М.В. Ломоносов - создатель Московского университета
№5(82).2010


К 300-летию со дня рождения

 Приводим отрывок «Образ создателя Московского университета» из книги В.К. Новика «М.В. Ломоносов, личность и образы».

 Период затухания известности Ломоносова-поэта совпал с нарождением образа Ломоносова как основателя Московского Университета. В сентябрьском номере «Московского телеграфа» за 1825 г. было опубликовано, найденное П.А. Мухановым, письмо Ломоносова к Шувалову. В небольшом письме (два листочка, датированных историками до 19 июля 1754 г.) Ломоносов высказывает мнение о подготовленном Шуваловым доношении в Правительствующий Сенат об «Учреждении Московскаго Университета» и «при оном Гимназии». Журнал призвал «уметь понимать великих людей, …приучиться судить о них как о необыкновенных явлениях нравственнаго мира – и тогда только можем оценить их дела, слова, предприятия. Как велик тогда покажется нам Ломоносов!». И читающая публика в последствии с готовностью восприняла это единственное документальное свидетельство, утвердив пером  Пушкина (см. выше):
 «..Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Против второй фразы возразить ничего нельзя, но в памяти большинства  осталось именно первая.
 Университет был учрежден указом императрицы Елизаветы I 12 января 1755 г. и вскоре открыт. Немногочисленные, вскользь высказанные, реплики самого Ломоносова о своей роли в этом событии относятся к более поздним датам. Перечислим их.
  Добиваясь протекции Шувалова в получении чина вице-президента АН (февраля 14-апреля 17  1760 г.), среди других аргументов он указывает: «..5. и прежде сего советы давал о Московском университете..».  Через четыре года, в пространной рукописи об истории академической канцелярии, Ломоносов уже называет себя инициатором создания Московского Университета. Уличая в интригах Л.Л. Блюментроста, он писал: «..и Ломоносов, будучи участником при учреждении Московского Университета, довольно приметил в нем нелюбия к российским ученым, когда Блументрост назначен куратором и приехал из Москвы в Санктпетербург: ибо не хотел, чтобы Ломоносов был больше в советах о  университете, который и первую причину подал к основанию помянутого корпуса..». Последнее утверждение не нашло подтверждения в каких-либо сторонних документах. Часто цитируемый мемуарный источник вряд ли может считаться надежным в деталях. Автор через 53 года публикует свои беседы 1797-го года с престарелым Шуваловым, имевшие место за несколько месяцев до его кончины.
 Исчерпывающе, буквально подневное, собрание документов по истории Московского университета, опубликованное Д.Н. Костышиным,  свидетельствует о весьма скромной формальной роли Ломоносоваv. Укажем также на отсутствие документов, указывающих на интерес Ломоносова к деятельности университета в промежутке 1755 -1765 гг. Фактический же, но опосредованный, его вклад в становление университета был крайне  важен. Первые русские профессора университетской гимназии (Н.Н. Поповский, А.А. Барсов, Ф.Я. Яремский) были взращены в академическом университете или при его участии, или, имея его как живой пример.
 Любопытна эволюция отношения к такому образу в самом университете. В пяти речах,  торжественно прозвучавших на полувековом  юбилее университета 30 июня 1805 г., имя Ломоносова упоминается лишь в одной, среди «величайших Ораторов и Стихотворцов XVIII века».  Благодарная историческая память не нашла отражения в этих речах, только раз был упомянут «незабвенный друг просвещения Шувалов», а основное похвальное словоизвержение было адресовано 29-летнему Монарху, при котором «Московский университет, чрез все пятьдесят лет совокупно, не получил толико благотворений, как в благословенное нынешнее царствование Гения на Престоле!». Александр I в новом уставе 1804 года существенно расширил полномочия университета.                                              

