Остров свободы

Еще в 80-е годы 20, теперь уже прошлого века получил распространение тезис о том, что определяющим геополитическим фактором следующего столетия, по крайне мере, его начала, будет противостояние, а то и открытое столкновение нескольких крупных цивилизационных блоков: христианско-западноевропейского (наиболее сильного), дальневосточно-конфуцианского, исламского, православного (это прежде всего Россия) и латиноамериканского. Наиболее известным сторонником такого подхода является северо-американский политолог С. Хантингтон. С началом войны в Ираке эти теоретические построения превратились в страшную политическую практику, агрессия США угрожает и другим древним и развитым цивилизациям. Ответом на все это явился целый ряд встреч, конференций европейских и мусульманских, в том числе и российских, ученых, общественных деятелей и священнослужителей, на которых зловещей перспективе межцивилизационных войн была противопоставлена твердая позиция мирного сосуществования различных цивилизаций и взаимообогащающего диалога между ними.

В рамках этого направления в 2003 году был создан Мировой общественный форум " Диалог цивилизаций" (МОФ), инициаторами образования которого и сопредседателями являются В.И Якунин, председатель Попечительского Совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, греческий миллиардер Папа Николау и индийский общественный деятель, и ученый Дгагдиш Капур. МОФ ставит перед собой задачу способствовать взаимопониманию между различными цивилизациями, сотрудничеству между ними, с этой целью было проведено несколько конференций и встреч, в том числе в Праге и на острове Родос.

В этот раз решили обратиться к Латинской Америке, где после встречи, а, вернее, столкновения европейской и автохтонных индейских цивилизаций 500 лет назад диалог между ними остается одной и наиболее актуальных и все еще неразрешенных проблем. При сотрудничестве с Министерством культуры Кубы была разработана программа конференции " Латинская Америка в 21 веке: универсализм и самобытность". Руководство Кубы и лично Фидель Кастро дали разрешение на проведение этой конференции. В конференции, в которой выпало удовольствие выступить и мне, принимали участие исследователи, деятели литературы и культуры из 28 западно-европейских и латиноамериканских стран, Кубы, более 30 ученых, священнослужителей и общественных деятелей из России, прибыла также целая группа репортеров и переводчиков.

Нам очень повезло, так как конференция проходила с 27 по 30 марта в "Сентро де лас Америкас" (" Американский центр") в курортном районе недалеко от города Варадеро - спокойная синяя гладь Мексиканского залива, роскошная тропическая растительность, утопающие в цветах современные комфортабельные отели. По возвращении я говорила знакомым, что побывала в земном раю - и действительно, на мой взгляд, побережье ни Черного, ни Средиземного моря не могут сравниться с этой просторной, зеленой, пронизанной океанским дыханием землей.

Пленарное заседание с приветствием от имени правительства открыл Рикардо Аларкон де Кесада, Президент Национальной Ассамблеи Народной Власти Кубы, с докладом " Мировой общественный форум: в поисках взаимопонимания между цивилизациями" выступил В.И. Якунин. Особенный успех имел получасовой доклад моего давнего товарища, известного специалиста по Кубе, доцента МГУ Бородаева В.А. "Кубинская социальная альтернатива", в котором он противопоставил целый ряд убедительных позитивных фактов и цифр злопыхательским измышлениям "идейных противников" кубинского пути, которых, к сожалению, оказалось немало и в России, после того как многодетние дружеские отношения и экономическое сотрудничество с Кубой были заморожены в угоду северо-американским интересам. Большой интерес вызвал также доклад Адана Чавеса Фриаса, посла Боливарианской республики Венесуэла на Кубе - "АЛБА (Боливарианский альянс Латинской Америки): новое предложение интеграции Латинской Америки", по существу, антиимпериалистическая программа президента Уго Чавеса. На пленарном заседании были обозначены и те основные темы, которые получили дальнейшее развитие в выступлениях на секциях: Латинская Америка в эпоху глобализации, латиноамериканская интеграция, формирование мультикультурных сообществ, борьба коренного индейского населения за самоопределение и автономию, роль церкви и религиозная свобода, бедность, углубляющееся социальное расслоение, терроризм.

Работа велась по трем секциям: Куба: современное состояние и перспективы развития; Латинская Америка в эпоху глобализации; Культура, традиции и религия - латиноамериканская самобытность. Среди выступавших на первой секции были такие известные наши специалисты, как С.А. Микоян, главный исследователь ИМЭМО, и Е.А. Ларин, директор департамента стран Латинской Америки ИВИ РАН, ректор Академии им. Щепкина Афонин Н.Н. и руководитель Культурного центра им. Чайковского Смоленский О.П.

