Родительский подход

Поставить филиал вуза на ноги не проще, чем вырастить здорового ребенка и воспитать личность, достойную уважения

Когда речь заходит о филиалах университетов, многие морщатся: мол, это просто пособие по безработице ППС и обман населения. Другие жестко формулируют, что молодежь лучше хоть как-то учить, чем лечить от наркомании и пьянства, расцветающих на почве безделья. Но есть и третий вариант - филиалы не только для заработка вузов, не только для помощи тем, кто не в силах добраться до учебного заведения в другом городе или жить там. Этот третий вариант определяется уровнем учебного заведения, открывающего филиалы, его ответственностью перед обществом, в котором существует вуз. Об одном из таких филиалов мы рассказывали не раз: это первый филиал МГУ -- Ульяновский госуниверситет. Но за прошедшие годы у Московского университета им. М.В.Ломоносова появилось еще несколько “деток” в разных точках планеты: в Нью-Йорке и Женеве, Севастополе и Астане… Какие-то попытки создать филиал завершались блистательным успехом, какие-то - провалом. Видимо, потому, что выполнять свою миссию - а иначе и не назовешь роль МГУ для российской системы образования - непросто. МГУ много дано. Как говорят профессионалы, отдельной строкой в бюджете. Но с него много и спрашивается - пример тому те же филиалы. Незадолго до встречи с Владимиром Путиным в Омске Нурсултан Назарбаев посетил в Астане филиал Московского госуниверситета. Простое совпадение? Вряд ли. Филиал этот родился после личного обращения Президента Казахстана к ректору МГУ с просьбой создать в новой столице филиал наиболее известного вуза России. По всем канонам, какие есть только у МГУ. А чтобы это сделать быстрее и проще, президент Назарбаев подкрепил просьбу средствами и личным вниманием. Место для филиала сначала нашли в крыле Национального государственного университета республики, что возвышается на холме у Гребного канала. А затем довольно быстро соорудили целый кампус. Богатый, красивый. Турецкие рабочие возводили его по всем законам современного строительства. И все это у воды, в зеленой пене садов. Хорошее оснащение, для жилья преподавателям выделен дом. Профессура туда ездит охотно - все условия, замечательное отношение населения. Сейчас там три курса студентов, спрос с которых, как просил президент Назарбаев, не ниже, чем с их московских сверстников, учащихся в МГУ. Вот пример разумной государственной геополитики: в Казахстане понимают, что с Россией они соседи навсегда, что взаимное проникновение культур может нас только обогатить и сделать сильнее. А тем более Казахстану нужны грамотные специалисты, которых, выучив за океаном, совсем не просто будет вернуть на Родину. Слишком разные пока условия жизни. Поэтому лучше дать возможность толковым ребятам получить хорошее образование в Астане.

-- Легко принимали решение создать филиалы вашего университета? - спрашиваю у ректора МГУ В.Садовничего.

-- Оно вызревало долгие годы, - задумчиво, словно оглядываясь назад, погружаясь в воспоминания, отвечает Виктор Антонович. -- Я наблюдал за университетами в других странах. Например, за Университетом Токай в Японии, который возглавлял старший Мацумаэ. Это же целый конгломерат вузов. У них есть филиалы в Дании, Болгарии, на Гавайях. Я интересовался: что это такое, зачем? Однозначный ответ: “Это распространение по миру наших идей, нашего менталитета, нашего подхода к решению образовательных проблем. И, если угодно, это влияние нашего духа на другие страны, это взаимопроникновение культур”.

-- У них разве нет цели заработать деньги в других странах?

-- Есть, они открыто это признают. Но сама история Университета Токай удивительна. Глава рода, создатель вуза, во время Второй мировой войны за пацифистские настроения и открытый протест против военных действий на стороне Германии был гоним. Фактически приговорен. Его должны были отправить в тюрьму куда-то на острова, но предчувствие заставило его спрятаться, не сесть на корабль, туда отходивший. А корабль, выйдя в море, взорвался. Так Мацумаэ остался жив. Он сделал очень многое для сотрудничества наших двух стран, награжден за это орденом.

У этого конгломерата вузов под названием “Образовательная система Университета Токай” очень достойные филиалы. Я был в их филиале в Дании. Он очень хорош, своеобразен, окрашен восточными, чисто японскими, мотивами. Это система особняков за городом, на берегу озера. Много зелени, домик для чайной церемонии.

-- Вам захотелось создать такой же?

