Летающий токамак… из лаборатории астро-космофизики


В заметке расшифровывается одна из строк авторов тезисов Ломоносовских чтений, физфак МГУ, с.68 (апрель, 2010). Материалы исследований частично опубликованы в 17 томе сборника трудов «Проблемы физической экологии (экологическая физика — ЭФ)» (2010). Наблюдение природных шаровых молний и наглядное воспроизводство их в лаборатории при взрыве металлического проводника — меди, а также простота опытов, весьма похожих на короткое замыкание в домашней электропроводке, подвинули нас на публикацию статьи в Советском физике. Неожиданное изобилие новых результатов в области физики, нас не только удивило, но даже ошеломило (См. Распад темной материи, Советский физик №2, 2009). Очевидное — невероятное оказалось рядом! Интерпретация данных настоящей статьи проводится на основе методов подобия и топологии.
Многолетние экспериментальные исследования электрических взрывов металлических проводников убедили нас в том, что вещество под воздействием температуры проходит все стадии термодинамических превращений, начиная от супернизких температур, когда оно находится в конденсированном состоянии, до стадии распыления, с такой степенью измельчения, которое весьма проблематично представить. В наших опытах объектом изучения была медь — элемент, у которого нет термодинамических переходов в процессе нагревания, кроме фазовых превращений первого рода. Проволочки металла по своей плотности в атмосфере лаборатории можно принять за сгущение, из которого произошел Большой Взрыв в космическом пространстве. Действительно, линейный размер проводника в области взрыва составляет не более десятка микрон, а само расширение в виде излучений и частиц происходит почти в свободном лабораторном, «космическом» пространстве. По сравнению с жидкостью и кристаллом — это низкий вакуум. Экспериментальный факт, что Вселенная расширяется, следует из теории ОТО и последних наблюдений телескопа Хаббла.
Однако была ли Вселенная плотной и горячей, вызывает у некоторых астрономов сомнения. Возможно, что Большой взрыв не был началом Вселенной, а был следствием гравитационно-квантовых эффектов сжатий, приводящих к отскокам по М.Боджовальду (см. ЭФ). Есть модели, в которых Вселенных много.

Рис.1. Кадр кино. Взрыв металлической проволочки. Лабораторная шаровая молния без оболочки. Космический аналог звезды или, не дай Бог, нашего Солнца. Начало распада. Продолжение рис.2 а, б.


На рис.1 изображена лабораторная шаровая молния (звездный аналог — солнце) яркого бело-желтого цвета живет недолго, около одной сотой секунды. Это суммарное время при учете всех стадий распада, до начала образования аэрозольного кольца. Она постепенно краснеет, темнеет, образуя кольцо аэрозоля. Затем следует превращение ее в тор (геле — пылевая стадия) с последующей частичной рекомбинацией зарядов летящего к потолку дымового кольца (переход к пылевой материи в реальной Вселенной). В опытах с газо-плазменным тором, который невольно представляется «летающим токамаком», — процесс разрушения сильно заторможен. Вероятно, что первые предложения академика Леонтовича М.А. по созданию токамаков основывались на наблюдениях за полетом аэрозолей при взрывах металлических проводников.

Рис.2. Взрыв. Топологически сфера не может быть преобразована в тор без разрыва поверхности. Кадры кино: а) Первые кольца летающего токамака еще содержат медь. Начиная с 5 — го кольца меди и ее соединений нет. Несмотря на растяжение тора его объем и количество молекул остаются постоянными. б) Вид тора сверху. Окружности тора сохраняют правильную форму от начала жизни тора до его развала. Цементирующую роль в сохранении формы геле — газового плазмоида играют заряды противоположного знака электроны и дырки (позитроны).


На рис.2 а,б представлены кадры этого процесса и движение тороидальных колец после локального, точечного взрыва медной проволочки. Торы из аэрозолей газов, наблюдали многие исследователи, достаточно вспомнить знаменитого американца Вуда. Существуют механико-математические модели объяснения явления. Они наиболее распространены. При построении компьютерной модели, считается, что взрывной импульс из вещества создает тор, движение которого от поверхности земли обеспечивается импульсом взрыва и температурой тора. Трение вещества тора в воздухе приводит к его распаду. Даже продукты ядерного взрыва оседают на землю (гравитация). Некоторые физики считают, что возникшие при взрыве заряды противоположного знака (+ и -) сохраняются внутри нового образования. Это служит основанием для утверждения, что ток заряженного вещества содержит аналоги куперовских пар, а сам тор является высокотемпературным сверхпроводником. Другая модель относит процесс в газо-плазменном облаке к сверхтекучести. Наличие зарядов также позволяет полагать существование тороидального и полоидального магнитных полей (аналоги строения — звезды, планеты типа Земли). Разлет наночастиц и ионов часто принимают за магнитные монополи. Конечно, умозрительные и математические модели хороши, но недостаточны. Требуются все новые и новые решающие опыты. Что же нами обнаружено?
— Экспериментально установлено, что в устойчивом конденсате тора сохраняется постоянным число частиц. Это следует из закона сохранения массы расширяющегося тора, отраженного в гиперболической зависимости диаметра тора от его ширины (рис.3) и газового закона Менделеева-Клапейрона V=RT/P=const.

Рис.3. Зависимость диаметра тора D от его толщины T.
 — экспериментальные данные,  — аппроксимация D~1/T

В тор нет натекания дополнительных молекул воздуха. Данные рентгеновского спектрального анализа показывают, что в геле тора атомов и соединений меди с положительным зарядом — нет. Медь и ее химические соединения покинули тор на стадии его начального образования. Тор электрически нейтрален. Небольшое количество положительных и отрицательных зарядов могут создавать парные конфигурации. Работает закон Кулона общий для всех зарядов кольца. Заряды, прилипшие к молекулам воздуха, создают долго живущую конфигурацию тора, несмотря на процесс его непрерывного растяжения. Появление солитонов (9 кольцо, левой колонки, рис.2 а) сигнализирует о неустойчивости движения вещества внутри кольца, которое со временем все же распадается. Постоянство формы идеальной окружности тора (рис.2 б) — факт, подтверждающий существование зарядов противоположного знака позитрона и электрона. Это аналоги дырки и электрона в полупроводниках. Нельзя отвергать образование позитрония и антипозитрония. Наконец, всеобщая аналогия взрыва проволочки от микропроцесса, ядерного взрыва, нейтронных звезд до Вселенной, позволяет принять гипотезу о тороидальной форме вакуумного правещества — преона (струнная модель с завитком-тороида). В книге В.А.Рубакова «Классические калибровочные поля» (первое издание, 1999 г.) на страницах 234 и последующих, рассматриваются состояния фермионов в дираковском вакууме. А на стр.235 написано: «Представление о частицах и дырках вполне адекватно в физике твердого тела». Последнее замечание надо признавать, как отождествление положительного заряда дырки с позитроном. С чем мы также согласны. Приглашаем физиков и все научное сообщество Мира к безденежному сотрудничеству, в Новом, 2011 году. Ученые всех стран, объединяйтесь!

Р.Н.Кузьмин, А.П.Макарова, Н.А.Мискинова, Б.Н.Швилкин.

Назад