Егэ для поступления недостаточно

Ректор, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий известен как один из оппонентов введения единого государственного экзамена (ЕГЭ). О возможностях поступления в главный вуз страны после сдачи единого госэкзамена, а также о платном образовании в МГУ он рассказал нашему корреспонденту.

- С 2009 года традиционные выпускные экзамены в школах России заменит единый госэкзамен. Как абитуриенты будут поступать в МГУ? Ведь вы всегда были противником ЕГЭ

- Оппонентом ЕГЭ я был и остаюсь. Считаю, что его безальтернативное введение для всех - большая ошибка. Но сейчас в ЕГЭ участвует практически вся Россия, за исключением двух-трех регионов. Кстати, в Нижнем Новгороде, где недавно проводился совет ректоров России, губернатор и местные ректоры выступили против Единого и от участия в эксперименте отказались. Несколько месяцев назад на заседании правительства я предложил перенести введение ЕГЭ на 2009 год (в проекте закона стоял 2008 год) и отправить документ на доработку. Возможность альтернативного поступления по результатам олимпиад была прописана неопределенно. Теперь же сказано четко: в вузы без экзаменов будут поступать победители всероссийских, международных и других олимпиад.

- Насколько реально абитуриенту из провинции после сдачи ЕГЭ поступить, в частности, в МГУ?

- Только с одними результатами ЕГЭ - пока невозможно. До 2009 года мы не участвуем в этом эксперименте. Позже появится перечень вузов и специальностей, где будут допускаться дополнительные экзамены. Возможен комбинированный вариант: если профильный предмет на факультете, допустим, математика, то по нему должен быть полноценный экзамен. А непрофильный, например, русский язык, мы можем зачесть и без дополнительного испытания.

- В документе есть перечень вузов, которые смогут по-прежнему проводить свои экзамены?

- Представительный список. Надеюсь, что МГУ будет в него включен. Конечно, чтобы попасть в список, каждое учебное заведение должно представить весомые аргументы. Более того, появится список специальностей, по которым можно будет проводить дополнительные экзамены.

- По каким предметам, на ваш взгляд, вместо Единого экзамена лучше проводить традиционные?

- Во-первых, по математике. Иначе мы просто загубим царицу наук. Ведь если сравнить уровень математики в России и других странах, у нас он выше. Это объективно: комиссия из 30 академиков, работающих в лучших университетах мира, включая Гарвард и Эколь Политехник, по нашей просьбе сравнила уровень преподавания математики в МГУ и в ведущих университетах мира. Выяснилось, что если сложить все курсы, которые читаются там, они составят две трети от того, что мы даем студентам на мехмате. Нельзя только по результатам Единого засчитывать биологию. Ни в коем случае - историю, русский язык и литературу.

- Получается, что основные предметы требуют дополнительных экзаменов?

- Это мое личное мнение. Схема ЕГЭ не позволяет в полной мере оценить знания абитуриента. Тем более что уже сейчас оценка по ЕГЭ подвергается сомнению. В одном из городов видел растяжку: "100 баллов по ЕГЭ по любому предмету - телефон такой-то". О чем говорить?

- Как вы относитесь к тому, что к 2010 году Россия должна стать полноправной участницей Болонского процесса? Нам это действительно нужно?

- Однажды я разговаривал с ректорами итальянских вузов, в том числе и с ректором Болонского университета. Так вот они сами не очень понимают, что это за процесс. Да, для нас важна интеграция. Но говорить, что мы должны сломать свою систему образования и с головой кинуться в новое, - ошибка. Надо понять, что Болонская конвенция - это ряд общих задач, необходимых для интеграции в европейскую систему образования. Но, к сожалению, у нас ее трактуют буквально, как некую инструкцию для молодого бойца. Все системы образования так или иначе объединяются исторически. Но, объединяясь, нельзя растерять национальные особенности

- Есть мнение, что Болонский процесс - следствие конкурентной борьбы американских и европейских вузов. Якобы европейские университеты теряют студентов и таким образом хотят проторить дорогу с Востока?

- Я расспрашивал европейских ректоров, они ведут себя очень толерантно и этот вопрос не обсуждают. Дело в том, что большая часть европейских студентов - это иностранцы. Нужен стандарт, который осваивали бы все. Поэтому провозглашается общая политика: единый стандарт, три-четыре года обучения, диплом бакалавра. Но почему Россия должна переходить на трехлетнее высшее образование? У нас свои грандиозные задачи. Огромная территория, сложные технологии, лидерство в некоторых областях, например, в космосе и оборонке

- Однако для студента признание российского диплома и возможность продолжить учебу за рубежом все-таки плюс?

- Да, но дело в другом. Нужно создать такие условия, чтобы молодой человек не стремился уехать за границу лаборантом и там зацепиться только потому, что быть лаборантом там лучше, чем профессором у нас. Пока мы не создадим условия комфортной работы, будем терять умы и таланты.

- Увеличивать количество платных мест не планируете?

- Мы не можем позволить себе такую роскошь. Особенно теперь, когда только и слышишь, что скоро образование станет полностью платным. Для нас здесь элемент престижа. Хотя, казалось бы, если есть огромный спрос на высшее образование, то можно извлечь выгоду. Это беда для России, потому что многие вузы живут именно по такому принципу

- Во сколько обходится вузу один студент?

- Это около 4600 условных единиц в год. Высчитывается себестоимость студента элементарно: соотношение бюджета, выделенного университету, содержание всего оборудования, ремонт, коммунальные нужды и общее количество студентов. Ниже этой планки мы опуститься не можем.

- Как развивается программа "Образование в кредит"?

- Сегодня около тысячи студентов взяли кредиты на образование по программе "КРЕДО". Это выгодно. Если выпускник после вуза устроится на нормальную работу, то сможет ежемесячно возвращать необходимую сумму. Несколько месяцев назад правительство приняло экспериментальную программу образовательного кредитования. Посмотрим на ее итоги.

Беседовала М. Агранович Российская газета, № 70, 2007

Назад