С докладами выступили несколько кубинских теологов. На второй секции, в которой участвовала я, выступил целый ряд российских ученых: Ивановский З.В., Абрамова М.Г., Иванов В.В., Кондратьева Е.А., Капустян Е. Г., Вершинина И.М. Обсуждались проблемы сохранения национальной и культурной идентичности в эпоху либеральной глобализации, перспективы альтернативной естественно - исторической глобализации " снизу", вопросы экономической безопасности, наркоторговли и терроризма. Несколько докладов было посвящено развитию индейского и крестьянского движений. Невозможно было слушать без слез выступление Эббэ де Бонафани из Аргентины, основательницы движения "Матери площади Майя", одной из тех матерей, сыновья которых, в основном студенты, вышли на площадь в 1982 г., протестуя против антинародного диктаторского режима, и исчезли навсегда. Позднее матери, которые не смогли даже похоронить останки своих детей, организовали движение по созданию народных университетов, школ, чтобы воспитывать аргентинскую молодежь в духе тех идеалов, за которые отдали жизнь их сыновья.

Хотя программа секции была очень насыщенной и все порядком устали, все же развернулась острая дискуссия по одному из наиболее важных вопросов современности: что должно быть приоритетным в ситуации усиливающейся универсализации и одновременно - нарастающей угрозы экологического кризиса: сохранение своеобразия национальных культур или же - выживание самого человека как вида. Мнения сошлись на том, что эти ключевые нашего общего будущего взаимосвязаны. Здесь, в России, сейчас даже трудно себе представить тот дух солидарности, взаимной симпатии совершенно незнакомых друг другу людей, то общее стремление выступить против "нового мирового порядка" по - североамерикански, которые определяли характер этой встречи. Слушая выступления исследователей из Франции, Испании, Канады, Перу, Мексики, общаясь с ними в перерывах, я обретала, хотя бы ненадолго, угасающую здесь, в России надежду на то, что другой мир возможен. Вселяли уверенность в будущее России, то внимание, которое проявляли к российским ученым коллеги из других стран, их стремление разобраться в том, что же происходит в нашей стране и есть ли у нас перспективы. Особенно трогала моральная поддержка кубинских товарищей, у которых тоже немало проблем, но которых, по крайней мере, никто не рассматривает как всего лишь обузу для бюджета.

Закрытие конференции состоялось во Дворце съездов в Гаване. В резолюции были отмечены следующие основные выводы проделанной работы: восстановление многополярного мира, неприемлемость мировой гегемонии одной сверхдержавы, исторически неизбежное развитие процесса всесторонней универсализации при сохранении культурно- этнического многообразия, утверждение принципа сотрудничества и взаимообогащения цивилизаций, недопустимость решения с позиций силы каких бы то ни было глобальных проблем. Роберто Фернандес Ретамар, президент "Дома Америк", член Государственного Совета Кубы, особо остановился в своем выступлении на универсальной значимости культурного наследия России, на неоценимом вкладе русского народа в борьбе с фашизмом, выразил надежду на возобновление наших давних культурных связей.

Потом в президиуме появился Фидель Кастро. Зал аплодировал ему стоя. В своем довольно длинном выступлении Команданте остановился на целом ряде вопросов: и диалог цивилизаций, который пока еще скорее пожелание, особенно в свете имперской позиции США, для этого еще предстоит много работать; и современная геополитичиская ситуация, и положение на Кубе - необычная засуха этого года. Особо он остановился на ситуации в Венесуэле, выразив надежду - общую надежду всех друзей Латинской Америки - на то, что президент Уго Чавес продолжит великое дело освобождения континента от североамериканского диктата. Фидель Кастро подробно остановился на значимости русского вклада в мировую историю и цивилизацию, вспомнил все наши успехи и победы, подвергаемые сейчас сомнению, а то и развенчанию у нас дома, в России теми, кто, видимо, просто не переваривает ни русских, ни кубинцев.

