ФИЗИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - ФРАГМЕНТЫ РАЗВИТИЯ

     Интерес к экологическим проблемам в среде физиков высших учебных заведений нашей страны стал явно заметен с конца 80-х ХХ века, прежде всего  в связи с трагическими событиями на атомной электростанции Три-Майл-Айленд (США, 1979 г.) и Чернобыльской в 1986 г.
     Как известно, устойчивость жизни человечества определяется  очень узким интервалом колебаний средней температуры атмосферы, около 4 градусов, и выход за его пределы  может привести к исчезновению современной цивилизации. Это, с одной стороны, охладило "восторг" физиков от роли основателей НТР и покорителей сил природы, С другой стороны, началось формирование чувства ответственности за издержки "покорения" и понимание необходимости введения в учебную технологизированную физику ВУЗов и школ новой составляющей - физики окружающей среды или экологической физики.
    Результатом  нового осознания роли учебной физики стало введение в учебный процесс некоторых ВУЗов экологической физики или физики окружающей среды в форме элективных курсов, а кое-где переход от элективной формы к обязательной. Автору довелось участвовать в этом процессе. Возможно, этот опыт окажется полезным.
     Введение экологических аспектов в курсы физики можно отнести к концу 70-х". Следует отметить, что речь идет не о модернизации физики, а, прежде всего, о подчеркивании и выделении экологических аспектов тех или иных физических процессов или явлений. Введение экологической составляющей в преподавание  физики показало необходимость специальных, глубоких экологических знаний. Интеграция на дилетантском, "пальцевом" уровне не приносила удовлетворения и не вызывала большого интереса у студентов. Пришлось получить в Ленинградском технологическом институте новую специальность "Экология и рациональное использование природных ресурсов" (1986 г). Это образование дало возможность продолжить введение экологии в физику на  новом, профессиональном уровне. Положительный эффект стал четко заметен по реакции студентов и по собственному удовлетворению. Был разработан элективный курс "Физика и экология", который велся с 1985 года по 2001. В издательстве "Прометей" в 1989 г. вышла книга автора "Физика и экология", в то время - первая в этом направлении.
     В 1991 г. Физический факультет Лундского университета, Швеция, пригласим меня для ведения  курсов Физика твердого тела и введения элективного курса Физика окружающей среды. Сотрудничество с Лундским университетом продолжалось до 2003 г. Интересно отметить развитие курса "Физика окружающей среды". Если курс "Физика твердого тела" это классический, традиционный курс и мне пришлось "вписываться" в уже сложившееся содержание и методику преподавания, то "Физика окружающей среды" была новым для них, авторским курсом. Первый год на курс записалось 7 или 8 студентов, в последующие годы это число колебалось от 15 до 22. С 1998 г. курс стал обязательным сначала для студентов-физиков педагогического отделения Университета в городе Мальме, а через год и для студентов-физиков Физического факультета. В 1999г. вышел хороший учебник "Физика окружающей среды: энергия и климат" Матса Арескога (на шведском), преподавателя  педагогического отделения, одного из первых слушателей спецкурса Физика окружающей среды.
    Подобный опыт преподавания экологической физики автор использовал и в США, где 1997-1998 годы работал по приглашению Университета Монтклэр, штат Нью Джерси, на экологическом отделении (School of Conservation) факультета Естествознания. В обязательный семестровый курс, по просьбе руководителя отделения (профессор Джон Кирк), была добавлена  составляющая с акцентом на  мониторинг физических процессов в атмосфере, гидросфере, почве и потоке солнечной радиации. Важно заметить, что все занятия по следованию характеристик среды проходили в полевых условиях независимо от погоды. В них входило, например: определение вариации мощности солнечного излучения, определение ресурсного потенциала реки и т.п. Нужно отметить высокий интерес студентов к такой форме учебного процесса.
    За последние десять, пятнадцать лет интерес преподавателей физики к экологической тематике несколько вырос. Однако нельзя сказать, что это стало заметным явлением. Пока это вклад небольшого числа энтузиастов. В этом плане, очень велика роль университетских физиков, как в научном, так и в педагогическом направлении.
     Могу только выразить сожаление, что до начала моей работы за рубежом не удалось познакомиться с богатым опытом отделения Геофизики физического факультета МГУ и всего физического факультета в области преподавания основ экологии и геофизики.
А.П. Рыженков,
профессор, кафедра теоретической физики,
Коломенский Государственный Педагогический Институт


Назад