Рем Викторович Хохлов

К 90-летию со дня рождения

В июне 2015 г. кафедра волновых процессов отмечала 50-летний юбилей, вспоминая создателя кафедры Рема Викторовича Хохлова. Академик АН СССР, член Президиума академии. Депутат палаты Совета Союзов ВС СССР. Заместитель Председателя Комиссии по народному образованию, науке и культуре. Влияние Рема Викторовича на людей, на их судьбу в науке было огромным. Научные интересы Хохлова были связаны с волновой физикой и квантовой электроникой. Почти полностью им и сотрудниками его кафедры был освоен диапазон электро-магнитных волн от радио-, ИК к УФ и рентгеновскому диапазону, ?-излучению.

Это был чрезвычайно доступный в общении человек. Встречи с ним, разговоры запоминались. Он был очень внимателен к людям и беспримерно щедр. Как говорил академик Ширков, Рем очень рано понял, что отдавать всего себя людям — это и есть настоящее счастье. Но Рем Викторович был, конечно, и очень твёрдым человеком, даже жёстким, может быть, властным. У него была колоссальная интуиция. Он охватывал проблему со всех сторон, соединяя несоединяемое, находя решения самых неожиданных вопросов. Это позволяло концентрировать работу кафедры на важнейших направлениях, выходя на мировой уровень. Обзорных докладов Хохлова ждали везде, и у нас и за рубежом.

В начале 70-х годов Рем Викторович начинает усиленно заниматься коротковолновыми лазерами. Потребность в них фундаментальна. В 72 году в «Письмах в ЖЭТФ» он публикует статью, выступает с докладом на сессии Академии наук, в которых излагает идею гамма-лазера, и предпринимает большие усилия по привлечению людей науки в СССР и в США к данной теме. Расчёты показали: Создание γ-лазера возможно.

Ректором Московского Государственного университета Рем Викторович был в 1973-1977 г.г. Это было время, когда после Хельсинского акта мир вступил в фазу новых отношений между странами. В фазу равновесия полярных сил. Однако сами полярные силы продолжали существовать, оставив нам для размышления слова англичанина, физика и писателя Чарлза Сноу, понимавшего чрезвычайную необходимость решения вопроса сосуществования богатых и бедных, слабых и отсталых народов, голодающих на планете в век самой мощной за всю историю человечества промышленной цивилизации; основанной, однако, на антигуманистическом принципе: Выживает сильнейший.

«Если развитые страны, мы, англичане и американцы, — писал Сноу, — не изменим свою политику по отношению к отсталым народам, не перевоспитаемся, не научимся иначе думать и иначе чувствовать, то заботу об этих народах возьмут на себя социалистические страны. Они это сделают. И такой поворот событий будет означать для нас полный крах — политический и моральный. Запад окажется тогда, в лучшем случае, одним из островков социалистического архипелага…»

В СССР, действительно, это было время больших проектов, время, которое ректор МГУ называл «временем познания». «Высшая радость человека, — говорил Рем Викторович, — происходит от познания и свершения нового».

В XX веке учёные в Советском Союзе с гордостью говорили о высоких достижениях в науке. Высоких темпах развития страны, о высочайшем уровне образования. Как к ректору к Хохлову обращались корреспонденты журналов, газет с просьбой рассказать о Московском университете, который был гордостью страны. Который люди в СССР считали своим детищем, ведь строился университет в жестокие первые послевоенные годы, когда не хватало ни питания, ни одежды. Когда частица труда каждого была вложена в строительство Храма науки и образования. Рем Викторович давал интервью, печатал статьи, выступал с докладами. Двери его кабинета были открыты всегда.

«Талантливость, талант… Всегда ли мы ценим их, понимаем истинное значение, — писал Рем Викторович в статье «О талантах в науке». — Талант очень большая реальная ценность, большое богатство. Причём богатство не одной какой-то личности, а всего общества… Не будет преувеличением сказать, что талантливость учёного — народное достояние. Найти талант, не дать ему растратиться по мелочам, помочь в подборе оптимальной нагрузки — задача большой общественной значимости». В специальной литературе, говорил Хохлов, можно встретить перечень личных качеств, которыми должен обладать человек творческого склада… Увлечённость, хорошая память, умение сосредоточиться, уйти в себя. Умение чётко и логично формулировать свои мысли, задачи, выводы, умение просто думать о сложных вещах, рассказывать о них в терминах, понятных собеседнику. И это, конечно, высокая интенсивность генерирования идей, тщательное их фильтрование, умение по отрывочным данным синтезировать общую картину. Это и умение мыслить легко, критически оценивать результаты исследований, особенно своих. Широкий научный кругозор. Высокая культура».

