ОТЧЕТ
ДЕКАНА ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ
ПРОФЕССОРА В.И.ТРУХИНА

 
            Глубокоуважаемый Виктор Антонович!
            Глубокоуважаемые члены Ученого совета, коллеги!

    Прежде всего, я хотел бы сказать, что коллектив Физического факультета за отчетный период, как и в предыдущее время, ответственно относился к своим обязанностям, всегда достигал положительных результатов по всем направлениям деятельности, несмотря на все возникающие трудности внутреннего и внешнего происхождения. Отмечу также, что мы постоянно работали в тесном контакте с ректоратом и ректором и в случае необходимости всегда получали помощь морального и материального характера.

    Учебная работа. Работа по новому приему

    За отчетный период было проведено 2 приема новых студентов в 2007 и 2008 годах. Новому приему всегда предшествует серьезная работа с абитуриентами. Академическая подготовка школьника к поступлению на факультет ведется в физико-математической школе, в вечерней     физической и астрономической школах, в Центре дистанционного образования и лектории по физике. Руководят этими учебными подразделениями уже в течение многих лет профессор Прудников В.Н. и доцент Рыжиков С.Б. В приеме 2007 года конкурс на физфак составлял около 3,5.  В 2008 году прием на факультет производился только на «специалистов», проходной балл по 100-балльной системе определялся по суммарным результатам, полученным студентом на ЕГЭ (математика и русский язык) и на наших испытаниях по математике (письменно) и по физике (устно). Проходные баллы в 2008 г. были на специальность «физика»  – 286, на астрономию – 295.
    С каждым годом все большую роль в проведении нового приема играют различные  олимпиады. В 2007 и 2008 годах большинство заявлений в приемную комиссию было подано от победителей и призеров Олимпиад. В 2007 г. был принят 371 победитель, это 88% всего курса, медалистов – 28%. В 2008 году в число студентов было принято 372 победителя и призера олимпиад, что составляет 89% от всего курса (455), медалистов – 30% (127), москвичей – 41% (171), девушек 27% (113).

    Учебный процесс

    По состоянию на начало сентября 2008 г. на факультете обучается 2418 студентов (1 курс – 455, 2 курс – 403, 3 курс– 392, 4 курс – 402, 5 курс – 322, 6 курс – 444), из них        на контрактной основе – около 8% от общего числа студентов; 38 обучаются по программам подготовки магистров. Наиболее часто студенты отчисляются за академическую неуспеваемость, при переводе в другой вуз, по состоянию здоровья, вследствие утраты связи с факультетом и  невыполнения условий контракта.
    Наиболее высокая успеваемость у студентов младших курсов (1-3), около 40% из них учатся на «хорошо» и «отлично». Многие кафедры дополнительно работают со студентами, проводя различные семинары и повышая их интерес к учебе. Наиболее стабильно проводят дополнительные занятия со студентами кафедры математики, ОФиВП, квантовой электроники, квантовой теории и физики высоких энергий, физической электроники, радиофизики, биофизики, ОФиМС и кафедры ядерного отделения.
    С 1 сентября на физическом факультете началось обучение студентов 2 курса на третьем, экспериментальном потоке. Поток состоит из 3-х студенческих групп. Студенты экспериментального потока считают, что учиться на экспериментальном потоке интересно. Преподаватели также отмечают повышенную заинтересованность студентов экспериментального потока в получении знаний.

    Выпуск студентов

    Уровень подготовки выпускников факультета традиционно является очень высоким. Около 1/4 выпускников завершают обучение, получая диплом с отличием. Ежегодно около 150 человек получают рекомендации Учёного Совета факультета для продолжения обучения в аспирантуре МГУ и других организаций. В 2008 году физический факультет окончили 367 человек, из них 85 - с отличием. Дипломную работу «отлично» защитили 296 студентов,  «хорошо» - 58,  «удовлетворительно» - 13, оценку «неудовлетворительно» получил 1 студент. 127 выпускников рекомендованы в аспирантуру физического факультета, но трудоустраиваются все наши выпускники.
    Активно развивается сотрудничество факультета с Российскими федеральными ядерными центрами в г.Саров и г.Снежинск. На всех курсах физфака сейчас обучается около ста выпускников школ Сарова и Снежинска.