-- Идея мне запала. А когда распался СССР, я ощутил трагедию людей, внезапно ставших иностранцами в своем университете. Ответом на эту человеческую беду стало принятое Ученым советом МГУ в 1992 году решение, что любой гражданин мира может, поступив, учиться в МГУ на равных условиях с гражданами РФ. Мы говорили - мира, но понимали, что речь прежде всего идет о жителях Белоруссии, Украины, Казахстана… Мы начали, а потом это стало общим правилом для сильных вузов России. В 1995 году Госкомвуз разрешил принимать свободно граждан СНГ, а с 1999 года - соотечественников (пользуясь социальной справедливостью). В правилах 2003 года четко записано: любой гражданин СНГ и соотечественник…

-- И много таких соотечественников из бывшего СССР у вас учится?

-- Около тысячи человек. И больше вряд ли будет. Дети, “отрезанные” от России, редко могут на равных поступать в МГУ. Все сильнее стали расходиться стандарты образования наших стран, различны даже сроки обучения в школе. Поэтому в ректорат стали обращаться соотечественники с просьбой организовать у них филиал МГУ, в котором гарантированно учили бы с нашим качеством. Причем сразу ясно, что такой филиал должен быть государственный, некоммерческий. Негосударственный создать было просто. Ни у кого не надо спрашивать разрешения - поехали и образовали. Собрали деньги, приняли студентов… А нам? Обратилось в МГУ землячество Севастополя. Ходили депутациями, со слезами. Обращались в Думу, оттуда шли звонки. Разрыв-то произошел по живому. Принять всех в МГУ невозможно, дети даже выехать не могут, тем более им трудно одолеть конкурс.

Словом, совпадение обстоятельств - решили делать филиал. А ресурсы где взять? Известно, что забота о Севастополе стала близка Лужкову. Он пообещал, что Москва деньги на строительство филиала даст, а уж МГУ пусть организовывает обучение на своем уровне.

-- Удалось?

-- Еще как! Там были разрушенные Лазаревские казармы… Метровые стены с пустыми проемами окон, без коммуникаций… Им два века. Господствующая высота над морем, виден город. Началась кропотливая работа, мне пришлось стать экспертом по строительству. Были проекты максимум, проекты минимум. Первые пугали город. Вторые не соответствовали задуманному и нашим обязательствам. Я искал решения конкретные: через год нам нужно 7 тысяч метров площади для занятий. И мы их получили. Прежде всего благодаря Москве и флоту. Флот дал рабочую силу. А пока вели ремонт, создавали аудитории, оснащали компьютерные классы, чтобы дети не потеряли год, я взял в Москву первых 120 студентов в счет будущего филиала. Летом, когда реконструкцию здания завершили, мы их вернули в Севастополь на второй курс. Что за факультеты были? Предметами изучения стали высшая математика и информатика, география, физика, геология, экономика, филология, журналистика, психология… Сначала учебники возили свои, в портфелях. Потом создали на месте отличную библиотеку: из своих фондов взяли и купили новые книги. Пришлось тратиться и на мебель, и на лабораторное оборудование. Но это все ерунда по сравнению с командировочными расходами. Раз или два в месяц приходилось посылать в Севастополь до сотни преподавателей. А это по суточным все равно что в США. В валюте платим. Сейчас там до 40 процентов преподавателей -- местные жители, а в начале мы их не могли набрать, да и не рисковали. Хотя и сегодня ведущие - наши профессора. Поначалу жили в гостинице, было очень дорого, а теперь нам дали дом, флот его отремонтировал. Стройка там, к счастью, вообще не прекращается. Три первых года отработали, заговорили о том, что нужны актовый зал, столовая, общежитие. Так возник второй корпус. Честно скажу, он - сказка. После этого командование флота сказало, что у них есть еще один бросовый корпус… Дадите под лаборатории? И вот на днях, перед майскими праздниками, там же, на холме у моря, среди Лазаревских казарм, введут в эксплуатацию лабораторный корпус. Торжественно, официально. А рядом Москва начала строительство спортивного комплекса, бассейна… Целый кампус вырастает. И на каком месте - здесь же великий Пирогов, профессор Московского университета, автор “полевой хирургии”, ставил первые палатки своего госпиталя, в которых спасли жизни тысячам солдат.

-- Вы сказали, корпус будет открыт торжественно. А как Украина к этому относится?

