы, вставшие перед страной, не изменили веселый нрав ее жителей. Собираясь в барах или в гостях, они готовы ночи напролет рассказывать друг другу удивительные истории. Истинный габонец всегда рад случаю посмеяться, в том числе и над самим собой.

(По материалам http://ru.wikipedia.org, http://travel.ru и рассказам Жана Реми Мбеле).

Т.Версан

Назад