    Аспирантура

    В аспирантуре физического факультета осуществляется подготовка по 28 специальностям. Работой аспирантов руководят 136 докторов и 36 кандидатов наук.    Общее число спецкурсов для аспирантов на факультете – 187. С 2007 года усилено внимание к вступительному экзамену в аспирантуру по физике. Теперь поступающие в аспирантуру сдают письменный экзамен, варианты которого включают как теоретические вопросы, так и задачи, разработанные Учебно-методической комиссией факультета.

    Иностранные учащиеся

    В настоящее время на факультете обучаются 74 иностранных учащихся по контракту и 25 поступивших по общему конкурсу. В целях совершенствования приема на факультет иностранных граждан, начиная с 2007 года, в состав экзаменационных комиссий Центра международного образования  введены преподаватели факультета. В ЦМО проведена корректировка программ центра по физике и математике, с тем, чтобы уменьшить для иностранных учащихся трудности, связанные с началом учебы на факультете.  К сожалению, число иностранных учащихся ограничивается возможностями университетского общежития. Так, в 2008 году для 72 иностранных учащихся нового набора Управлением общежитиями было выделено всего 16 мест (при заявке факультета на 100 мест).

    Состояние дел в общежитиях

    Обстановка в студенческих городках оставалась стабильной. Социальный отдел активно работает со студенческими комитетами в общежитиях,  взаимодействует с учебной частью факультета, руководством Управления общежитиями и администрацией корпусов. Как всегда, основные жалобы студентов связаны с бытовыми условиями проживания. В первом семестре 2007-2008 учебного года 38 сотрудников побывали в общежитии ГЗ МГУ и 35 – в ФДС, во втором семестре – 25 человек в ГЗ и 32 в ФДС. Проверки показали, что в первом семестре план посещений выполнило 9 кафедр из 36, а во втором только 6.

    Отделение дополнительного образования

    В 2007 году на ОДО физического факультета в рамках национального проекта «Инновационные технологии в образовании» был создан Центр дистанционного образования, оснащенный на современном уровне. В настоящее время работы в Центре ведутся по нескольким направлениям:  создание электронных аналогов курсов, читаемых на физическом факультете; дистанционное обучение школьников; дополнительное образование для студентов естественных факультетов МГУ; повышение квалификации и переподготовка специалистов. Большой популярностью пользуются программы дистанционного образования по математике и физике для школьников.
    В сентябре 2008 года начал работу новый Интернет-Практикум «LabView», который позволит всем желающим ознакомиться и работать с современной техникой сбора и обработки данных на базе устройств фирмы «National Instruments».  Такого в мировой образовательной практике еще нет.
    На физическом факультете идет подготовка Интернет-олимпиады «Шаг в физику» для школьников.  В этой олимпиаде смогут принять участие школьники России и других стран СНГ.
    Значительное место в образовательной деятельности отделения дополнительного образования занимает обучение студентов-физиков по программе «Физика и менеджмент научных исследований и высоких технологий». (Научный руководитель – декан факультета). Программа пользуется большим успехом у студентов факультета.  Сегодня стало фактом, что программа подготовки физиков-менеджеров стала неотъемлемой частью подготовки элитного контингента наших выпускников.  В этом большая заслуга тех кафедр факультета, где студентам предоставляется возможность выбора научно-исследовательской работы, связанной с организацией работ по созданию и выведению на рынок нового продукта. Это кафедры: физики полимеров и кристаллов, физической электроники, оптики и спектроскопии, радиофизики, магнетизма, физики Земли, математики.

    Международное сотрудничество

    Мы стремимся организовать международное сотрудничество таким образом, чтобы длительное отсутствие на факультете преподавателей, находящихся в зарубежных командировках, не отражалось на качестве учебного процесса. В последние годы почти в 10 раз уменьшилось число поездок научных сотрудников и преподавателей для научной работы вне договоров. При этом увеличилось число поездок студентов и аспирантов. Большая часть зарубежных поездок учащихся факультета связана с выполнением ими научных исследований как составных частей курсовых, дипломных работ или кандидатских диссертаций. Поэтому инициатива таких поездок идет по линии кафедр и научных групп.
    В настоящее время  факультет участвует в 85 договорах, из них 27 межвузовских, 1 правительственное соглашение, и 57 факультетских договоров.
    К сожалению, количество приездов иностранных специалистов к нам по договорам о сотрудничестве в 3-4 раза меньше, чем число наших поездок.

