Выступление на Ученом совете 28

Выступление на Ученом совете физического факультета декана профессора В.И. Трухина 28.09.06 г.

 

Глубокоуважаемые коллеги!

Мы начали работать в новом учебном году, можно сказать, традиционно. Преподавание, исследовательская работа, подготовка заявок на новые гранты, договоры и т.д.

Однако в нашей стране развиваются определенные тенденции новых подходов к образованию и науке. И мы не можем остаться в стороне от этих процессов. Нам следует предпринять необходимые действия для того, чтобы факультет, сохранив основные традиции в своей системе образования и в научных исследованиях, привел бы их в соответствие с современными  требованиями, которые предъявляет нам государство и общество, и само развитие образования и науки.

Но я начну свое выступление с одной из самых новых и острых проблем нашего времени – проблемы безопасности.

Проблемы безопасности

Несколько слов о том, как обстоят дела с этой проблемой на факультете. На факультете улучшена структура охраны. Сотрудники охраны ведут круглосуточную охрану входов в здания факультета и совершают их круглосуточный обход. На факультете поэтапно вводится сигнализация и видеонаблюдение.

К сожалению, до сих пор на факультете не осуществлены серьезные меры противопожарной безопасности. До сих пор нет автоматизированной системы противопожарной безопасности и системы оповещения о возникновении пожара.

15 сентября 2006 года на факультете было проведено учение по эвакуации людей при возникновении пожара. Учения прошли достаточно организованно, но при этом был выявлен ряд недостатков. В результате факультету было предписано

1. Здание факультета оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

2. Обеспечить ДПД средствами индивидуальной защиты органов дыхания и электрическими фонарями.

3. Разработать инструкции о действиях персонала (электриков, сантехников) при возникновении пожара.

4. Предусмотреть в учебном плане факультета изучение студентами вопросов пожарной безопасности.

5. Постоянно проводить разъяснительную работу среди сотрудников и студентов по мерам ППБ.

В настоящее время мы предпринимаем меры по созданию на факультете системы оповещения о возникновении пожара. Дано поручение поставить эту систему на факультете не позже, чем через месяц (ответственные зам. декана А.В.Козарь и главный инженер В.К.Сальников). Будут предприняты также все меры по выполнению предписаний по результатам учений по эвакуации людей.

Научная работа

Сначала остановимся на исследовательской деятельности, которой на факультете в настоящее время  мы придаем очень большое значение.

На ближайшее время стратегию научной деятельности факультета мы определяем как поиск и исследование фундаментальных физических явлений, могущих стать основой новых «критических», экологически удовлетворительных технологий, которые помогут ускорить переход России к экономике, основанной на знаниях. При этом приоритет будет отдаваться социальнозначимым направлениям.

С учетом сформулированных правительством РФ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, наши приоритеты в исследовательской работе можно определить следующим образом.

1. Информационно-телекоммуникационные системы и электроника (включая квантовую).

2. Физика наносистем и новых материалов.

3. Живые системы, медицинская физика.

4. Экологическая физика.

5. Поиск и фундаментальные исследования новых видов энергии.

6. Безопасность и противодействие терроризму.

7. Перспективные вооружения, военная и специальная техника.

8. Инновации новейших фундаментальных разработок в развитие

     технологий и техники.

Мы должны развивать исследования по всем актуальным направлениям современной физики, геофизики и астрономии. Для нас это имеет не только научное, но и образовательное значение. Это дает возможность вести подготовку специалистов-физиков практически по всем направлениям физических исследований.

Серьезным расширением наших возможностей для проведения научных исследований и инновационной деятельности является создание ЦКПФФ в отдельно стоящем корпусе, где размещались экспериментальные мастерские. В структуру ЦКПФФ входят следующие лаборатории:

1.           Фотолюминесцентной спектроскопии

2.           2. ЭПР-спектроскопии

3.           ИК- и Рамановской спектроскопии

4.           Фемтосекундной нанофотоники

5.           Импеданс спектроскопии

6.           Сканирующей зондовой спектроскопии

7.           Сканирующей электронной микроскопии

8.           Рентгеновской дифракции

9.           Магнитных измерений

10.      Химическая лаборатория

Приборный парк ЦКП ФФ сформирован из оборудования, полученного физическим факультетом в связи с 250-летним  юбилеем Московского университета, оборудования  проблемной лаборатории магнетизма, а также оборудования, приобретенного кафедрами-участницами ЦКП по грантам и проектам. ЦКП ФФ входит в состав ЦКП МГУ «Технологии получения новых наноструктурированных материалов и их комплексное исследование», созданного в 2003 г. на основе лабораторий  трех факультетов: физического, химического и наук о материалах (директор – проф. П.К.Кашкаров).

