EN
Туда и рак с клешней

 

 

«Венера Советская»

 

           

            Вся страна отметила 90-летие Великой Октябрьской Социалистической революции. Конечно, отмечали по-разному, в зависимости от отношения к Революции. Отметился и Русский музей – выставкой «Венера Советская».

            Выставка  отражает следующие темы: Венера лежащая, туалет Венеры, Венера доступная, Венера и спорт, Венера одетая, Венера и мужчины. Выставка содержит как картины широко известных художников -  Кустодиева, Дейнеки,  Самохвалова, Страхова, так и малоизвестных художников. 

            Выставка оформлена не в классическом стиле музея, а в современном духе, с использованием современной мультимедийной техники. Открывает экспозицию видеоряд, показывающий на экране телевизора основные экспонаты и сопоставляющий их с известными шедеврами мировой живописи, изображающими женщин. Надо отметить, что здесь уже в самом начале имеется определенный подвох: мировые шедевры почему-то сопоставляются не с советскими классическими произведениями, а сопоставляются,  вернее, противопоставляются  выбранным организаторами выставки экспонатам. При этом представлены далеко не лучшие произведения советской живописи и, видимо, следуя своим вкусам, организаторы выставки отдают предпочтение экспонатам,  на которых изображены полнотелые Венеры. Но Вы, например, не увидите здесь шедевров Пластова, Серебряковой  или того же Кустодиева, Венеры которых не страдали худобой.

            По замыслу организаторов выставки, у ее посетителей должно создаться впечатление, что все советские Венеры были заняты тяжким трудом, и, как ни странно, были полны до безобразия -  видимо, от плохого питания, голода, изнурительного труда, обязательных занятий физкультурой и спортом, просветительской деятельности.

            В залах установлены экраны, на которых демонстрируются отрывки из советских фильмов, подборка кинохроники. Вот эти подборки советских фильмов и кинохроники и входят в противоречие с экспонатами. На кадрах жизнь советских Венер выглядит разнообразнее, полноценнее, счастливее – тут и труд, и подвиг, и материнство, и любовь. И Венеры на кадрах хроники много лучше, чем в залах выставки.  

            Почему-то одна тема выпала из поля зрения организаторов выставки: Венера с винтовкой. А как можно было бы, используя эту тему, опоганить советскую историю? Представьте себе: Юдифь с мечом и наша Советская Венера -  в крови, в грязи и с автоматом?

            Да, Советская Венера сыграла огромную роль в защите Родины. Как тут не вспомнить хотя бы «Девушку с веслом» - боевую подругу Зои Космодемьянской  Веру Волошину?

            И еще. Все познается в сравнении. Сам Русский музей предоставляет такую возможность. Можно сравнить долю женщины в царской России и советской. Конечно, надо понимать, что до Великой Октябрьской Социалистической революции в России жили не только Румянцевы, Хованские, Салтыковы, Юсуповы, Мамонтовы, Щербатовы, Боткины, Нестеровы и Хованские. Надеюсь, читателю, побывавшему хотя бы раз в Ленинграде и в Русском музее, не надо напоминать, какие женские образы я в данном случае имею в виду.  Надо посмотреть на картины, представленные в том же музее и изображающие долю большинства женщин той России, которую потеряли некоторые нынешние «господа». И тогда  это сравнение будет не в пользу царской России. А можно сравнить современное положение женщины и советской женщины.  Кстати, тут можно использовать и кадры представленной кинохроники, как в СССР реализовывалось право на труд, на образование, медицинскую помощь, детские сады и пионерские лагеря. И вспомнить хотя бы пошлейшие витрины и объявления нынешнего Невского проспекта, которые вы видели по дороге в музей.

            Конечно, Венера с отбойным молотком для человека, неспособного провести элементарные сопоставления,  смотрится странно. Но разве не более странно смотрится  современная Российская Венера у обочины Ленинградского шоссе? Или Российская Венера, продающая хлам из Китая и замерзающая на рынке,  оставившая детей и мужа  где-нибудь в Твери? Или благополучная современная Российская Венера, позеленевшая от четырнадцатичасового  сидения в офисе, или Венера, стоящая по 10 часов за прилавком подвального магазина, торгуя химтоварами?

            С одной стороны, грустно, что сотрудники такого прекрасного Музея включились в грязную кампанию дискредитации советского прошлого. Видимо,  уже кончается задел культуры, созданный  советской системой образования и воспитания,  начинает сказываться общий уровень  современной культуры.

            А с  другой, - приятно, что видна тщетность всех  потуг организаторов выставки – им не удалось бросить даже тень на тот пьедестал, на котором находилась женщина и будет, уверен,  находиться в будущем в  Советской России.

 

К. Козлов. http://pravda.info

 

Прим. Гл. Редактора.  На фотографии:

Москва. Парк культуры и отдыха имени Горького. Скульптура И. Д. Шадра «Девушка с веслом».

Модель – Вера Волошина. Студентка, разносторонняя спортсменка. 17 лет. Рост 175. Грудь 84. Талия 58. Бёдра 93.

В 1941г. – защитница Москвы. Рыла окопы, была зачислена в  разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Семь раз (!) ходила за линию фронта.  21 ноября ушла на очередное задание. Была ранена, схвачена фашистами и 29 ноября повешена (в один день с Зоей Космодемьянской).

В 1966 г. в дни празднования 25-летия битвы под Москвой посмертно награждена орденом «Отечественной войны» первой степени. Орден получила мать Веры Волошиной.

 

Назад