    Телекоммуникационная система Физического факультета

    Телекоммуникационная система физфака в последние годы существенно модифицирована на аппаратном уровне после перехода на новую платформу магистрального управления  потоками. Заложена база перехода на скоростные режимы до 10 Гигабит в секунду. Дальнейшее развитие и оптимизация системы сталкивается с рядом трудностей, прежде всего с недостаточной технологической базой. Продолжается работа по развитию программных средств управления потоками. Мы приняли решение о внедрении на факультете единой системы управления в административных отделах деканата. К настоящему времени система внедряется в бухгалтерии, планово-финансовом отделе и отделе кадров, далее на очереди стоит расчет зарплаты. На факультете полностью решена проблема использования лицензионного программного обеспечения фирмы Микрософт (за исключением пакета ОФИС); для учебных классов закуплены сетевые лицензии на Mathematica и Matlab.

    Обновленные компьютерные классы факультета

    За отчетный период при поддержке некоммерческой организации «Школа Нового Поколения» удалось преобразовать и оснастить компьютерные классы Н-9 и 1-32 факультета по последнему слову техники, включая разные программные платформы (Windows-сервера, Linux и др.). Также, важным моментом была замена программного обеспечения, используемого в учебном процессе, на лицензионное. Новым решением было внедрение технологии клиент-сервер. Все это позволило наряду с традиционными возможностями обучения разработать альтернативный курс (на базе открытых систем и Линух-сервера) для альтернативного обучения студентов на открытых системах. Внедрение этого направления - дело молодых преподавателей, ведущих этот курс.
    Центр контроля качества образования физического факультета был организован в 2007 году. Центр осуществляет компьютерное тестирование студентов на предмет текущей успеваемости и остаточных знаний. Для реализации этой задачи организован компьютерный класс на 70 посадочных мест.

    Параллельные вычисления на физфаке

    После переоснащенная НИЦВ МГУ одним из самых производительных вычислительных кластеров у нас в стране, ректором МГУ было принято решение о передаче предыдущей версии высокопроизводительного кластера из НИВЦ на физический факультет. Этот кластер является по производительности третьим ресурсом в МГУ и входит в десятку ведущих ресурсов в университетах страны. Техническое обслуживание и сопровождение кластера взяла на себя кафедра физики полимеров и кристаллов (зав. каф. акад. А.Р.Хохлов), поскольку именно на ней был накоплен богатый опыт создания и сопровождения своего вычислительного кластера. Когда кластер будет запущен, его ресурсы будут доступны для научных групп всего факультета. Помимо оснащения факультета высокопроизводительным кластером, необходимо учить студентов, аспирантов и сотрудников основам параллельного программирования и приемам работы с кластерными вычислителями.

    Создание портала физфака по дистанционному обучению

    В связи с мировой тенденцией значительного интереса к дистанционному образованию (ДО), силами ЦКФ был создан портал факультета по дистанционному обучению. В основе портала лежат открытые технологии системы MOODLE и он адаптирован под специфику преподавания на физическом факультете. Для поддержки портала была создана рабочая группа и совместно с ОДО сформирован Центр Дистанционного Образования. В рамках стратегии развития ДО были созданы подготовительные курсы для абитуриентов по физике и математике. Для увеличения привлекательности физического факультета в рамках дополнительного образования подготовлены также курсы по информатике, параллельному программированию и системе LabView.
    Библиотека физфака и ее роль
    в информационном пространстве факультета
    Значительную роль в современном информационном пространстве факультета играет физический отдел библиотеки им. М.Горького. За последние годы его функции существенно изменились и расширились. Наряду с традиционными библиотечными и библиографическими сервисами наш физический отдел библиотеки начал активно осваивать он-лайн доступ к библиографическим базам данных и электронным подпискам на журнальную периодику с доступом с любого компьютера, находящегося в интранет факультета. Сейчас реализуется один из больших проектов, ведущихся благодаря спонсорству нашего выпускника Олега Владимировича Дерипаски – производится полная реконструкция читальных залов библиотеки и переоснащение ее в современную библиотеку с полным набором цифровых доступов.