Существенное обновление приборного парка ЦКП ФФ  происходит и в настоящее время в результате реализации Госконтракта с Агентством по науке и Инновациям РФ, специально направленным на поддержку Центров коллективного пользования научным оборудованием.

После завершения всех пусконаладочных работ в распоряжении ученых физического факультета будет научно-инновационный центр, техническая оснащенность которого сравнима с оснащенностью физических исследований многих западных университетов. Сегодня мы имеем заявки на выполнение исследований от ученых не только России и стран СНГ, но и из Франции, Германии, США, причем эти ученые находят специальные гранты в своих странах на оплату дорожных расходов, проживания и т.д.

Уважаемые коллеги!

В Московском университете впервые 27-29 октября будет проведен Фестиваль науки. На фестивале мы должны продемонстрировать наши успехи в научных исследованиях и провести тем самым агитационную работу прежде всего среди молодежи, школьников и их родителей по  привлечению школьной молодежи к поступлению на Физический факультет.

Фестиваль откроется 27.10.06 в Интеллектуальном центре МГУ, гостей фестиваля будет встречать ректор МГУ, перед ними выступят выдающиеся ученые, им покажут библиотеку МГУ и многое другое.

28 и 29 октября гостей фестиваля будут принимать факультеты МГУ. На физическом факультете перед ними  выступят декан факультета, профессора А.Ф.Александров, А.Ю.Лоскутов, В.Н.Задков, В.Н.Аксенов, В.А.Твердислов и др.

В ЦФА им.Р.В.Хохлова участникам фестиваля будут продемонстрированы лекционные демонстрации по физике, они посетят музей Физического факультета, лаборатории, ЦКП и т.д.

В заключение раздела о науке я хотел бы дать информацию о том, что Правительством Москвы организован Экспертный Московский совет по перспективам развития науки в Москве.

Председателем Совета является ректор Московского университета академик В.А.Садовничий. Совет будет располагать средствами в 5-7 млрд.руб. в год.

Развитие информационных технологий

на Физическом факультете

В области информационных технологий на факультете можно отметить ряд достижений и необходимо обратить внимание на нерешенные проблемы.

За последние два года инфраструктура информационной сети факультета была полностью обновлена, что позволяет в ближайшие годы полностью обеспечить потребности факультета во внутреннем и Интернет-трафике. В конце прошлого года введен в эксплуатацию новый почтовый сервер со всем спектром современных почтовых услуг.

За три года существования нового официального веб-сервера факультета наш сайт посетило свыше 1 млн. 200 тыс. человек и по независимым рейтингам он входит в пятерку наиболее популярных сайтов МГУ.

На факультете полностью решена проблема использования лицензионных программных продуктов фирмы Microsoft. На льготных условиях мы получили практически полный комплект программных пакетов Microsoft для учебного процесса и научных исследований. Эти программы могут быть установлены на неограниченном количестве компьютеров.

Существенно улучшился доступ к научной периодике за счет активного подключения силами библиотеки физфака Интернет факультета к онлайн доступу к практически всем основным зарубежным издательствам, а также к системе библиографического поиска SCOPUS.

Обратим внимание на некоторые нерешенные проблемы. Следует осуществлять дальнейшее развитие официального веб-сайта факультета как за счет расширения английской версии сайта, так и за счет увеличения информационного наполнения сайта, особенно следует расширить разделы, относящиеся к привлечению школьников и к информации для студентов и аспирантов, которые в отсутствие нашей информации черпают ее из Интернет.

Надо также ввести практику ответов на различные вопросы школьников, студентов и аспирантов, зарубежных граждан, интересующихся физическим факультетом МГУ.

Наряду с развитием официального сайта, кафедрам и подразделениям надо регулярно обслуживать и создавать свои собственные веб-серверы. К сожалению, не все кафедры имеют свой собственный сайт. А многие если и имеют его, то информация на нем не обновляется годами.

Для тех подразделений, которые сами не могут решить эту проблему, факультет готов предоставить виртуальные сервера.

Физический факультет принимает участие в работе более чем по 90 международным договорам о сотрудничестве. 32 из них подписаны на университетском уровне, остальные – на факультетском.

Договора предусматривают обмен преподавателями, научными сотрудниками и учащимися.

