Интервью декана физического факультета Николая Николаевича Сысоева телеканалу «Москва 24»

Декан физического факультета Николай Николаевич Сысоев 16.05.2016 рассказал в интервью телеканалу «Москва 24» о том, как проходит подготовка будущих учёных на факультете.

Корреспондент Федор Баландин: Николай Николаевич, здравствуйте.

Николай Николаевич Сысоев: Здравствуйте.

К.: Хотел расспросить Вас изначально о жизни факультета, о том, что в стенах МГУ происходит. Но...буквально вчера произошло важное открытие. И произошло оно как раз у Вас на факультете. Давайте с него начнем.

Н.Н.С.: Коллаборация из свыше тысячи ученых, в составе которой и сотрудники физического факультета, сделала действительно выдающееся физическое открытие. Им удалось экспериментально обнаружить гравитационные волны. В этом открытии участвовали несколько государств.

К.: То есть, это получается: Россия, Америка...

Н.Н.С.: Да, Америка, Германия, Италия, Австралия и еще целый ряд государств, которые участвовали в этой коллаборации. Всего порядка 15 государств.

К.: Огромный международный проект?

Н.Н.С.: Действительно огромный международный проект, в котором группа сотрудников нашего факультета работала больше двадцати лет. Многие не верили в существование гравитационных волн, а теперь их обнаружили экспериментально. С моей точки зрения, это открытие соизмеримо с открытием электромагнитных волн.

К.: Но, как использовать электромагнитные волны — понятно. Гравитационные волны и то, что их обнаружили, не очень для нас очевидно. Я понимаю, что это серьезная работа, и Вы можете долго об этом рассказывать. Но если в двух словах, к чему нас это подводит? К пониманию, как появилась Вселенная?

Н.Н.С.: Да, это можно назвать инструментом, с помощью которого можно исследовать космос, Вселенную, образование черных дыр и прочие астрофизические вопросы. Для человечества это очень важное открытие.

К.: Это как раз подтверждает, что физический факультет, еще не просто жив, а он еще вписан в международную научную жизнь?

Н.Н.С.: Да, физический факультет сотрудничает с научными центрами и университетами более чем из 100 зарубежных стран. Например, в проекте большого адронного коллайдера работает около пятидесяти человек нашего факультета. Физический факультет участвует во многих других проектах в области ядерной физики, лазерной физики, электроники, нанотехнологий, медицинской физики и ряде других. То есть физический факультет не стоит на месте, развивается, и я бы сказал, успешно.

К.: Сейчас многие стоят перед выбором, куда пойти учиться. А родители думают, куда отправить своих отроков. И когда они вспоминают про физический факультет, какие направления вы им предлагаете?

Н.Н.С.: Вы знаете, физический факультет — это уникальное учебное заведение в составе Московского университета. Потому что на физическом факультете представлена практически вся физика, начиная от экологии, физики Земли, физика моря, физики атмосферы и заканчивая ядерной и атомной физикой. Сорок кафедр факультета охватывают все направления физики. Таких вузов больше нет в мире, потому что они узко специализированы: в лазерной физике, электронике, нанотехнологиях и т.д.. Поэтому преимущество физического факультета заключается в том, что мы можем проводить междисциплинарные проекты.

К.: Можем ли мы говорить, что физический факультет сейчас популярен? Что физики сейчас, не побоюсь этого слова, в моде. Потому что сейчас снимаются сериалы про физиков, книги пишутся. Все читают, мне кажется, Стивена Хокинга.

Н.Н.С.: Несмотря на то, что ввели ЕГЭ, и физика в школах стала не основным предметом, интерес у ребят большой. Когда мы проводим день открытых дверей в больших физических аудиториях вместимостью до пятисот человек, мест хватает далеко не всем, что наглядно доказывает высокую заинтересованность в физике у абитуриентов. Каждый год на факультет поступают около четырехсот тридцати человек, и из этих четырехсот тридцати человек сто приходится отчислять, потому что учиться у нас довольно трудно.

К.: Но отчисляете, обычно, в течение всей учебы?

Н.Н.С.: Да, в течение всей учебы. Но в то же время ещё сто человек заканчивает физический факультет с красным дипломом.

К.: А потом куда идут? Остаются на кафедре?

