научно-методический семинар "Современное состояние преподавания физики для естественных (нефизических) специальностей университетов"
21-24 февраля 2000 г. в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого состоялся научно-методический семинар "Современное состояние преподавания физики для естественных (нефизических) специальностей университетов". Семинар был организован по рекомендации Координационного совета по физике Минобразования РФ Московским государственным университетом им.М.В.Ломоносова и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого.
В работе семинара приняли участие 31 представитель классическиx и педагогических университетов из Москвы, Екатеринбурга, Волгограда, Твери, Новгорода и Нижнего Новгорода, среди них 14 профессоров (8 - заведующие кафедрами) и 17 доцентов, а также преподаватели и сотрудники Новгородского государственного университета.
На семинаре было заслушано 27 докладов, посвященных различным аспектам преподавания курса физики на естественных факультетах университетов, внедрению новых образовательных технологий, созданию современных лабораторных установок, учебных пособий, другим вопросам. Участники семинара посетили кафедру общей и экспериментальной физики Новгородского госуниверситета, ознакомились с учебными планами, лабораторными работами и научными направлениями кафедры.
Заслушав и обсудив представленные доклады, в ходе активного обмена мнениями участники семинара отметили следующее.
1. Преподавание физики на естественных (нефизических) специальностях классических и особенно педагогических университетов происходит в крайне неблагоприятных условиях, связанных со снижением уровня физических знаний у выпускников средних школ, разрушением материальной базы учебных лабораторий и практикумов по физике, постоянным сокращением числа часов, отводимых на физику в учебных планах университетов. По общему мнению участников семинара в настоящее время имеется существенный разрыв между требованиями Государственных образовательных стандартов и реально достижимыми результатами обучения физике на ряде естественных специальностей университетов. Закрепленные в качестве федерального компонента объемы трудоемкости дисциплины "Физика" постоянно пересматриваются в сторону их уменьшения, поскольку Учебно-методические объединения вузов заинтересованы в наполнении учебных планов "своими" дисциплинами в ущерб фундаментальному образованию. В результате происходит фактическая деградация физического образования на естественных направлениях университетов.
2. Нельзя допустить, чтобы в новых Государственных образовательных стандартах федеральный компонент, включающий трудоемкость по базовым естественно-научным дисциплинам, был пересмотрен в сторону очередного уменьшения числа часов, отводимых на физику. Участники семинара отмечают, что обстановка, в которой происходит разработка и утверждение новых ГОС-ов (отсутствие гласности, отсутствие тесного взаимодействия между УМО по специальностям, Координационного совета по физике, Экспертного совета по циклу общих естественно-научных дисциплин) допускает принятие документов, которые еще более усугубят нынешнее нетерпимое положение с преподаванием физики в университетах на нефизических специальностях. В соответствии с приказом зам. министра Минобразования В.Д.Шадрикова N 286 от 14.09.99 на макетах государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (приложения 1,2,3) не требуется согласования с Координационным советом по физике и Экспертным советом по циклу общих естественно-научных дисциплин, что существенно снижает их роль в формировании Государственных образовательных стандартов. Небходимо восстановить статус этих советов и активизировать их участие в формировании и реализации фендаментальной составляющей высшего профессионального образования.
3. Опыт формирования учебных планов по специальностям после принятия Временных Государственных образовательных стандартов показывает, что УМО по специальностям зачастую игнорируют требования федерального компонента к обязательному минимуму содержания и трудоемкости по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины”, произвольно уменьшая объем этого минимума. Минобразования РФ должно обеспечить обязательную реализацию государственной составляющей высшего профессионального образования в соответствии с утверждаемыми нормативами.
4. В связи с отмеченным снижением уровня подготовки по физике выпускников средних школ участники семинара отметили необходимость восстановления экзамена по физике и увеличение числа часов на физику в 8-11 классах. Значительная часть студентов 1 курса практически не имеет начального физического образования, на котором строится университетский курс физики. В этой связи одобрен и рекомендован к распространению опыт тестирования и факультативного курса "Введение в общую физику" для студентов 1 курса в 1 семестре, как это успешно проводится на химических факультетах МГУ и УГУ.Однако подобные курсы не входят в учебные планы университетов, и их подготовка и проведение является дополнительной неоплачиваемой нагрузкой на преподавателей.
5. Участники семинара отметили, что материальная база учебных лабораторий приходит в упадок, и ее возобновление требует значительных материальных вложений. Семинар обращает внимание научной общественности на разработанные в НИИЯФ МГУ учебные имитационные установки, способные частично заменить дорогостоющую аппаратуру в практикумах.
6. Участники семинара одобрили и рекомендовали к широкому распространению программно-педагогические средства, созданные в Институте педагогической информатики и информационных технологий образования Волгоградского педагогического университета.
Участники семинара надеются, что их рекомендации будут учтены руководством Минобразования РФ, фундаментальное физическое образование на естественных (нефизических) факультетах российских университетов будет в полной мере восстановлено, как необходимое условие реализации одной из основных задач национальной доктрины образования - подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов.
Участники семинара отмечают полезность и плодотворность подобных встреч, позволяющих в деловой и конструктивной обстановке проводить обсуждение наиболее актуальных проблем физического образования. Предложено провести следующий научно-методический семинар по физическому образованию на естественных (нефизических) специальностях университетов в сентябре 2002 г. в Волгоградском педагогическом университете.
Участники семинара выражают глубокую благодарность президенту Новгородского государственного университета профессору А.Л.Гаврикову, членам Оргкомитета от Новгородского университета профессорам А.Ю.Захарову и М.М.Ковалевскому за образцовую организацию всех мероприятий семинара.
Председатель Оргкомитета
научно-методического семинара, член
Координационного совета по физике Минобразования РФ,
профессор Б.А.Струков