Так это было. Записки военного хирурга


К 70-летию начала
Великой Отечественной войны

Сейчас принято считать, что правду о Великой Отечественной войне в советское время не писали. Пользуясь этой аксиомой, СМИ пытаются навязать свою новую «правду» о войне. В этой новой «правде» тонут голоса тех, кто воевал.
Случайно среди старых книг нашел книгу: Константин Болдин «Так это было. Записки военного хирурга». Верхне-Волжское издательство, 1969 год, тираж 65 тысяч. По советскому времени небольшой.
Войну автор встретил уже взрослым, сформировавшимся  человеком, до войны работал хирургом в Горьком в медсанчасти на автозаводе. С начала войны и до 1944 года Болдин был командиром операционно-перевязочного взвода медсанбата, участвовал в крупнейших битвах войны. Отступал, попадал в окружение. Был комиссован по болезни: видимо сказались огромные нервные нагрузки.
Изложение дано в форме дневниковых записей. От многих волосы встают дыбом. В каких ситуациях довелось побывать Константину Болдину! Например, на операционном столе умирающий боец, и тут поступает приказ о срочной эвакуации - немецкие танки в километре прорвали оборону! Между прочим, автор, описывая одну из своих операционных -  зима, вокруг операционного стола стены полу сгоревшего дома без крыши, ночь, с улицы машины фарами освещают операционный стол, отмечает, что будущим киношникам это все трудно будет представить.  Но нынешние киношники и не представляют: у них другие цели.
Автору, как врачу, приходилось участвовать в таких мероприятиях как-то: расстрел полицая или дезертира (констатация смерти), суд над обвиняемым в членовредительстве (эксперт). Подобные сцены подробно описаны в книге. Есть и упоминание о включении власовцев в состав наших частей.
Конечно, основное внимание автор уделяет описанию работы медсанбата - проведение медицинских операций, выживаемости после различного типа ранений, обеспечение лекарствами и медицинскими инструментами (на всю перевязочную один шприц!), внедрение новых методов лечения, медицинский осмотр армейского пополнения (из 1200 отобрали только 169, годных к строевой службе!), организация эвакуации раненых. Дается сравнение советской системы с работой медицинских служб немцев.
Описано много важных организационных и бытовых моментов: взаимоотношение с комиссарами, многочисленными проверяющими, трибуналом, контрразведкой дивизии (с теплотой пишет, как о достойных людях, делающих нужную работу), отношение к пленным (немцы, венгры) и их поведение, характеристики русской шинели (это вам не модель Юдашкина!) и обуви, организация питания и снабжения, бани, белье, насекомые (вши). С юмором описывается переход на новую воинскую форму одежды. Подробно описано взаимоотношение с местным населением, как при отступлении, так и при наступлении. Много трагических, даже страшных, бытовых моментов. Что творили немцы! И вывод «Хорошо бы потрясти фатерлянд и потрясти покрепче, чем они нас трясли».

Изобилие ярких зарисовок, свидетелем и участником которых был автор - это немецкие бомбежки и их изменение по ходу войны, воздушные схватки наших летчиков, немецкие листовки (не боялись НКВД, читали!), населенные пункты, разрушенные немцами при отступлении, следы мародерства и варварства фашистов.
Судя по этой книге, в 1969 году про Великую Отечественную войну писали правду.

Показеев К.В.

Назад