По положению, действующему на факультете, командировка сотрудника в каждом семестре не может составлять более 25 календарных дней и не более 50 календарных дней  за весь учебный год.

На протяжении последних лет в течение учебного года сотрудниками факультета осуществляется более 600 поездок за рубеж. Студенты старших курсов и аспиранты факультета выезжают в зарубежные научные и учебные центры для обучения, прохождения практик, выполнения (полностью или частично) дипломных работ и диссертаций. Число направляемых за рубеж учащихся ежегодно устойчиво увеличивается.

Иностранные учащиеся факультета

Число иностранных учащихся всех категорий (студенты, магистранты, аспиранты, стажеры), обучающихся на договорной основе, ежегодно составляет 65-70 человек. В последние несколько лет факультетом были предприняты шаги по увеличению этого количества.

В частности, в сентябре к учебе в ЦМО в соответствии с заключенным договором  приступили 24 гражданина Мьянмы, которые через год должны стать магистрантами физического факультета.

Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении этого вида деятельности, можно назвать следующие:

- как правило, невысокая подготовка иностранных учащихся, приезжающих для обучения в Россию, и как следствие, отчисление некоторых из них на первом-втором курсах;

- нежелание ряда кафедр принимать на обучение иностранных студентов и аспирантов, поскольку работа с ними требует больше времени.

Отделение дополнительного образования

Важным направлением учебно-методической работы на физическом факультете является создание системы открытого образования, в котором проекты по дистанционному образованию занимают видное место. Как известно 2007 год объявлен ректором МГУ годом дистанционного образования в МГУ.

Система дистанционного образования особенно важна для внутреннего использования на факультете и в МГУ, для связи с филиалами МГУ.

На факультете в течение многих лет такая работа проводится ведущими профессорами и преподавателями.

Успехи в создании и внедрении программ дистанционного образования на факультете имеются. В прошлом году профессора факультета В.М.Прудников и А.Г.Хунджуа выиграли грант на создание курса элементарной физики с использованием дистанционного образования, который объявил Фонд «Вольное дело» совместно с Министерством образования. В системе «Школы нового поколения» в 68 поселках сельской местности школьники 10 и 11 классов проходят обучение по этой программе.

Таким образом, определенные шаги по введению системы дистанционного образования на факультете сделаны. Но это первые шаги, и предстоит еще большая работа по созданию на факультете современной системы дистанционного образования.

Учебный процесс

В.А.Садовничий на совещании деканов подчеркнул необходимость повышения внимания к академической работе в МГУ, а значит и на физическом факультете.

Следует совершенствовать учебно-методическую работу по всем направлениям с учетом развития науки и повышения требований государства и работодателей к уровню подготовки наших выпускников.

Необходимо развитие методик и технологий обучения с учетом единства естественных и гуманитарных наук. Все компоненты обучения: прием, учеба, отчисление, выпуск, проведение олимпиад и других мероприятий по отбору талантливых абитуриентов, должны совершенствоваться и быть на уровне современных требований. Один из ведущих профессоров физического факультета высказал такую мысль – проблемами приема должны заниматься все без исключения преподаватели факультета, и их достижения в этой работе необходимо учитывать при проведении конкурсного отбора и переизбрания.

Учитывая нынешний низкий уровень подготовки школьников, особенно важно своевременно проводить поиск талантливых школьников, помогать в подготовке к поступлению на физический факультет.

Следует активизировать и работу со студентами. Большое значение имеет организация контроля качества обучения студентов. Наш Центр тестирования и учебная часть проводят в этом направлении большую работу, но необходимо расширять их деятельность, собирать информацию о каждом студенте, надо знать, как он учится, как посещает занятия, слушает ли дополнительные лекции (факультативные, на других кафедрах, на других факультетах), участвует ли в научной работе и т.д.

Среди поступающих на факультет много талантливых студентов, но еще больше недостаточно подготовленных для полноценного обучения на физическом факультете.

Поэтому необходимо отдельно работать с теми и  другими. У нас на факультете более 20 лет назад был специальный поток (2-3 группы), на котором учились наиболее способные студенты. Я думаю, что следует вернуться к этому опыту. Этот вопрос я обсуждал с председателем учебно-методической комиссии В.А.Макаровым и с некоторыми нашими ведущими профессорами. Они согласны с этим, и даже выдвигают идею создания  3-х потоков для студентов с разными уровнями подготовки.

Возможно, что следует изменить форму приема студентов. Предлагается принимать всех изначально в бакалавриат, после 5-го семестра – распределение по кафедрам и после 8-го семестра оставлять наиболее способных для обучения на магистра или на специалиста.