-- Долгое время это был больной вопрос. Все поддерживали создание университета, а Украина сомневалась. И мы не могли финансировать филиал на законной основе. Только зимой этого года было подписано межгосударственное соглашение, и филиал получил юридическое право на существование. Но платить за все и дальше пока будем мы.

-- Где теперь следующий филиал будете создавать - на Гаити, как Мацумаэ?

-- Думаю, в менее экзотических местах. И часто не сразу филиалы, а представительства. Типа тех, что уже у нас есть. Вероятно, нам удастся открыть представительство -- отделение юридического факультета в Швейцарии. Уже нашлись первые абитуриенты-швейцарцы. Мы давно этим занимаемся. Идея принадлежит одному выходцу из СССР. Хотим готовить там бакалавров, магистров по юриспруденции. Но это задача непростая. Швейцарское правительство сначала должно дать квоту для работы нашим профессорам. И точно так же мы должны получить квоту на обучение определенного количества студентов. Так там заведено давно. Они понимают, что свой рынок - образовательный, труда -- надо защищать.

Иной вид представительства у нас в США. В SUNY (государственном университете Нью-Йорка, самом крупном исследовательском центре этого города) мы организовали представительство по схеме: они - помещения и оснащение, мы - людей, хорошо обученную молодежь, способную вести уникальные научные исследования. Обучающихся там пока нет, одни “зубры” фундаментальных наук. Работы координируются американской стороной.

Зато в Пекинском университете мы создали совместную аспирантуру. Там очень интересно ведут дела, стремительно наращивают ресурсы, вот уже несколько лет на государственном уровне поднимают престиж профессорско-преподавательского состава вузов. Для этого используют всевозможные доплаты, поощрения. Забытый ранее в Китае ученый, преподаватель нынче там ходит с высоко поднятой головой. Я знаю, что говорю, ибо был в Китае в разные годы раз двадцать, мне есть с чем сравнить. Сейчас там политика уважения знания. Положение их профессуры для нас нынче недосягаемо.

-- Это вложения Америки в Поднебесную?

-- Не думаю. По крайней мере, не правительства США. Скорее, это вклад китайской диаспоры, представители которой укоренились по всему миру. У них традиция: если китаец встает на ноги, то обязательно помогает своим на родине. Плюс, конечно, поддержка правительства. Пекинский университет ежегодно просто так, на то, что он сам захочет потратить, получает 100 миллионов долларов. У них там выделили 70 ведущих вузов государства и стали последовательно их поддерживать.

-- Эффект движения “своим путем”?

-- Нет, они внимательнейшим образом изучают чужой опыт. Недавно меня пригласили на встречу с сотней ректоров китайских вузов в числе 13 персон, возглавляющих вузы разных стран разных континентов. Цель встречи - обсудить перспективы развития образования.

-- Весь мир, похоже, занялся реформами образования. Мы в своей активности не одиноки...

-- Только по-разному реформируют. Я недавно вернулся из Германии. Мы провели традиционные “Ломоносовские чтения”. На базе Дома дружбы в Берлине собрались человек шестьсот. Много выпускников российских и советских вузов. Я приехал с пятью деканами, с десятком преподавателей, работающих по линии сотрудничества России и Германии. У встречи был высокий статус - на сцене посол России, ректор Университета имени Гумбольдта, представители Конференции ректоров Германии, от Госдумы России Олег Смолин... И все это собрание четыре часа дискутировало о будущем образования. Мы услышали глубокий анализ: что такое государственное и негосударственное образование, каковы принципы воспитания… Словно в один голос выступающие радостно заявляли: наконец-то Министерство культуры Германии приняло решение отменить все способы экзаменов (тесты, школьные) и полностью эту заботу передать вузам. Я выступил: “Может, вы торопитесь? Мы, наоборот, идем к тестам”. Они как вскочили: “Нет!” Посмотрим, что скажут ректоры на встрече в Китае.

-- И все-таки - ваши планы на будущее относительно филиалов. Следующий согласно рекомендациям президента появится в какой-нибудь бывшей республике СССР?

-- Трудно сказать. Просьб много, но создать филиал МГУ - это не решение принять, а найти немалые ресурсы. Когда филиалы работают, собирая плату с обучающихся, их вузу, имеющему приличную репутацию, можно строить сколько угодно. А для того чтобы открыть государственный филиал, такой, как мы открываем, нужны ресурсы. Это как дети, произвел на свет - вырасти, поставь на ноги. Дело долгое, родительское.

Беседовала Е. Понарина. Поиск, №16, 2003.

Назад