    Наука на Физическом факультете

    Физический факультет МГУ является одним из ведущих исследовательских центров России в области физики, геофизики и астрономии. Ученые физического факультета в отчетном периоде продолжали свою исследовательскую деятельность во всех сложившихся традиционных для физического факультета направлениях.
    Как и в течение ряда предшествующих лет, работа велась по приоритетным  направлениям, сформулированным в директивных документах Минобрнауки и РАН и утвержденным на заседании нашего Ученого совета.  Всего мы работали в 2007 г. по 85 госбюджетным темам, в 2008 г. выполняется  86 госбюджетных НИР. На наш взгляд, тем все еще слишком много. Ведь в этот список не включаются темы по астрономии, атомной и ядерной физике: они регистрируются через ГАИШ и НИИЯФ, соответственно. Есть темы, которые, по существу, выполняют 1-2 сотрудника.
    Было бы целесообразно сократить число тем, концентрируя усилия на проблемах, по которым работают сильные научные группы факультета, и по которым возможно получение значительного дополнительного финансирования (гранты, проекты, хоздоговора). Разумеется, этот процесс не должен идти вразрез с научными интересами кафедр.
    Факультет получает по грантам и проектам дополнительное финансирование исследований. Всего в 2007 г. на конкурсной основе было получено 307 проектов и грантов, которые дали в 2007 г. дополнительное финансирование в 161,9 млн. рублей. Это более чем в 2 раза превышает аналогичную цифру 5 летней давности.
    На физическом факультете МГУ постоянно ведется закупка нового научного оборудования и организация его эффективного использования. Но, прежде всего, хотелось бы отметить, что в последние годы наши исследователи оказались в гораздо лучших условиях: постепенно установлено и запущено прекрасное новое оборудование, полученное в связи с 250-летием МГУ благодаря деятельности Ректора Московского университета В.А. Садовничего. В декабре 2006 г. на физический факультет поступила последняя партия приборов и оборудования, закупленного в связи с 250-летием МГУ. Было получено 30 позиций Российского оборудования на сумму 7,7 млн. руб. и 46 позиций импортного оборудования на сумму 29 млн. руб.
     Благодаря укомплектованию новейшим дорогостоящим оборудованием ЦКП МГУ стал одним из наиболее оснащенных центров в России, что в свою очередь позволило выиграть грант Роснауки на поддержку центров коллективного пользования, значительная часть которого (около 44 млн. руб.) пошла на закупки оборудования для ЦКП физического факультета. Теперь по аппаратурной оснащенности основных научных направлений физический факультет может успешно конкурировать с ведущими учебными и научными учреждениями мира.
     Как известно, во всем мире одной из важнейших характеристик работы научных учреждений является количество и качество публикаций сотрудников. Этот показатель мало изменяется в последние годы по количеству – в 2007 г. опубликовано 935 статей в рецензируемых журналах и 1144 тезисов докладов. Все больше статей публикуется в самых престижных физических журналах: УФН, ЖЭТФ, Physical Review, Physical Review Letters и т.д. Как и в прежние годы, ученые факультета активно представляли свои результаты на Российских и Международных конференциях. Помимо этого они организовали или приняли определяющее участие в организации 16 различных конференций.
    Приятно отметить, что достижения наших ученых получили признание и были отмечены наградами, премиями и грантами. Государственную премию в 2008 году получил Академик, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов Алексей Ремович Хохлов; доцент Елизавета Александровна Константинова удостоена премии имени И.И.Шувалова. 20 наших талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых получили гранты поддержки МГУ, 13 молодых ученых и преподавателей стали победителями конкурса на стипендию МГУ 2008 года. 21 научная группа вошла в число победителей конкурса среди ведущих научных школ.
    На всех кафедрах идет напряженная и успешная научная работа. Практически все, без исключения, кафедры факультета получают выдающиеся научные результаты. Из-за недостатка времени приведу в качестве примера интересные научные результаты некоторых кафедр.
    Кафедра ОФВП (авторы: Волков Р.В., Гордиенко В.М., И.М. Лачко, Савельев А.Б., Урюпина Д.С.). Проведены исследования формирования ионного тока плазмы, сформированной фемтосекундным лазерным импульсом с интенсивностью до 3х1016 Вт/см2. Обнаружены энергетичные отрицательные ионы. Развит метод лазерно-плазменной очистки поверхности. Показано, что очистка поверхности обеспечивает эффективное ускорение тяжелых ионов основного материала мишени и возможность получения пучков квазимоноэнергетических ионов. На основе анализа экспериментальных данных и численного моделирования развита модель формирования быстрых ионов на резкой границе плазма-вакуум, объясняющая основные особенности ионных спектров: наличие ионов с высокой кратностью ионизации, преимущественное ускорение определенного типа ионов и др.
