Практика на Шпицбергене

В марте 2014 года я отправился в командировку на архипелаг Шпицберген, организованную университетом UNIS. Целью командировки было участие в полевых работах на льду близ местного городка Свея. Работа выполнялась в рамках совместных работ кафедры физики моря и вод суши и ВНИИГАЗа. Одновременно со мною было командировано еще несколько человек, но не из МГУ, а из других организаций.

После длительного перелета с двумя пересадками мы приземлились на архипелаге в аэропорту города Лонгйира, который является столицей Шпицбергена. Нас встретили и отвезли в прекрасный дом со всеми удобствами на берегу моря, из гостиной которого открывался чудесный вид на море и фьорд. В первый день мы отдыхали после перелета, а на второй день с утра отправились на safety course, так называемый курс безопасности, в рамках которого нам рассказывали о том, как следует вести себя во время работ, по дороге к ним, а также в остальное время пребывания на улице. Потом нас повезли на стрельбище и учили стрелять из карабина, так как на архипелаге практически в любом месте можно встретить белого медведя, а он представляет очень большую опасность для человека. На этом курс безопасности закончился.

На третий день мы оставили наш «уютный» дом и отправились на вездеходе по горам в посёлок Свея. Ехали мы вместе со студентами UNIS, поездка была веселой, периодически мы останавливались, отдыхали и фотографировали оленей. К полудню мы приехали в Свею, где расположились в довольно маленьких, но уютных комнатках. Примерно через час после приезда мы отправились на обед. От дома, в котором жил я, было 2-3 км до столовой, туда меня вместе со студентами возили на вездеходе или на снегоходах. Кормили очень хорошо, все были сыты и довольны. После обеда нас посадили на снегоходы и повезли на лед. Там на льду находилось много оборудования, необходимого для проведения экспериментов. Значительная часть экспериментов приходилась на сжатие и изгиб льда при различных условиях, в частности, работали с индентором. При желании была возможность самостоятельно провести и другой эксперимент, если для этого имелось необходимое оборудование. Например, мне удалось измерить температуру внутри льда при помощи «термокосы» GeoPrecision. Полученные данные могут быть использованы в моей курсовой работе, в рамках которой я занимаюсь нахождением факторов, определяющих закономерности нарастания ледяного покрова в морях и океанах.

Четвертый, пятый и шестой дни мы провели в работе на льду, а в конце шестого дня упаковали оборудование. На седьмой день после завтрака к нам приехал вездеход, мы погрузились в него и поехали в Лонгийр. По приезду нас поселили в гостиницу.

На восьмой день мы встретились в UNIS с ответственным за работы на льду и подвели итоги. Так, в результате многочисленных экспериментов студенты, учащиеся на инженеров-строителей, получили множество данных, обработка которых позволит с большей точностью предсказывать воздействие льда на объекты строительства.

Напоследок хочется добавить несколько слов об университете UNIS.

UNIS — это университетский центр на Шпицбергене, открытый в 1993 году. В этом университете нельзя получить высшее образование, но можно, будучи студентом, прослушать и сдать выбранные курсы, провести необходимые эксперименты, чтобы потом включить это в свою дипломную работу. После получения высшего образования можно остаться в аспирантуре или докторантуре UNIS. Таким образом, UNIS даёт возможность начать заниматься научной деятельностью ещё со студенчества и продолжить после. Между МГУ и UNIS подписан контракт о сотрудничестве, в рамках которого студенты МГУ могут участвовать в различных проектах UNIS, принимать участие в натурных исследованиях, тем самым развиваясь в научной среде.

Круглихин С. 430 гр

Назад