Упомянутое письмо к Шувалову далеко не сразу получило отклик в речах  ежегодных собраний. Упоминание какого-либо факта канонизировало его, а потому нуждалось в едином устоявшемся мнении. В речах 1826-1829 годов не высказывается мысль об основополагающей  деятельности Ломоносова. Лишь в преддверии 75-летия университет повернулся к восстановлению своей истории.
 Впервые она вынесена к аудитории в 1830 г. в речах профессора И.М. Снегирева (1793 -1868) и молодого М.П. Погодина (1800-1875). В оценке роли создателей университета, эти речи, произносимые в одном и том же зале, для одних и тех же слушателей звучали явной разноголосицей. Снегирев утверждал, что И.И. Шувалов при составлении плана прислушивался к мнению многих, среди которых наиболее авторитетными были Ломоносов и Г.-Ф. Миллер.
   Он же счел необходимым отметить незаметную, но весьма важную роль графа П.И. Шувалова. Граф, известный военный деятель и сенатор, проявил недюжинную придворную ловкость, убедив Императрицу начертать «Быть по сему» на докладе Сената об учреждении Московского университета. Императрица не терпела ответственности, связанной с подписанием докладов и указов, и всеми силами затягивала такие решения. Доклад был подписан в Троице-Сергиевской лавре - туда Двор прибывал на ежегодное молебствование по случаю победы над поляками - 12 января 1755 года, каковая дата и считается днем рождения Московского  университета. В XIX веке вклад графа воспринимался более важным, чем труды  И.И. Шувалова. И только по этой причине именно граф, а не И.И. Шувалов, изображен на медали векового юбилея университета. 
 Первое приветствие университету (точнее решению об его создании) провозгласил Г.-Ф. Миллер, заботливо следивший за судьбой указа. С января 1755 г. Академия наук начала выпускать журнал  «Ежемесячныя сочинения к пользе и увеселению служащия» и уже в февральском номере Г.-Ф. Миллер писал: «.. должно  почитать за особое щастие наших времен, что мы историю нынешняго года можем начать от учреждения  в Москве Университета…». Здесь же он дал текст указа Императрицы, подписанный Правительствующим Сенатом 24 января 1755 г.
 В отличие от Снегирева, исторические свидетельства не отягощали Погодина сомнениями, и, имея перед глазами указанное письмо, он прямолинейно утверждал:  Елизавета I основала «в 1755 году Университет Московский на краеугольной мысли Ломоносова, по ходатайству Шувалова».
 К тому времени Московский университет мог по праву гордиться множеством своих выпускников, способствовавших силе и славе Отечества на  высоких государственных  постах. И при всем при том в короткой биографии университета отсутствовала яркая Личность исторических масштабов, Личность известная стране, которую можно было бы вознести на свои знамена. Первый по значимости Императорский университет обязан нести свою хоругвь. Конечно, на ней должен был быть русский, ученый, из низов, образец жизненного преуспевания благодаря науке. 
 Кто сомневается в его имени? Еле заметная  черта  между «советовал» и «создал» стерта рукой великого поэта.  
 Торжества столетнего юбилея увековечили образ. «Журнал министерства народнаго просвещения» донес до всех учебных заведений страны речи «Благодарное воспоминание о Иване Ивановиче Шувалове» С. Соловьева и «Воспоминание о Ломоносове» того же М.П. Погодина, произнесенные 12 января 1855 г.  И авторитетом Министерства в умах читателей в образе Ломоносова утверждается мнение Погодина – «тот, … кому принадлежит начальный чертеж Московскаго Университета».  Думается, что приведенный документ сыграл в случившемся  вторичную роль. В главном стремлении, одну и ту же цель преследовали и многолетние усилия «самобытнаго сподвижника просвещения» и деятельность первого русского университета. И имя Ломоносова в той или иной форме было бы привлечено к истории университета. Найденное письмо лишь конкретизировало эту форму. 
 Первый памятник Ломоносову в Москве был открыт опять же  в университете, у аудиторного корпуса, в знаменательный «Татианин» день 12 января 1877 г. (ст. стиль). Этот скромный бронзовый бюст, исполненный скульптором С.И. Ивановым  и установленный на высоком постаменте, окончательно утвердил сложившийся образ во мнении студентов и общества.
  В речи ректора С.М. Соловьева «Воспоминание о Ломоносове» рефреном звучало: «русские люди… думать и чувствовать по-русски… русские интересы… русская история…русская наука».
 В 1936 году, в дни празднования 225-летнего юбилея со дня рождения Ломоносова, непременный секретарь АН СССР Н.П. Горбунов, ранее секретарь В.И. Ленина, предложил в своей речи «присвоить Московскому университету славное имя Ломоносова».
  В 1940 году, по случаю 185-летнего юбилея университета, Советское Правительство присвоило первому ВУЗу страны имя М.В. Ломоносова, после чего любые сомнения в сложившемся образе уже были просто не уместны. В наши дни, при подготовке к торжествам, посвященным 250-летию университета, был создан и утвержден  (2004 г.) Новый Гимн МГУ, неразрывно и навечно связавший Имя и Университет.

Blumentrost  Laurentius, 29.10.1692 – 27.3.1755 гг.  Первый Президент Имп. СПб-ой АН.  Один из официальных создателей Московского Университета.
 «Московский Телеграф». 1825. № 18. Стр. 131-136;  М.В. Ломоносов. ПСС. Изд-во АН СССР. М.-Л. 1957. Т. 10. Стр. 508, 613, 514.
М.В. Ломоносов. ПСС. Т.10. Изд-во АН СССР. М.-Л.. 1957. Стр. 537, письмо № 64.
 М.В. Ломоносов. ПСС. Т. 10. Изд-во АН СССР. М.-Л.1957. Стр. 312, § 67.
И.Ф. Тимковский. Мое определение на службу. Часть 3. Шувалов. «Москвитянин». 1852. Т.5,  № 20. Отд. IV «Исторические материалы». Стр. 51-69.
Д.Н. Костышин. История Московского Университета (вторая половина XVIII – начало XIX века). Сборник документов. Т. I. 1754-1755. Москва. Academia. 2006.
Л. Цветаев. Слово о взаимном влиянии Наук на Законы и Законов на Науки. На день торжественнаго Празднования Императорскаго Московскаго Университета, о благополучно совершившемся пятидесятилетии от его основания….в публичном онаго Университета Собрании, июня 30 дня 1805 года. Печатано при Императорском  Московском Университете.  Стр. 34, 45.
Речи и стихи произнесенныя в торжественном собрании Императорскаго Московскаго Университета,  июня 26 дня 1830 года. С приложением краткой годовой Истории онаго. Москва. В Университетской Типографии.1830. Стр. 54, 55, 121.
«Ежемесячныя сочинения к пользе и увеселению служащия.  Февраль, 1755 года. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук». Стр. 98-104,160,161.
Журнал министерства народнаго просвещения, СПБ, 1855, часть 85, отд. II, стр. 167-196.
Акт московскаго императорскаго университета. «Московския ведомости», 13 января 1877, № 10, стр. 4.;   Открытие памятника Ломоносову в Москве.  «Всемирная Иллюстрация». 1877. Т. 17, № 6. Стр.109,121илл.
Н.П. Горбунов.  Михаил Васильевич Ломоносов и русская наука. Изв. АН СССР. Отд. общ. наук. 1937.     № 1.Стр. 11.

Назад