Проблемы физического образования

С 21 по 25 сентября 2004 г. в Астраханском госуниверситете состоялось Совещание-семинар по проблеме "Физика в сис-теме подготовки студентов нефизических специальностей университетов в условиях модернизации образования". (Сопредседатель Оргкомитета совещания-семинара, зав. кафедрой общей физики и магнитоупорядоченных сред физфака профессор Б.А. Струков.)

Представляем фрагменты решения совещания.

Совещание отмечает, что закрепленные в качестве федерального компонента объемы трудоемкости дисциплины "Физи-ка" для соответствующих специальностей на практике игнорируются. Учебно-методическими объединениями по этим специ-альностям; в результате вместо установленных Минвузом РФ обязательного минимума трудоемкости дисциплины "Физика" в объеме:

  • 600 часов для направлений: строительство, теплоэнергетика, технологические машины и оборудование и др. инженерные специальности;
  • 400 часов для направлений: химия, биология, геология и др. естественные науки:
  • 200 часов для направлений: лечебное дело, педиатрия, стоматология и др. лечебные специальности;
  • кафедры физики по учебным планам имеют, соответственно 130 - 200 часов по всем направлениям специализаций.

Таким образом, на практике Государственные стандарты высшего профессионального образования (так же как и школьные ГОС-ы) становятся лишь декларациями о намерениях, не имеющих основы для своей реализации.

Особенно тяжелая ситуация складывается в вузах медицинского профиля. Подмена курса общей физики фрагментарным и преждевременным изучением специальных дисциплин - биофизики и медицинской физики - не является оправданным. Отсутствие у врача элементов естественнонаучного мышления в условиях бурного роста технической оснащенности современной медицины и все более глубокое проникновение физики в сложнейшие процессы, происходящие в человеческом организме, представляют прямую угрозу обществу.

Совещание считает, что указанные расхождения между ГОС-ами и учебными планами оказывают разрушительное воздействие на физическое образование, как важнейший элемент всего естественнонаучного образования.

Указанный дисбаланс может быть ликвидирован, при условии, что разработчиками ГОС-ов и учебных планов будут одни и те же группы специалистов, а научно-методическому совету по физике Минобрнауки РФ будет дано право контроля реализации предусмотренных в ГОС-ах и учебных планах трудоемкости и содержательной части программы дисциплины "Физика".

Совещание постановляет:

  1. Обратить внимание Минобрнауки РФ на практически полное отсутствие финансового обеспечения проводимой модернизации российской образовательной системы (крайне низкая зарплата преподавателей вузов и учителей школ, связанное с этим старение преподавательского состава; отсутствие квалифицированной смены, нежелание идти на преподавательскую работу выпускников классических и педагогических университетов; устаревшее техническое обеспечение учебных лабораторий и практикумов). Гарантией позитивных изменений в образовательной системе может быть только адекватное повышение социального статуса преподавателей школ и университетов.
  2. Обратить внимание Минобрнауки РФ на крайне неблагополучное, близкое к критическому, положение с преподаванием дисциплины "Физика", складывающееся в общеобразовательной школе, в связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимо привести в соответствие общеобразовательные стандарты по физике основного среднего (5 - 9 классы) и среднего общего образования (10 - 11 классы) с базисными учебными планами, обеспечив в последних для естественнонаучного, инженерно-технического и общеобразовательного профилей не менее 4-х часов в неделю.
  3. Рекомендовать вузам исключить возможность поступления в вузы естественнонаучного и технического профиля абитуриентов, не получивших в школе положительной экзаменационной оценки по дисциплине "Физика".
  4. Минобрнауки РФ разрешить руководству вузов, ориентированных на естественнонаучные, медицинские и инженерно-технические специальности, при отсутствии вступительного экзамена по физике, проведение обязательного входного тестирования по физике с выставлением зачета и обязательные пропедевтические курсы по физике школьного уровня для студентов, не показывающих знаний, соответствующих обязательному уровню школьного образования.
  5. Обратить внимание Минобрнауки РФ на крайнюю необходимость согласования требований ГОС-ов по высшему профессиональному образованию с реальной трудоемкостью дисциплины "Физика" в учебных планах по естественнонаучным, медицинским и инженерным специальностям, утверждаемых Учебно-методическими объединениями по специальностям. Необходимо в полной мере обеспечить практическую реализацию нормативов федерального компонента цикла общих естественнонаучных дисциплин, предоставив Научно-методическим советам Минобрнауки РФ по соответствующим дисциплинам, право обсуждения и утверждения учебных планов в части, касающейся трудоемкости по этим дисциплинам. Необходимым минимумом по дисциплине "Физика" является двухсеместровый курс с еженедельными лекциями и семинарами и черезнедельными лабораторными работами трудоемкостью не менее 400 часов.
  6. Рекомендовать кафедрам физики активизировать работу по внедрению в образовательный процесс современных информационных и телекоммуникационных технологий.
  7. Рекомендовать Министерству здравоохранения и Минобрнауки РФ усиление фундаментальной составляющей в курсе "Физика и математика" в вузах медицинского профиля.
  8. Считать необходимой дальнейшую активизацию работы по совершенствованию содержания и организации ЕГЭ, учета его результатов при зачислении абитуриентов в вузы.

 

Назад