Потом задавали вопросы. Порой голос Команданте становился совсем тихим и слабым, и было видно, что это уже очень пожилой человек, мужественно, может быть, даже собирая последние силы, исполняющий в свои почти 79 лет трудный долг и перед кубинским народом, и перед подмятым неолиберализмом, но так окончательно и не сдавшимся "отсталым большинством человечества". Потом он вышел в фойе, к нему ринулись репортеры и даже участники конференции с фотоаппаратами из тех, кто побойчее. Два темнокожих бравых парня в штатском раздвинули публику, и Фидель удалился через этот живой коридор, уже немного согбенный, ставший даже как будто меньше ростом. И никаких омоновцев и снайперов под колоннадой.

Что же касается страны, то она отнюдь не производит впечатления бедной и отсталой. По крайней мере, на первый взгляд это выглядит не хуже, чем провинциальные городки Мексики, не говоря уже о боливийской или перуанской глубинке, с их нищетой, захламленностью, отсутствием воды. Да, в значительной степени из -за почти полувековой экономической блокады, организованной против Острова свободы стараниями " великого северного соседа", кубинцы вынуждены жить скромно, довольствуясь самым необходимым. Но если оставить в стороне количественные критерии общества потребления, качество их жизни таково, что ему могут позавидовать люди не только из большинства развивающихся, но и некоторых восточно - европейских стран, не говоря уже о России. Бесплатное здравоохранение, соответствующее современным требованиям. Успешно развивающаяся культура, в том числе и знаменитый кубинский балет, стадионы, спортивные центры, теннисные корты, бассейны - все это доступно каждому кубинцу. Многочисленные школы искусств, широкое развитие самодеятельных творческих коллективов.

Бесплатное образование, в том числе и высшее, для каждого молодого человека. Даже если в каком-то, затерянном в горных районах населенном пункте есть только один ребенок школьного возраста, он все равно имеет возможность учиться - везде имеется хотя бы один учитель, повсеместно внедряется дистанционное образование. Мы сами видели школы- интернаты посреди бескрайних сахарных и цитрусовых плантаций : два - три двухэтажных, по - южному легких белых строения, школьный двор, спортивная площадка. Дети окрестных земледельцев живут здесь и учатся всю неделю, по четыре часа в день работают на полях, с детства приучаются работать и уважать труд.

Была суббота, но группки младших школьников, спешили куда-то со своими учителями, чистенькие дети в аккуратных белых блузочках или рубашках, в темных юбочках или штанишках - форма, которая им выдается бесплатно. У школьников начальных классов - синие галстуки, у старшеклассников - красные. В школах бесплатные завтраки, в детских садах (бесплатных или же с минимальной оплатой, в зависимости от зарплаты родителей) пятиразовое питание. Каждому кубинцу до 15 лет и после 60 лет положен литр молока в день. Люди, нуждающиеся, по мнению семейного врача, в дополнительном питании, получают бесплатные талоны в специальные столовые. Простые, каждодневные продукты (рис, фасоль, сахар), а также одежда приобретаются по достаточно низким ценам по так называемым " книжкам", деликатесы, конечно, доступны далеко не каждому. Серьезной проблемой остается нехватка мяса, особенно говядины, колбасных изделий и сливочного масла. Хотя повсюду, на не занятых посадками землях можно видеть небольшие стада коров, этого, видимо, недостаточно: рогатый скот европейских плохо приживается в здешних условиях. Сейчас сокращаются, чуть ли не на треть сахарные плантации - мы сами видели свежевспаханные красноземы: будут сажать картошку, юкку, бананы, развивать на этой базе свиноводство.

О качестве жизни красноречиво говорят следующие цифры: продолжительность жизни - 76 с половиной лет, 3-е место по детской смертности. В сельской местности живут получше, много фруктов, приусадебные участки, на побережье ловят рыбу. В Гаване, куда, как и в Москву, каждый день едут на работу тысячи людей из окрестных городков и поселков, конечно, победнее. Прекрасная старая Гавана вызывает воспоминание о Мадриде, районы, примыкающие к морю, с его влажными зимними ветрами, нуждаются, конечно, в ремонте, - но не хватает средств. Причудливо одетые и причесанные - несколько седых косиц в разные стороны - темнокожие старики с небольшими африканскими барабанами, терпеливо ожидающие скромного вознаграждения за свою экстравагантность, худенькая, пестро одетая девушка на ходулях или же старая дама в широкополой шляпе с цветами и с не зажженной сигарой в губах, а рядом - похожая на нею худощавая собачонка, тоже в шляпке, - обычный аттрибут посещаемых туристами южноамериканских городов. Расфранченные красавицы - мулатки, которых пожилые северные люди охотно целуют в щечку перед фотообъективом, тоже взимают скромную лепту с приезжих.