Н.Н.С.: Многие выпускники стремятся поступить в аспирантуру на физический факультет. У нас большой конкурс, где сто пятьдесят человек претендуют на сотню мест.

К.: А в России вот, куда идут работать потом?

Н.Н.С.: Многие идут работать в Российскую Академию Наук, в большие корпорации, такие как Росатом, Ростехнологии и др.

К.: А среди абитуриентов за последние годы встречаются Сахаровы, Ландау?

Н.Н.С.: Конечно, у нас учатся очень способные ребята. Открытие гравитационных волн — пример того, как работает молодежь.

К.: Вы говорите, что ребята талантливые и способные, а многие преподаватели говорят, что вот что-то все мельчает абитуриент.

Н.Н.С.: Абитуриент действительно мельчает, потому что в школах подготовка... Но мы-то собираем талантливых ребят со всей России, поэтому удаётся подготовить хороших специалистов.

К.: Только по России, а из-за рубежа учатся у вас?

Н.Н.С.: Учатся и из ближнего зарубежья, и из Европы, Японии, Китая. Но, на самом деле, их не очень много.

К.: Где можно познакомиться с жизнью факультета? Вот в январе проходил день открытых дверей. Еще планируется?

Н.Н.С.: Да, конечно, мы два раза в год приглашаем всех на день открытых дверей.

К.: А что происходит на дне открытых дверей?

Н.Н.С.: Традиционно День открытых дверей открывает в Главном здании Ректор МГУ. Он читает лекцию о Московском университете, объясняет абитуриентам правила приема. Потом они расходятся по факультетам, где уже мы показываем им лаборатории, рассказываем о науке и обучении, показываем интересные опыты. Ребятам очень нравится. Я не могу сказать, что к физике пропал интерес. На самом деле, это интересная наука.

К.: Со школьниками вы как-то работаете, взаимодействуете?

Н.Н.С.: Со школьниками факультет проводит огромную работу. И для учителей каждый год у нас проходят мероприятия по повышению квалификации в виде «Школы учителей по физике». В большей части она проводится для педагогов Москвы, но и приезжает несколько сотен иногородних учителей.

К.: А насколько учителя готовы учиться? Все-таки они думают, что они многое знают.

Н.Н.С.: К нам приезжают с удовольствием, потому что практически все действительно хорошие школьные учебники по физике написаны нашими преподавателями. Кстати, учителям, которые приезжают, мы дарим эти школьные учебники. На физический факультет для обучения регулярно приезжают ученики из школ, для них у нас есть специальный практикум. Мы проводим большое количество олимпиад для школьников, именно поэтому и набираем хороших ребят.

К.: По олимпиадам вы как-то присматриваетесь к школьникам. Можете по результатам подойти к кому-то и сказать: «Знаешь, что, давай, вот, к нам».

Н.Н.С.: Сказать-то мы можем и говорим. Но они самостоятельно выбирают, где лучше. В международном рейтинге Times Higher Education (THE) по физике Московский университет занимает 25 место, и это отличный стимул ребятам для поступления к нам.

К.: А всего сколько?

Н.Н.С.: В рейтинге участвует более 400 лучших университетов мира.

К.: То есть, это в первых рядах, можно сказать.

Н.Н.С.: Да, это лидерские позиции. Тем более, эти конкурсы и рейтинги оценивают и составляют западные коллеги.

К.: Николай Николаевич, на Ваш взгляд, зачем сейчас изучать физику? Даже не на вашем факультете, а в школе внимательнее к ней относиться?

Н.Н.С.: Физика показывает сущность вещей. И живых, и неживых. У нас же сорок кафедр. Среди них кафедры медицинской физики, биофизики, молекулярной физики, космологии, я уж не говорю про электронику, про лазерную физику, атомную физику и другие направления. Я не понимаю, как люди могут жить без понимания таких вещей, как фазовые переходы, зима-лето, из чего мы устроены, почему у нас такая температура.

К.: Николай Николаевич, спасибо, я надеюсь, что после нашей сегодняшней беседы кто-то решил прийти к вам, и я надеюсь, Вы внимательно отнесетесь к нашим зрителям.

Н.Н.С.: Обязательно, не сомневайтесь.

К.: Спасибо.

Назад