EN
Франция

Чему учат французских аспирантов в рамках обязательных спецкурсов

 

 

В течение трёхлетнего обучения в аспирантуре французского университета каждый аспирант должен прослушать как минимум три разных спецкурса общей длительностью не менее 100 часов[1].

Такая практика была введена несколько лет назад после перехода в 2000-2001гг. на единую для Европы (и новую для Франции) трёхступенчатую систему образования LMD[2], и связанное с этим переходом уменьшение нагрузки студентов пятого курса на 100 часов. Пятый курс во Франции состоит из аудиторных занятий и обязательной стажировки в лаборатории или в фирме. При переходе на новую систему стажировка была продлена примерно на месяц за счёт сокращения аудиторных часов. Обязательные спецкурсы также были введены с целью расширения общего кругозора аспирантов, поэтому тематика спецкурсов может иметь достаточно отдалённое отношение к проблематике кандидатской диссертации.

Это могут быть занятия, связанные с информатикой: курсы по программированию, занятия по работе с конкретным программным обеспечением (EndNote, EndNote Web, MatLab...), ознакомление с информационными порталами, электронными библиотеками научных статей и базами данных (BiblioPlanet, Web of Knowledge...). Это также могут быть занятия по любому иностранному языку или занятия, связанные с будущим трудоустройством, на которых объясняют, как писать резюме, как проходить собеседования и др.

Каждый год отдел аспирантуры университетов Aix-Marseille 1,2,3 организует на базе дома отдыха совместный междисциплинарный семинар под названием Les Doctoriales с целью помочь аспирантам с последующим трудоустройством в коммерческие фирмы. Семинар длится неделю. Для участия в семинаре нужно заранее подать заявку, затем происходит конкурсный отбор на базе письменного досье, к которому прилагается мотивационное письмо о том, с какой целью аспирант хочет принять участие в семинаре, что он ждёт от семинара и какие новые перспективы открываются перед аспирантом после участия в семинаре. Приоритет предоставляется аспирантам третьего года, но аспиранты второго года также могут подать заявку. За участие в семинаре платит либо отдел аспирантуры университета, либо лаборатория, либо научная группа. На семинаре аспирантов учат представлять свою научную работу ненаучным (доступным для неспециалистов) языком, готовить резюме и грамотно проходить собеседования.

Другая (более индивидуальная) форма проф ориентированного семинара – это проект «Новая глава диссертации: Valorisation des compétences» (выделение, предание значимости, умение использовать знания, умения, навыки, компетенции). Цель проекта – написать дополнительную (ненаучную) главу диссертации на 15-20 страниц, в которой диссертация рассматривается как долгосрочный профессиональный «бизнес-проект» со своими целями, проблематикой, исходными ресурсами (оборудование лаборатории, стипендия аспиранта, личные контакты научного руководителя...), сроками выполнения, приобретёнными ресурсами (например, профессиональные контакты) и др.

При написании «новой» главы диссертации занятия проводятся в индивидуальном порядке с назначенным руководителем (работа идёт с использованием электронной почты,  предусмотрено несколько личных встреч и несколько групповых занятий по менеджменту, распределению ресурсов и др.).  Помимо написания новой главы диссертации целью проекта также является осознание аспирантом всех приобретённых во время обучения в аспирантуре навыков и умений (умение синтезировать и выделять основное из своей работы, умение представлять работу в устной и письменной формах на конференциях, владение иностранным языком и любые другие ненаучные знания и навыки...). Авторы проекта считают, что аспирантура является первым профессиональным опытом аспиранта, и что после написания и защиты диссертации аспирант уже имеет три года опыта работы, так как он смог выполнить какой сложный долгосрочный проект как кандидатская диссертация.

Участие в этом проекте также платное, в этом году за аспирантов платит соответствующая научная группа. Я подала заявку на написание «новой» главы диссертации и буду работать над ней с марта по июнь 2008 года. Заявку я согласовала с моим научным руководителем, который предложил мне на выбор принять участие либо в семинаре Les Doctoriales, описанном выше, либо написать «новую» главу диссертации (оба проекта чисто добровольные). Поскольку я не собираюсь работать во французской коммерческой фирме, то я выбрала второе.

В качестве обязательных аспирантских занятий также можно выбрать и чисто научные спецкурсы, как обзорные («Введение в геофизику», «Основы планетологии»...), так и узко специализированные («Практическая работа с масс спектрометром » и т.п....).

Проводятся также занятия по технике безопасности, оказанию первой медицинской помощи при травмах и др.

Иногда Университет предоставляет аспирантам список возможных спецкурсов (порядка 100 модулей в Парижском Институте Физики Земли), а иногда аспиранты ищут сами. Выбирать можно из спецкурсов любого французского (или иностранного) Университета, которые читаются для студентов 4, 5 курсов и аспирантов. Но, как и у нас на физфаке, спецкурс можно выбрать только при условии, что он не был прослушан ранее (до поступления в аспирантуру).

