Соловецкому реставрационному отряду физфака МГУ — 50 лет!

16 декабря 2017 года в Большом зале Министерства культуры Российской Федерации состоялась торжественная церемония празднования 50-летия Соловецкого реставрационного стройотряда физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Известно, что именно физфак МГУ был зачинателем движения студенческих строительных отрядов, первые из которых отправились в конце 50-х годов прошлого века поднимать целину. Но соловецкий отряд физфака является уникальным, единственным в своем роде.

С 1967 года студенты каждое лето, в течение уже 50 лет, приезжают для проведения реставрационных работ в Соловецком монастыре. Даже в конце 80-х, когда по всей стране исчезли строительные отряды, студенты-физики по-прежнему выезжали на Соловки, где их с нетерпением ждали. Было время, когда физики оставались чуть ли не единственной рабочей силой на реставрации, на которую можно было рассчитывать. И вот уже 50 лет, без перерыва на перестройку и прочие катаклизмы, физики участвуют в восстановление величайшего памятника истории и культуры — Соловецкого монастыря.

Работа отряда 1977 года: до и после

И чем же занимались студенты в отряде? Понятно, что в 60-70-е годы основной работой была уборка мусора, расчистка многочисленных завалов (в реставрации о таких работах говорят: «снимаем культурный слой»). Была работа и для тех, кто уже ездил в другие отряды и обладал навыками ведения строительных работ. Но в реставрационных работах главное не кубы и погонные метры, а точное и аккуратное восстановление истории прошлых веков. Отряд все эти годы работал и работает под руководством профессионалов-архитекторов, под их непрерывным контролем и надзором. Конечно, не все сразу получается, но когда человек приезжает в отряд второй, третий, пятый раз (а таких на Соловках всегда было много), то он уже начинает понимать специфику реставрационных работ. А самое главное для реставрационного отряда — это преемственность, непрерывная передача опыта новым поколениям студентов.

Отряд 1978 года у отреставрированной стены

Мы сделали это! (1998 год — окончание работ по обмазке в Спасо-Преображенском соборе)

Подготовка кадров для будущего отряда начиналась уже осенью, сразу после возвращения с Соловков. Отряд фактически был круглогодичным, для начинающих в Москве организовывалась «Школа реставратора», учеба проходила в Новоспасском монастыре, на Крутицком подворье, на других реставрируемых памятниках. Организовывались лекции по истории и архитектуры, отряд выезжал на многочисленные экскурсии по городам Золотого кольца. И летом на Соловки студенты отправлялись уже подготовленными к серьезной работе.

Отряд работал на реставрации практически всех объектов Соловецкого монастыря, включая соседние острова (Анзер, Большой Заяцкий). Он помогал и в других работах на острове: строительстве аэродрома, ремонте дорог, строений поселка, тушении пожаров, расчистке каналов, вывозе мусора и т.д. В советские годы агитбригада отряда несколько раз за сезон давала концерты, которые всегда проходили с большим успехом.

Отряд 2009 года на причале

На состоявшемся праздновании присутствовало около 200 бойцов отряда, представители Министерства Культуры, журналисты, приглашенные гости. Каждому из присутствующих был вручён красочно оформленный буклет с рассказом о работе отряда за прошедшие пятьдесят лет. И кратко, в течение почти трех часов, бойцы «вспоминали минувшие дни». Понятно, что рассказать о всех работах отряда на Соловках невозможно, поэтому были выбраны отдельные важные вехи в истории отряда.

Зав. кафедрой биофизики В.А. Твердислов, который был командиром самого первого отряда 1967 года, как всегда ярко и эмоционально, рассказал о формировании отряда и его первых шагах (не так давно в «Советском физике» был опубликован его рассказ).

На встрече были показаны фрагменты снятого в 1972-м году документального фильма «И не прервется связь времен», значительной частью которого был рассказ о работе отряда физфака. Много лет проработавший в МГУ профессиональный фотограф Сергей Григорьев представил свой фильм, который он снимал в 70–80-е годы во время своих многочисленных поездок на Соловки.

Некоторые бойцы отряда тоже приезжали в отряд с редкими в советское время кинокамерами, снимали и монтировали свои фильмы. И на встрече были показаны многочисленные поистине уникальные фрагменты, показывающие как работу, так и просто жизнь отряда в те давние времена.

Были представлены более десяти презентаций, отражающие как хронологию работы отряда, так и работу на отдельных объектах. Эмоциональные выступления докладчиков неоднократно прерывались аплодисментами или дружным смехом зала.

Во второй части вечера были показаны отдельные номера агитбригады, включая песни, сочиненные бойцами на Соловках. И закончилось всё коллективным исполнением «Дубинушки» — гимна физического факультета МГУ. Но и по окончании бойцы долго не расходились, продолжая общаться друг с другом, вспоминая свои молодые годы.

«Нельзя объять необъятное!» — говорят классики. Но в этот вечер, думаем, такое удалось — была представлена значительная часть спектра работ Соловецкого отряда за пятьдесят лет! И грандиозность сделанного отрядом позволяет утверждать: отряд был, есть и будет работать на Соловках!