Реализация принципа раздельного обучения студентов с разными уровнями подготовки и способностей на разных потоках даст возможность более обстоятельно и конкретно работать со всеми студентами, а не только с отстающими, как это происходит в настоящее время.

Студенты, у которых успеваемость либо ухудшается, либо улучшается будут иметь возможность переходить из одного потока в другой.

Большое значение в системе образования имеет не только организация учебного процесса но и учебные планы, учебные программы. Мы на факультете уже давно не обсуждали ни на каких учебно-методических семинарах вопросы об оптимизации учебного плана и учебных программ в связи с изменениями, которые произошли в физической науке и в общественных отношениях.

На прошлом Ученом совете мы приняли решение о проведении собраний профессоров физического факультета. Вопрос о необходимой модернизации нашего образования следует хорошо подготовить и рассмотреть его на профессорском собрании где-то в октябре-ноябре месяце этого года.

О проблемах современного преподавания математики, физики и других предметов неоднократно говорил ректор В.А.Садовничий.

Перед заседанием нашего Ученого совета я в самом общем плане обсуждал вопросы модернизации факультетского образования с заместителями  декана, некоторыми заведующими кафедрами и отделениями, провел заседание группы профессоров.

Все эти обсуждения показали большое различие подходов к совершенствованию образования на факультете. Многие считают, что ничего изменять не надо, и так хорошо.

Для примера я хочу сформулировать несколько предложений по частичному изменению нашего учебного процесса, которые в той или иной степени были поддержаны некоторыми профессорами факультета. Прошу рассматривать эти предложения как предварительные и как повод  для дальнейшего серьезного обсуждения.

Во-первых, доля общих курсов физики в учебном плане факультета не соответствует их значимости в современной физике, и все они затем дублируются курсами теоретической физики. Предлагается сократить долю этих курсов процентов на 20 и высвободившееся время использовать для более раннего чтения теоретических курсов.

Во-вторых, надо признать огромную роль квантовой физики, которая является доминирующей во многих современных применениях. Читаемый на факультете курс квантовой механики необходимо соориентировать на современные приложения в физике (новые материалы, физика наноструктур, взаимодействие излучения с веществом, квантовые измерения и т.п.).

В-третьих, в наших очень хороших курсах математики надо сделать акцент не на доказательства теорем существования, единственности и т.п., а на практическом применении математических методов для решения задач различных разделов физики.  Возможно также, что следует ввести лекционные курсы по некоторым новым для нас, современным разделам математики.

И, в-четвертых, об изучении английского языка. Дело обстоит так, что большинство студентов старших курсов и аспирантов не может воспринимать живую английскую речь и не может сделать научные доклады на английском языке. Отделение дополнительного образования предлагает обучать две группы студентов с оплатой половины стоимости этого обучения. В этом вопросе необходима и помощь кафедр, следует расширять участие студентов в семинарах и конференциях, где доклады делаются на английском языке.

Эти четыре предложения, конечно, не являются полными и проработанными и не исчерпывают всех проблем совершенствования системы физического образования на факультете.

Я считаю, что более подробно вопросы совершенствования учебно-методической работы на факультете мы сможем обсудить на профессорском собрании физического факультета.

Любые решения по изменению организации учебного процесса, учебного плана и учебных программ, если таковые будут подготовлены профессорами и преподавателями факультета, будут окончательно приниматься только Ученым советом факультета.

Конкурс на школьные учебники

В заключение несколько слов о современных школьных учебниках физики, которые как многие специалисты считают, далеки от совершенства. Наши профессора и преподаватели пишут много учебных пособий для поступающих на факультет, учебники по различным разделам общей физики. А вот школьных учебников по физике нет со времен Буховцева и Мякишева. Хороший пример физикам в свое время подали математики проф. В.Ф.Бутузов и Э.Г.Позняк, написав очень хорошие школьные учебники по геометрии.

Есть предложение объявить факультетский конкурс на лучший учебник по физике для старшеклассников. Я обсуждал этот вопрос с возможными спонсорами, и они обещали сделать свой взнос в премиальный фонд конкурса. Я думаю, что этот вопрос также следует обсудить на профессорском собрании и на Ученом совете факультета.

Уважаемые коллеги! Будущее факультета в Ваших руках, особенно, в руках наших молодых ученых и преподавателей! И мы все вместе сделаем все, чтобы наш факультет был и оставался самым лучшим физическим факультетом в мире!

Спасибо за внимание!

Назад