Отвечая на вопросы студентов, как можно выработать в себе необходимые для жизни, для творчества, перечисленные вами качества, Рем Викторович высказывал мысли, над которыми размышлял и сам, сводя их в систему:

Замечание А — Всякие советы надо рассматривать с учётом конкретных условий и возможностей...

Замечание Б — О согласовании генератора с нагрузкой. Человек — генератор мыслей и дел — должен работать на свою оптимальную нагрузку (что, заметим, в собственной жизни он нарушал не редко)...

И замечание В — Помня, о необратимости времени. В двадцать или даже в тридцать лет может казаться, что впереди бесконечно большое время; что годы, а тем более месяцы или дни можно тратить щедро, не задумываясь. А жизнь, к сожалению, конечна. Об этом не следует думать ежечасно, но обязательно стоит вспоминать; особенно, обдумывая шаги, связанные с большими затратами времени. Умение организовать своё время, свою работу, самого себя — качество исключительно важное.

Близился XXI век. Во всём мире в 70-е годы всё более востребованными становились вопросы гуманистического, нравственного осмысления общечеловеческих проблем, связанных с научно-техническим прогрессом, с социальной защитой населения в постоянно изменяющемся мире; проблем экологических, философских, образовательных. От различных институтов и ведомств страны, ведущих специалистов и учёных Правительство требовало анализ вызовов нового времени, создание перспективных планов развития на конец XX — начало XXI века. В области науки Хохлов видел две перспективные тенденции. Необходимость масштабной организации комплексных исследований, обращая особое внимание на исследования на «стыках наук» и интеграцию самых разных научных направлений. При этом он полагал, что именно университеты как системы, включающие в себя гуманитарные, естественнонаучные, образовательные и культурные программы, занимающиеся изучением объектов как в неживой, так и в живой природе, в общественной жизни и в изучении самого человека, — должны становиться центрами интеграции.

«Главная особенность университетского образования — глубина обще-научной подготовки, — говорил Рем Викторович. — Широкая теоретическая подготовка в сочетании с умением применять полученные знания, быстро входить в новую область. Эта особенность как нельзя более отвечает сегодня духу времени, поскольку темп научно-технического прогресса резко сокращает сроки востребованности специальных знаний. Сегодня наше внимание должно привлекаться не только к злободневным проблемам, но и к дальнейшим перспективам нашей страны, к различным областям нашей жизни. Такой подход, думается мне, мы должны воспринять, размышляя о дальнейшей эволюции нашей системы высшего образования, в частности, университетов.

Сегодня общепринято, что образование должно продолжаться фактически всю жизнь, подразделяясь на два этапа. Первый — это получение базовых знаний, что происходит в вузах. Второй — систематическое повышение квалификации и переподготовки в соответствии с изменяющейся наукой и условиями работы. Периодическое обновление знаний (что диктует необходимость пересмотра самого́ процесса базового образования). Это — углубление подготовки по фундаментальным наукам и обучение теоретическому применению знаний.

ВУЗ должен дать студенту не столько конкретные знания, сколько основу духовного богатства человечества и метод познания новых явлений, ровно как и преображение мира, — говорил он. — В Московском университете мы уже вводим в планы естественных факультетов гуманитарные предметы, ибо считаем, что профессиональная узость кругозора наносит ущерб не только общекультурному развитию личности, но и воспитанию в ней творческого начала. Богатый эмоциональный мир человека, его художественное воображение, которое развивается гуманитарным образованием, делает более продуктивным и логическое мышление».

Ниже приводится выдержка из доклада ректора Хохлова на заседании парткома МГУ.

«Большое значение придаётся в Московском университете, — писал Рем Викторович в заметке «Всенародные центры образования и науки», — созданию системы пополнения знаний дипломированных специалистов. Помимо подразделений повышения квалификации преподавателей вузов, на ряде факультетов у нас созданы инженерные потоки, где проходят дополнительную практику примерно тысяча специалистов, занятых в различных отраслях экономики. Нашей задачей является также укрепление связи между вузами и теми областями народного хозяйства, для которых готовятся кадры. Вузы, и прежде всего университеты, с каждым годом должны «охватывать» своей деятельностью всё более широкие слои населения, развивать духовные потребности народа. Совершено ясно, что со временем всё более будет возрастать доля свободного времени советских людей, которым, как говорил Маркс, определяется богатство общества. В свободное время они станут доставлять себе радость, пополняя свои знания, повышая свою культуру, ибо наивысшая радость человека происходит от познания и свершения нового».

