Пространственно-временные преобразования выпускников 1972 года

Время ускоряется, пространство расширяется. Этот вывод получен в результате эксперимента, проводившегося в течение сорока шести лет. В процессе эксперимента, в частности, выяснилось: почему сорок, а не «четыредесят», как положено в математической последовательности чисел. Сорок — это особенное число в России, константа. Согласно инфинитезимальному анализу бесконечность это конечное число, равное количеству беличьих шкур, необходимых для изготовления мужской сорочки, которая в двадцать первом веке называется шубой. Итак, сорок — это однокоренное слово со словом сорочка. Так же, как известные константы О и е ютятся около числа три, число сорок витает вокруг России, начиная со столицы, где, как известно, сорок сороков.

Сорок — это бесконечность для нынешних студентов физического факультета, для которых и защита диплома ещё не снится. Сорок — это мгновение для тех, кто собрался в фойе Центральной физической аудитории 21 апреля 2012 года. Для тех, кто защитил кандидатские, докторские диссертации, получили звания доцентов, профессоров, академиков, директоров, начальников, бабушек, дедушек и, даже, прадедушек и прабабушек.

Вначале мы собирались каждые десять лет, потом пять, затем каждый год. Некоторые посещают встречи постоянно, некоторые появились первый раз через сорок лет, многие ушли из земной жизни, но всегда присутствуют в наших сердцах и вспоминаются на этих встречах. Когда-то мы сидели вместе в аудиториях физфака, жарили картошку на общих кухнях общежития, строили дома на целине и в Смоленской области, сейчас разбросало нас по всему свету.

Но какое это счастье узнать друг друга по взгляду, по голосу, по манерам. Эти часы с 14-00 до 23-00 двадцать первого апреля дорогого стоят — это краткое содержание всей жизни, это путешествие во времени.

Поступали мы на физфак тяжело. По Советскому Союзу был двойной выпуск, отменили одиннадцатые классы. Вузов было меньше примерно в десять раз, а выпускников больше примерно в четыре раза, чем сейчас. Чтобы оформить документы для сдачи вступительных экзаменов пришлось выстаивать полдня в очереди, конкурс был около восьми человек на место. В МГУ вступительные экзамены проводились в июле, в остальных высших учебных заведениях в августе. Многие приехали попробовать поступить, не надеясь особенно на положительный результат. Много было выпускников из специализированных физико-математических школ, в основном из столиц союзных республик: Киева, Тбилиси, Риги… Общежитие было переполнено абитуриентами и студентами, на которых мы смотрели с уважением и долей зависти. Тогда мы не знали, что это задолжники сессии, мученики.

Надо было сдать три профилирующих предмета, две математики, физику и два непрофилирующих, русский и химию. Перед первым письменным экзаменом по математике в общежитии была паника. Все предлагали друг другу необыкновенно трудные задачи, каждому было понятно, что его знания стремятся к нулю. Консультация проходила в Актовом зале Главного здания. После этого мероприятия не осталось никакой надежды у многих. И, действительно, после этого экзамена общежитие опустело. На нашем пятом этаже первого корпуса ФДС осталось не более пяти девушек. После второго устного экзамена по математике вывесили списки абитуриентов, которым необходимо пройти медицинскую комиссию. Это было добрым знаком — ясно, что в списке возможные кандидаты на зачисление.

На факультет зачислили шестьсот пятьдесят человек, получили диплом в 1972 году пятьсот сорок. В этом году на встречу пришли около ста пятидесяти.

Фундамент школы нашей жизни был заложен в стенах МГУ руками преподавателей, о каждом из которых можно писать книгу. Эту школу мы передаём молодому поколению.

Я преподаю математический анализ студентам МГТУ им. Н. Э.Баумана и всегда рекомендую им учебники с интегралами на обложке, авторами которых являются наши преподаватели физфака Владимир Александрович Ильин и Эдуард Генрихович Позняк. Мой школьный учитель Борис Александрович Титов слушал лекции Григория Михайловича Фихтенгольца в Ленинграде. Я окончила обычную школу в Брянске, но в которой были необыкновенные учителя, в частности по физике Нина Алексеевна Гончарская, которая привила многим своим ученикам любовь к этому предмету. Так передаётся эстафета знаний и жизненного мировоззрения через поколения.

Нашему курсу повезло, что с нами учились Леня Панов, Леша Иванов-Шиц, Оля Вохник, Толя Королёв, Юра Грац, Сережа Першин, Магомед Эпендиев. Благодаря этим и другим нашим сокурсникам регулярно, через времена и пространства случаются наши удивительно фантастические встречи.

 

Доцент кафедры высшей математики Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана Людмила Гущина

Назад