Поражает разнообразием и качеством кубинская артесания - изделия народного промысла из дерева, раковин, кожи, керамика, живопись, вязанье всего не перечислишь. Вечерами танцевальные залы - "Мамбо- клуб" и другие, с афро - кубинским колоритом, переполнены принаряженными девушками в обтянутых коротких юбочках и смуглолицыми, а то и черными, как сажа, парнями. Народ вообще общительный, улыбчивый, с мягким африканским говором, любят пошутить. Вот уже много лет они живут в состоянии постоянного ожидания вторжения, всегда готовые к отпору, но я не заметила здесь той придавленности, тревоги, нарастающей неуверенности в будущем, в которых пребывает значительное число россиян. Кубу покинуло 2 миллиона несогласных с существующим строем, оставшиеся считают себя свободными людьми, полноправными гражданами своего независимого государства, и у них есть для этого все основания.

Прекрасным, не очень жарким утром - нашим предпоследним утром на этой удивительной земле - мы отправились на экскурсию в южную провинцию Лас Вильяс, к Карибскому морю, в сторону легендарного Плайя Хирон, где в 1961 году батальон курсантов училища, которое готовило офицеров для народной милиции, первым приняло на себя удар десанта наемников США, вторгшихся из Никарагуа. Героически сражавшимся кубинцам удалось тогда отразить агрессию при существенной советской поддержке.

Мы проезжали небольшие города - утопающие в цветущей зелени невысокие старинные дома и новостройки, деревянные жалюзи на окнах, ухоженные дороги, обсаженные китайской розой в крупных цветах, здесь высокой, как деревья. Везде чистота и порядок, много пустующей земли, возможно, непригодной для земледелия, на ней группки лошадей и коров. Остановились в совхозе имени Ленина - бесчисленные ряды цитрусовых, манго и других фруктовых деревьев, в основном с еще зелеными плодами - весна, плантации ананасов, молодые ряды бананов, картошка с довольно высокой ботвой. Первая остановка - поместье, как назвал его наш гид Освальдо, учившийся в свое время в Башкирии. Небольшой туристский объект на месте заброшенного хутора, просторно раскинувшиеся деревья различных местных пород и животные в вольерах: маленький коричнево- рыжеватый олень, серый гладкий бык с горбом как у зебу, морские свинки и какие-то то ли крысы, то ли нутрии, величиной с небольшую собаку, с длинной бурой шерстью и выступающими вперед резцами - сказали, что это местный деликатес. Между вольерами гуляли павлины, в небольшом бассейне блаженствовали большие черепахи - тоже деликатес и материал для изделий народных умельцев. И, наконец, здесь была толстая пятнистая некусачая змея, которую храбрецы могли подержать в руках или даже обвить ею шею и так сфотографироваться. Под навесом из пальмовых листьев можно было попробовать коктейль из сока сахарного тростника, немножко рома и сока каких-то фруктов, под аккомпанемент обычного кубинского ансамбля - барабан, маракас, какие-то деревянные полочки, только ударные инструменты, характерные африканские ритмы.

Потом мы ехали среди знаменитых болот Сьенага де Сапата возможно, по одному из тех самых двух шоссе, по которым в 1961 году бомбардировщики США наносили непрерывные удары, чтобы не допустить прибытия военного подкрепления. На частично осушенных болотах, водится много крокодилов, попугаев и колибри. Крокодилы - не последняя статья в кубинском хозяйстве, из их кожи делают роскошные дорогие вещи - сумки, обувь, портмоне, мясо идет на отбивные, в "поместье" можно было попробовать - на мой вкус, это похоже на треску.

Потом был незабываемый заплыв на моторках к острову, где раньше жили индейцы таино, посередине так называемого Озера сокровищ. Согласно преданию, именно в него побросали индейцы свои драгоценности, чтобы они не достались завоевателям - испанцам. Таино были мирными земледельцами, выращивали маис и хлопок и исполняли на праздниках арейтос - переходящие из поколения в поколение предания об их далекой прародине. В первый же год "освоения" острова цивилизованными испанцами, о чем напомнил Фидель Кастро в своем выступлении, все большие деревья были увешаны трупами индейцев. Так начиналось приобщение диких туземцев к христианству и европейской образованности и культуре. К сожалению, такого рода " диалог цивилизаций" кое - где продолжается и в наши дни.

