"Концепции современного естествознания"

"Проблемы преподавания дисциплины "Концепции современного естествознания" в вузах УМО". Конференция под таким названием прошла 31 марта в Московском государственном университете прикладной биотехнологии. Программный комитет конференции возглавил председатель Научно-методического совета МО РФ по концепциям современного естествознания академик Степин В.С. Конференция была организована Научно-методическим советом МО РФ по Концепциям современного естествознания, МО РФ, УМО по образованию в области переработки сырья и продуктов животного происхождения и МГУПБ. Было зарегистрировано более 80 участников.

Около 10 лет назад в образовательных стандартах высшей школы появился новый предмет - "Концепции современного естествознания", который является обязательным для студентов социально-экономических, гуманитарных направлений обучения. При изучении этого курса студенты-гуманитарии знакомятся с проблемами современного естествознания. Введение этого предмета относится к элементам новизны российского образования. Хотя, вероятно, это пример хорошо забытого старого. Например, выпускники Высшего литературно-художественного имени Валерия Брюсова Института в 1925 году (!!!) получали выписку к диплому, в которой среди многих гуманитарных предметов (выписка содержит 30 предметов) был такой предмет: "Основные проблемы естествознания и техники". Так что проблема естественно-научного образования гуманитариев имеет давнюю историю.

Накопившиеся за десятилетия проблемы и вопросы преподавания предмета "Концепции современного естествознания" обусловили значительный интерес к конференции. Назовем некоторые из этих проблем. При реализации курса в вузах наблюдается значительное сокращение часов по сравнению с предусмотренных стандартом; имеется две примерные программы по курсу, что приводит в недоумение ряд преподавателей предмета; появилось огромное количество учебников, часть из них очень низкого качества; требуется переподготовка или лучше сказать подготовка преподавателей дисциплины "Концепции современного естествознания"; программы, разработанные более 10 лет назад, требуют доработки с учетом опыта реализации курса.

Бытует и мнение о возможности или даже необходимости сокращения курса "Концепции современного естествознания". Если такое произойдет, то естественно-научной подготовке студентов- гуманитариев будет нанесем невосполнимый урон. В совокупности с эффектом от перехода к профильному образованию в средней школе резко упадет уровень естественно-научной и фундаментальной подготовки выпускников вузов. Естественно-научная подготовка всегда была сильной стороной российского образования. Проблемой усиления естественно-научной и фундаментальной подготовки студентов озабочены на Западе, а у нас намечается тенденция к обратному процессу.

Как тут не вспомнить слова В. Гинзбурга: "гуманитарная интеллигенция, в общем, образована весьма односторонне, и ее представители в отношении естественно-научных знаний нередко еще находятся на средневековом уровне" ("Поиск". №13, 2004г.).

Сокращения курса "Концепции современного естествознания" приведет и к дальнейшему падению конкурентоспособности российского образования, что представляется особенно опасным на этапе реализации Болонского процесса.

В работе конференции участвовали профессора и преподаватели ведущих вузов Москвы - МГУ им М.В. Ломоносова, МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МЭИ и др., представители Министерства образования РФ, преподаватели ведущих вузов ряда регионов от Якутска до С-Петербурга. Хорошо были представлены регионы.

Высокая активность профессоров и преподавателей в работе конференции свидетельствует об актуальности темы конференции и своевременности ее проведения. По результатам конференции был выпущен сборник тезисов. Завершилась конференция круглым столом, за которым происходило горячее обсуждение проблем.

В решении конференции намечены конкретные пути решения обсуждавшихся проблем.

Член президиума научно-методического
совета по концепциям современного
естествознания МО РФ профессор Показеев К.В.

 

Назад