И последний вывод, который делает Хохлов:

«В структуре возрастающих потребностей человека всё бóльший удельный вес будет составлять нематериальные блага — в первую очередь культура и образование, развитие которых, в отличие от материальных потребностей не имеет границ. Повысится роль образования. Наиболее интенсивно будет развиваться свободное образование без отрыва от основной работы. Вузы будут «охватывать» не только молодёжь, но превратятся в центры культуры и образования своего народа», — говорил Рем Викторович и с этим нельзя не согласиться.

Но несмотря ни на какие акты и договорённости, со второй половины XX века проблемы общества, проблемы будущего и в капиталистических, и в социалистических странах становились зоной острой, можно сказать, изощрённой идеологической борьбы, в сущности — борьбы за человека. За молодого человека — за его профессиональный и нравственный образ. В СССР вопрос воспитания молодёжи был вопросом за выживание. В МГУ, на кафедрах и в парторганизациях, этой теме отдавалось большое внимание.

«Мы должны помогать студентам самостоятельно разбираться в текущих событиях идеологической борьбы, которая идёт во всём мире и имеет экономические основания. Это большая работа, и в ней должны участвовать все преподаватели университета — независимо от того, математики это или историки, физики или филологи. Здесь должны использоваться все формы взаимодействия: лекции, семинары, консультации. Это государственный вопрос». Такова была установка Московского университета.

Ещё в 1948 году, сразу после окончания Второй мировой войны, по инициативе ЮНЕСКО была организована Международная ассоциация университетов мира (МАУ), целью которой было провозглашено сотрудничество между университетами разных стран. В 1956 году в МАУ вступил Московский университет. В середине семидесятых годов Административным советом МАУ было принято решение провести юбилейную VI Генеральную ассамблею МАУ в Москве. Предложенная Московским университетом тема — «Высшее образование на рубеже XXI века» — была встречена бурными аплодисментами. Доклад на конференцию готовил ректор МГУ Р.В. Хохлов.

Конгресс открылся в Москве 19 августа 1975г. и продолжался семь дней. Первый день конференции проходил в Колонном зале Дома Союзов с участием представителей Советского правительства. Конгресс приветствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. В своём приветствии к участникам присутствующий на конференции заместитель директора ЮНЕСКО доктор Джон Фобс отметил особую роль Советского государства в культурной жизни народов мира, сказав:

«Вы не только руководите процессами обучения в ваших университетах, вы служите человечеству в его стремени к знаниям, направляете и контролируете работу преподавателей и студентов в ваших учебных заведениях. На вас лежит особая ответственность за образование на рубеже двадцать первого столетия».

С докладами в Доме Союзов выступили также ректор МГУ Р.В. Хохлов и вице-канцлер Оксфордского университета Х.Дж. Хабаккук. Доклад ректора Московского Государственного университета Р.В. Хохлова произвёл на аудиторию сильное впечатление. Он развеял тревоги о будущем и был переведён в дальнейшем на многие языки мира.

Остальные шесть дней работы делегатов на пленарных и секционных заседаниях в залах и холлах Московского университета шли жаркие дебаты. Обсуждались проблемы высшего образования разных стран, проблемы занятости выпускников, элитарность или демократизм высшего образования, выбор профессии, повышение квалификации, новые технологии обучения, общие проблемы молодёжи в соответствии с проблемами современного мира — социального и экономического развития народов.

Разброс мыслей, прозвучавших на заседаниях и в кулуарах Московского университета, представлял живую картину общественной жизни на планете Земля в преддверии наступающего тысячелетия.

«Моделью университета XXI века, безусловно, будет модель социалистического университета, — считал ректор Софийского университета профессор Бл.Х. Сендов. — Впервые здесь мы услышали мнение учёных о том, что научно-исследовательская работа — характерная черта университетов… Главным остаётся глубокое базисное высшее образование, фундаментальные знания. Но необходимо сказать, что обучение молодёжи надо связывать с повышением нашей социальной ответственности. В XXI веке, я уверен, возрастёт роль философии, этики, социологии. А социалистическое общество найдёт возможность дать высшее образование каждому желающему. Но в чьих руках будет находиться эта возможность», предупреждал Сендов.

Ректор университета в Любляне говорил о том, что в Югославии существуют сложности с трудоустройством выпускников: у нас нет планового распределения. Мы склоняемся именно к вашей системе, которая должна уменьшить эти трудности.