     Кафедра физики Земли (авторы: Трухин В.И., Максимочкин В.И., Безаева Н.С., Жиляева В.А.). Разработан новый подход  к интерпретации палеомагнитных данных и к проблемам геодинамики. Проведены исследования глобальных проблем геомагнетизма: инверсий геомагнитного поля, магнетизма пород молодых рифтовых зон океанской коры, явления самообращения намагниченности. Впервые предложен метод исследования глобальной фундаментальной проблемы инверсий геомагнитного поля на основе исследования явления самообращения. Теоретически и экспериментально показано, что антипараллельное полю намагничивание  ферримагнитных минералов  является следствием строения и структуры ферримагнтиков, как это установлено еще Л. Неелем в 1951 г.
     Кафедра молекулярной физики (авторы: Знаменская И.А., Латфуллин Д.М., Мурсенкова И.В., Луцкий А.Е., Орлов Д.М., Сысоев Н.Н.). Впервые разработан и экспериментально реализован метод высокоэнергетичного воздействия на пограничный слой при сверхзвуковом и трансзвуковом обтекании поверхности путем мгновенного локального направленного подвода энергии на основе самолокализации наносекундного поверхностного разряда («плазменного листа») с целью оптимизации условий обтекания профиля (до 5 эВ на частицу). Найдены предельные величины
     Кафедра ОФМЭ (авторы: Кашкаров П.К, Тимошенко В.Ю., Константинова Е.А., Форш П.А., Рябчиков Ю.В.). Разработана технология формирования и исследованы физико-химические свойства и биосовместимость наноматериалов на основе кремния для использования в биомедицине. Обнаружено подавление размножения раковых клеток под воздействием синглетного кислорода, возникающего при фотовозбуждении кремниевых нанокристаллов.
     Кафедра биофизики (Авторы: Твердислов В.А., Яковенко Л.В., Сидорова А.Э., Союнов Г.М., Шкуринов А.П., Гутенев В.В.). Предложена и разработана теоретическая модель природного микробиологического автоволнового реактора для утилизации антропогенных загрязнений.
     В последние годы отличительной особенностью научной работы на факультете является активная интеграция в мировое научное сообщество. Сотрудниками факультета в 2007 г. получено 34 исследовательских гранта с 9 странами мира, в том числе, 12 грантов INTAS, 8 CRDF и 1 грант 6FP (Европейской 6 рамочной программы). Научная работа осуществляется в рамках международных договоров о сотрудничестве, действующих на настоящий момент и также активное сотрудничество продолжается в совместных лабораториях (на кафедре полимеров и кристаллов и в ЦИСиТ).  
     Каждый год на физическом факультете проводится конкурс на лучшую научную работу молодых ученых. В 2007 г. в нем приняло участие 18 чел. Почетными дипломами 1, 2 и 3 степени и денежными премиями (общая сумма 96 тыс. руб.) награждены 9 чел. Первое  место  завоевали Петрова Елена –каф. физики полимеров и кристаллов и Лобанов Валерий – каф. радиофизики. Лучшие научные работы молодых ученых выдвигаются затем на конкурс МГУ. В 2007 г. наши молодые ученые Белотелов Владимир (кафедра радиофизики) и Пятаков Александр (кафедра физики колебаний) заняли 1 и 3 места соответственно на конкурсе Молодых ученых МГУ. В этом юбилейном для физического факультета году мы планируем издать сборник публикаций по материалам дипломных работ студентов и призеров конкурса научных работ им. Р.В.Хохлова.
    Большой популярностью среди молодежи нашего факультета пользуется Международная конференция по фундаментальным наукам «Ломоносов». Так, в конференции «Ломоносов-2007» приняло участие   145 студентов, аспирантов и молодых сотрудников физического факультета, а в 2008г. в конференции «Ломоносов-2008» их число составило 165 человек.
    Популяризации науки способствует также целый ряд мероприятий, проводимых на факультете в рамках уже традиционного Фестиваля науки. В 2006 и 2007 гг. студенты и школьники, кроме присутствия на мероприятиях в Фундаментальной библиотеке, могли прослушать лекции ученых факультета (В.А. Твердислова, А.Ю. Лоскутова, В.Ю. Тимошенко, М.Б. Гусевой), побывать с экскурсией в Музее физического факультета, в Международном лазерном центре, в Центре коллективного пользования, посмотреть «Фейерверк физических демонстраций» замечательно проводимых С.Б. Рыжиковым, выдвинуть свою работу на конкурс докладов в «Форуме молодых исследователей», проводимых А.В. Селиверстовым и А.И. Пятаковым.