Нам — пятьдесят лет!

В качестве примера приведу небольшой рассказ о работе отряда на острове Анзер в 1994–96 годах

Анзер всегда был мечтой бойцов Соловецких отрядов — вот бы побывать! Как правило, мечта за сезон хотя бы раз да сбывалась. Но — просто съездить да посмотреть. А работать отряд туда впервые отправился только в 1994-м году.

В конце 80-х на келейном корпусе в Троицкой губе начала проваливаться крыша. Мало того, она потащила за собой и северную стену корпуса, обращенную к морю. В любой момент эта стена могла рухнуть. Надо было немедленно снимать остатки старой крыши и ставить новую. И в 94-м часть отряда отправилась на Анзер.

Но следует учесть, что там, кроме природы, не было ничего: ни электричества, ни техники, ни строительных материалов, дороги за многие годы заросли уже не кустами, а деревцами, во многих местах заболотились. Основной способ доставки: через Ребалду, до которой от монастыря ехать практически по бездорожью около 20 километров. А потом морская переправа через довольно бурный пролив на мыс Кеньга уже на Анзере, а причала там нет! А от мыса примерно два километра до Троицкой по заболоченной дороге. Поэтому пришлось, прежде всего, заниматься дорогой, стелить гать, которая и сейчас помогает добраться приезжающим. И все-все материалы, как для работы, так и для жизни, включая длинные 6-метровые доски, приходилось на первых порах таскать на себе. Потом удалось наладить доставку морем от монастыря до входа в Троицкую губу. Сама губа во многих местах довольно мелкая, могут пройти только лодки да баржи с мелкой осадкой, и то только в прилив.

Но, несмотря на все трудности, работа шла быстро. К концу летнего срока был полностью сделан северный скат и наполовину южный. Причем на северном крышу нельзя было, как обычно, ставить на стену, она в некоторых местах уже «пошла» к морю. Поэтому внутри корпуса параллельно стене были установлены вертикальные деревянные стойки, и уже на них ставилась крыша. Кроме этой работы, надо было выносить залежи строительного мусора и из келейного корпуса, и разрушенной трапезной (от нее остались только полуразрушенные стены).

В 95-м крыша над корпусом была завершена. Появился трактор с тележкой, что позволило использовать строительный мусор для подсыпки дорог. А работал на нем отец Елисей, монах, который был с нами и в следующем году. Замечательный человек, работящий, физически очень сильный, он весь день работал с нами, а ночью зачастую ходил в море на рыбалку, и благодаря ему у нас было столько рыбы.

Основные работы в 95-м шли по изготовлению причала на Кеньге. Рубили мощный деревянный сруб, скрепляя его скобами и металлическими штырями-шкворнями. Пока он небольшой, то во время приливов всплывает, надо было закреплять, чтобы не уплыл. И когда он был уже в основном готов, его надо было быстро завалить валунами, которые брались здесь же, на море.

И, к сожалению, случилось самое страшное. Когда практически все было готово, и сруб был наполовину заполнен валунами, ночью разыгрался сильный шторм. И причал сорвало с места и выбросило на берег. Утром он оказался на суше метрах в пяти от моря, тяжелый, совершенно неразборный и неподъемный. Это был тяжелый удар, но что делать — таков Север.

После этой неудачи были начаты работы по изготовлению временной кровли на церкви из старого железа, оставшегося от крыши келейного корпуса. А над церковью был установлен крест.

В 96-м вновь главной работой стало сооружение причала, но теперь уже в Троицкой губе. Когда-то он здесь был, но ни осталось практически никаких следов, только нагромождение валунов, которыми он был засыпан. Работать здесь было, несомненно, проще, чем год назад на Кеньге: во-первых, никаких волнений и штормов, во-вторых, уже был опыт, а в-третьих, все рядом — от жилья до причала минута ходьбы. Одна сложность — работать приходилось в основном в отлив, а его время плавает, поэтому приходилось работать и в ночь, благо она белая. Но работа шла хорошо, спокойно, погода замечательная, комары у моря не досаждают, хотя под вечер иногда появлялось какое-то подобие мошки.

К концу июля причал был практически готов. И мы решили дать ему имя. Многие знают, что основной причал на Соловках носит название Тамарин, есть еще и Варварин причал на Долгой губе. А мы решили подарить причал на день рождения Ирине Митиной, которая в тот год работала на кухне. И назвали его Иринин причал. На верхнем бревне с правой стороны вырезали название и позвали Ирину: вот смотри. Сначала она ничего не могла понять, в чем дело, а когда заметила название…, далее одни эмоции. И по завершении настила на причале хозяйка лично внесла заключительный вклад в сооружение, отпилив торчащие концы досок.

Была еще небольшая работа по созданию в церкви конструкцию для пола из бруса. И, по-прежнему: уборка мусора с вывозом его на подсыпку дорог, мостки на дорогах, гати.

В итоге, за три года в Троицкой губе были выполнены противоаварийные работы, создана инфраструктура для дальнейших работ на острове. Но это уже не наша история…

И.В. Митин — доцент кафедры общей физики, на Соловках с 1975 года

Назад