Президент Пенсильванского университета (США) М. Маэрсон, отметив важность преемственности этапов образования в школах Советского Союза, подчеркнул: «Только в тех странах, которые достигли почти повсеместного хорошего уровня начального и среднего образования, имеются реальные возможности для большинства продолжать образование в высшей школе».

Однако президент университета «Париж 1» Ф. Люшер отметил принципиальную несовместимость образовательных задач, стоящих перед университетами капиталистических и социалистических стран. «В обществе, которое я называю классическим, — сказал он, — физический труд не пользуется таким большим уважением, как интеллектуальный. В других странах, например, в стране, в которой мы сейчас находимся, всё обстоит иначе. В этих типах общества предпринимаются значительные усилия, чтобы привлечь в университеты детей рабочих и крестьян наравне с представителями иных социальных слоев. Перед нами такая проблема не стоит».

Вице-канцлер Марбургского университета (ФРГ) Вильфред Ф. Бредов рассказал о том, что в Германии очень серьёзно относятся в реформам в образовании. «В конце 60-х г.г., — говорил он, — у нас даже появился лозунг: «Высшее образование — для всех». Но вскоре стало ясно, что средств у нас для этого не хватает. Пока расширение сети университетов не предусматривается. Нет у нас также ни заочного, ни вечернего образования. Я думаю, что молодой человек может получить удовлетворение не только от интеллектуального труда. На конференции много говорилось о непрерывном образовании, но это не станет у нас системой».

«Каким станет университет XXI века?» — Так поставил вопрос вице-канцлер Оксфордского университета (Великобритания) Х.Дж. Хабаккук.

«Думаю, что будет немало сюрпризов. Во всяком случае, я удивлюсь, если всё останется по-старому. Думаю, что университеты станут слишком дорогостоящими учреждениям. Многое будет зависеть от желания государства поддержать университеты. И эти факторы будут сильно различаться в зависимости от стран».

По окончании VI Юбилейного Конгресса МАУ в Георгиевском зале Кремля прошёл приём. В Московском университете также был устроен торжественный обед. Вечером студенты московских вузов в Актовом зале МГУ дали прекрасный концерт.

Таким, тревожным и радостным было время 70-х годов.

Однажды посетивший Московский университет президент буддийской организации «Сока Гаккай», основатель университета Сока (Япония) Дайсаку Икеда сказал Рему Викторовичу:

— Каждый раз, когда меня приглашают «старые», с давними традициями университеты — будь то Оксфорд или МГУ, — меня охватывает совершенно особое чувство присутствия в центре разума человечества. Я как бы ощущаю великое течение мировой культуры. Образования… По сравнению с МГУ университет Сока — просто дитя. Но я мечтаю, что в XXI веке он станет по значению равным МГУ.

— Что ж, — откликнулся Рем Викторович. — Московский университет тоже ставит перед собой задачу воспитать учёных уже и XXI века.

«Самым величайшим экспериментом XX века. А, может быть, и всей истории человечества», называл Дайсаку Икеда достижения Советского Союза.

«Великим провалом» назвал Бжезинский разрушение социалистического государства. Но он ошибся: это было всего лишь поражение в очередной войне.

И заканчивая заметку, снова процитируем Рема Викторовича:

«Вузы будут охватывать своей деятельностью не только молодёжь, они превратятся в центры культуры и образования всего народа».

«Опыт Советского Союза показывает, что занятые в науке люди — это богатейшим и мощнейший ресурс прогресса. И если в социальных преобразованиях мира свою историческую роль, так или иначе, сыграл пролетариат, то в новейшее время удовлетворение вызовов окружающего нас мирового пространства доступно лишь людям науки, объединённым стремлением к пониманию глубинных процессов, происходящих в природе и в обществе, процессов, как развития, так и деградации».

XXI век набирает силу. Поколению молодых людей, вступивших в эпоху радикальных изменений всех параметров жизни, предстоит решать вопрос, как вернуть к истине зашедшее в тупик человечество, которому угрожают катастрофы и войны небывалой разрушительной мощи.

Кто-то сказал: Нет другого способа для генерации энергии в обществе, кроме как предъявление великих образов и идей.

(Книга «Академик Р.В. Хохлов — ректор Московского университета» находится в Историческом музее РФ, в библиотеке им. В.И. Ленина, в Архиве РАН, в библиотеке Конгресса США).

Л.И. Девяткова, Кафедра КФНТСП

Назад