Инновационная политика факультета

     Большое внимание факультет уделяет инновационной политике. Инновационный научно-образовательный центр (ИНОЦ) создан на физическом факультете МГУ в 2005 г. В 2007 г. ИНОЦ участвовал в научно-исследовательских работах на общую сумму 19 млн. руб. В 2007 г. на физическом факультете открыта постоянно действующая выставка инновационных проектов.  В октябре 2007 г. на физическом факультете прошел Первый конкурс инновационных проектов. В 10-ти номинациях получили дипломы 47 участников, 26 кафедр  были  отмечены  грамотами  участников  выставки-конкурса. Эту работу факультет активно продолжает.

    75-летний юбилей Физического факультета

    Осенью 2008 года исполняется 75 лет физическому факультету. Издан приказ ректора, в котором определена дата и место проведения торжественного мероприятия  (актовый зал фундаментальной библиотеки). Юбилею был посвящен прошедший 5 апреля в ДК МГУ смотр факультетских агитбригад прошлых лет, а также Ломоносовские чтения. За счет средств спонсоров – выпускников 1993 г. издано юбилейное  издание «Энциклопедия физического факультета». Подготовлен также юбилейный буклет, выпущен юбилейный значок физического факультета. Среди мероприятий предстоящего 75-летия значится такой пункт, как приглашение гостей из других городов. Мы выслали приглашения деканам физических факультетов ряда университетов России и стран СНГ, руководителям институтов физического профиля, выдающимся выпускникам нашего факультета.

    Стратегия  развития образования и науки

    на физическом факультете МГУ на ближайшие годы

I. Образование

    Глубокое фундаментальное образование дает широту взглядов, гибкость ума, умение быстро перестроиться для решения проблем в любой области человеческой деятельности. Практика показала, что приобретая такие черты, выпускники факультета становятся востребованными не только в исследовательских институтах,  но и в производстве, менеджменте, бизнесе. В перспективе такое образование обуславливает высокие личные достижения выпускников. Поэтому следует исходить из того, что дальнейшее развитие фундаментального образования на факультете служит интересам всех выпускников, как будущих физиков, так и работников других сфер
    Основные стратегические задачи следующие:
    1. Совершенствовать преподавание общефакультетских курсов лекций, приблизить их программы к современным взглядам ученых на различные проблемы физики. Например, необходимо излагать проблемы перехода от классической к квантовой физике, подчеркивая необходимость владения аппаратом квантовой физики в современной теории и эксперименте.
    2. Развивать умение применять полученные фундаментальные знания на практике, что повышает «ценность» выпускников факультета в глазах работодателей. Базой для этого может служить регулярное обновление и введение новых специальных курсов и семинаров на кафедрах, модернизация физических практикумов, расширение тематики курсовых работ студентов 2, 3 и 4 курсов.
    3. Вводить в учебный план новые общеобразовательные программы, например такого типа, как уже введенная программа «Физика и менеджмент. При введении новых программ принимать во внимание пожелания и предложения будущих работодателей выпускников.
    4. Совершенствовать подготовку к будущей преподавательской деятельности, развивать навыки обучения персонала предприятий физическим основам технологических процессов.
    5. Развивать работу со средними школами в Москве и регионах, направленную на привлечение на факультет наиболее способных учащихся. Продолжить развитие дистанционного образования.

II. Научная работа

    На ближайшие годы стратегию научной деятельности факультета можно определить как поиск и исследование фундаментальных физических явлений, могущих стать основой новых «прорывных» технологий.
    1. Ориентировать фундаментальные исследования на достижение нового научного результата, на установление новых законов в макро- и микромире.
    2. Полученные фундаментальные результаты, имеющие прикладное значение, доводить до уровня разработки физических основ новых технологий, имея конечной целью их коммерциализацию.
    3. Для разработки технологий при необходимости проводить дополнительные прикладные исследования. Для этого, в частности, усилить работу Инновационного центра, активно использовать Центр коллективного пользования, гидрокорпус и другие лаборатории факультета.
    И, самое главное, создать на физфаке отделение физического инжиниринга, где развивать программы подготовки специалистов по прикладным разработкам на основе фундаментальных результатов.
    4. Расширять контакты с научно-государственными предприятиями, организациями и представителями российского бизнеса для совместного внедрения технологий в производство.
    5. Активно развивать практику вовлечения студентов в проводимые исследования, рассматривая ее как необходимое требование подготовки специалистов для профессиональной работы в сфере науки и наукоемких технологий.
    6. Всегда руководствоваться правилом:
        «Физфак – только вперед!»
Назад