Выбранные спецкурсы должны быть согласованы с научным руководителем. Во Франции переход с первого на второй (и со второго на третий) год аспирантуры не является автоматическим. Помимо выполнения всех предусмотренных программой формальностей (прослушивание спецкурсов и др.), в начале каждого учебного года аспирант должен составить и подать досье с целью перезаписаться в Университет. В этом досье помимо прочего, нужно указать какие спецкурсы были прослушаны, и какие аспирант планирует прослушать в текущем учебном году. Такое досье должно быть подписано научным руководителем аспиранта, после чего аспирант является абсолютно автономным и решает все вопросы напрямую с преподавателями, которые ведут спецкурсы, и/или с администрацией отдела аспирантуры.

Конгрессы и конференции не идут в счёт спецкурсов, а вот выездные летние и зимние школы[3] можно засчитать за определённое количество часов. Для получения аттестата о прослушивании курса преподаватель  может организовать экзамен.

С 28 по 31 января 2008 года в Париже отделом аспирантуры Национального Музея Естественной Истории (MNHN) для аспирантов и научных сотрудников был организован недельный семинар-введение в космохимию, астрофизику и метеоритику (классификация метеоритов, петрология, химия и т.п.). Семинар состоял из серии ежедневных лекций (четыре лекции в день по полтора часа каждая, с 915 до 1700 с перерывом на обед с 1230 до 1345). Лекции читали сотрудники лаборатории по изучению внеземного вещества (LEME), которая является структурной единицей Музея[4].

Информация о намеченном семинаре была заранее разослана в разные лаборатории и университеты Франции, чтобы все заинтересованные аспиранты и научные сотрудники могли записаться на семинар, который не состоялся бы, если бы не набралось достаточное количество участников (10-15 человек).

Все лекторы приходили в лекционную аудиторию с готовой презентацией PowerPoint. и, перелистывая слайды, устно представляли свой материал с помощью  проектора. Лекционный зал был очень похож на небольшую физфаковскую аудиторию на пятом этаже с деревянными лавками и дубовыми столами. Лекции проходили в достаточно неформальной обстановке, так что можно было задавать вопросы в любой момент. В последний день лекции были дополнены практической работой: сотрудники Музея принесли образцы метеоритов разных классов, несколько микроскопов (с возможностью проектирования на большой экран), так что мы все могли всё посмотреть и потрогать (образцы метеоритов можно было брать в руки только в резиновых перчатках).

Для получения аттестата о прослушивании «модуля по космохимии» организатор семинара попросил нас всех написать своё мнение об организации семинара (что было хорошо, что плохо, чего не хватало по тематике...) и выслать ему по электронной почте (для лучшей организации на следующий год). В конце семинара мы все обменялись координатами, обсудили кто работает по какой тематике (всё таки аспирантов, занимающихся метеоритами, мало...) и какие возможны будущие научные сотрудничества. Например, организатор семинара оказался физиком-ядерщиком. А я в рамках моей диссертации провела серию экспериментов по облучению метеоритов, поэтому он вполне может войти в жюри моей диссертации (иногда связки могут быть очень неожиданными). А другая сотрудница Музея оказалась специалистом по метеоритам Марса. После окончания её лекции мы долго беседовали, так как я тоже работаю с этим классом метеоритов, и мы с коллегами недавно выпустили статью по влиянию статических давлений на магнитные свойства метеоритов Марса с интерпретацией магнитных аномалий на Марсе.

В лаборатории CEREGE (г. Экс-ан-Прованс), где я работаю над кандидатской диссертацией, моё недельное отсутствие было оформлено как командировка («повышение квалификации»), поэтому все связанные с этим расходы (проезд, проживание, питание) были оплачены научной группой.

Для меня это был первый прослушанный во Франции спецкурс (на французском языке) и надеюсь, что не последний.

 

Безаева Наталья

 



[1] В каждом Университете есть свои тонкости. Я рассказываю на примере отдела аспирантуры по наукам об окружающей среде факультета Наук и Технологий Сан Жером, который является структурной единицей Университета им. Поля Сезана Экс-Марсель 3 (EDSE-UPCAM). Но может быть и по-другому: например, в Парижском Институте Физики Земли (IPGP) аспиранты обязаны прослушать 5 разных курсов (а не 100 часов).

 

[2] LMD: Licence (степень и диплом, соответствующие успешному окончанию трёх лет обучения в высшем учебном заведении), Master (степень и диплом, соответствующие успешному окончанию пяти лет обучения в высшем учебном, из которых 3 первых года – Licence), Doctorat (степень и диплом кандидата наук, которые получают по окончинию аспирантуры в случае успешной защиты кандидатской диссертации).

[3] Под  школой понимается выездной недельный семинар на определённую тему (например, «Космохимия и изучение внеземного вещества»), на котором проводятся ежедневные занятия в форме лекций. 

 

[4] Музей Естественной Истории в Париже – это не просто публичный музей (с коллекциями минералов, галереей эволюции...), но и место проведения научных исследований. Например, лаборатория по изучению внеземного вещества LEME является структурной единицей музея и одновременно имеет статус научной лаборатории Национального Центра Научных Исследований (CNRS). Сотрудники лаборатории LEME (физики, химики, геологи...) курируют французскую национальную коллекцию метеоритов.

Назад