На крокодиловой ферме - конечной цели нашей поездки - разморившиеся от полуденного солнца крокодилы лежали в вольерах в воде, выставив на цементный берег в тени бугристые зубастые морды. Потом один, весь какой-то острый и колючий, вылез на сушу, может быть, надеясь на обычную туристскую подачку. Другой небольшой, наверное, еще молоденький крокодил по имени Александр "подрабатывал": с веревкой на шее и туго замотанной пастью его можно было подержать на руках или же положить на плечи. Сфотографировавшись таким образом пару раз, Александр вдруг занервничал и сильно взмахнул хвостом. Наш сердобольный народ тут же закричал: "Отпустите Александра, ему надоело!" - и тот довольный нырнул в бассейн.

И везде цитрусоводы, водители моторок и продавцы коктейлей приветствовали нас с неподдельным дружелюбием и некоторым удивлением: " Русские, вы опять вернулись?" " К сожалению, мы только заездом, ненадолго, - с той же необъяснимой радостью отвечали мы. А я неизменно добавляла: " Кубинцы и русские - любовь и дружба навсегда." " Навсегда", - подтверждали с готовностью темнокожие улыбчивые люди в застиранных клетчатых рубашках и простых сомбреро.

Последним впечатлением от Кубы было темно-синее, в белых барашках, довольно глубокое у этих берегов Карибское море. Мы прощались с этой прекрасной землей, и каждый надеялся, что не навсегда.

Здесь все еще пронизано памятью и Че Геваре. На обратном пути Освальдо затянул незнакомую мне песню об Эрнесто, и некоторые из наших подхватили ее, осилив пару куплетов. Потом Освальдо спросил, не хотим ли мы послушать последнее письмо Че к Фиделю, где тот стремится объяснить причины своего решения оставить Кубу и их общее дело ради всемирной борьбы против империализма, на лучший, более справедливый мир для всех людей на земле. Это было проникновенное письмо человека, смотрящего за горизонт истории. Но я все равно осталась при своем мнении, которое горячо оспаривают знакомые мне поклонники Че: на мой взгляд, гораздо большим подвигом, чем героическая смерть на берегу затерянной в боливийских джунглях реки, - на протяжении почти полвека сохранять и развивать дальше то, во имя чего высадились в 1956 году с яхты "Гранма" 82 молодых революционера, из которых потом осталось 17, как это делает Фидель Кастро. В 1996 г., во время визита Фиделя к Папе Римскому, который назвал его одним из своих самых любимых сыновей в миру, одна из итальянских газет писала о Кастро как о последнем большом политике 20 века. Эту мысль можно продолжить - это не только один из наиболее выдающихся политических деятелей минувшей эпохи, эпохи больших надежд и самоотверженной борьбы, но и настоящий человек. Человек с большой буквы, каких, к сожалению, остается все меньше, не отступивший от своих принципов, не предавший ни своего дела, ни своего народа, не прогнувшийся перед новоявленным хищником, почему-то уверовавшим в свое право выстроить по ранжиру весь мир.

В день, когда мы прощались с Кубой, он выступил с обращением к народу, где опять говорил о том, что мы, русские, - это настоящие, верные и вечные друзья кубинского народа. Слышать это было и стыдно и горько.

Остров свободы продолжает оставаться островом Свободы. Здесь совершенно особая атмосфера - отсутствие тревоги, снедающей Россию, атмосфера несгибаемой готовности в любую минуту постоять за свою независимость и человеческое достоинство.

В последнее время все чаще пишут об альтернативной цивилизации будущего, цивилизации с умеренными потребностями и справедливым распределением все больше оскудевающих ресурсов, с превалированием духовного и эмоционального над потребительско - материальным. Если эти тенденции будут нарастать, а Кубе удастся сохраниться, то о ней можно будет говорить как об одном из первых очагов, аванпостов "совсем иного мира", альтернативой которому может быть самоуничтожение человечества

Гончарова Т.В., д.и.н. профессор

Гончарова Т.В. окончила филологический факультет МГУ, доктор исторических наук, профессор, автор более 100 научных и научно - популярных работ по политическим и этно-культурным проблемам Латинской Америки, а также по античной истории и литературе. Автор - 10 индивидуальных монографий, среди них: Еврипид, ЖЗЛ, 1986, Эпикур, ЖЗЛ, 1988, Амаута, 1994, Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. Наука, 1995, Индейская Америка: города и люди, 2004 г.

Назад