«Мужество русских женщин
Бросает на подвиг мужчин».
А. Харчиков



12 сентября 1941 года жители села Анастасьевка, что недалеко от города Ромны, стали свидетелями яростной схватки краснозвездного бомбардировщика с группой фашистских истребителей.
С земли видели, как в клубке ревущих машин и огненных трасс советский летчик не только упреждал удары, но и сам их наносил. Вражеским истребителям не удавалось вести прицельный огонь по бомбардировщику — они то и дело шарахались в стороны, уходя от огня его пулеметов. Но вот у храбреца, видимо, кончились боеприпасы, и наш самолет… пошел на таран. Удар винтом по хвостовому оперению сокрушил один из истребителей. Нашему летчику удалось выровнять свою машину. Он бросил ее в новую атаку. И в этот
момент на него спикировал фашист, ходивший во время боя в стороне. Очереди врага ударили по беззащитному бомбардировщику. Он свалился на крыло, начал падать.
12 сентября 1941 года жители села Анастасьевка, что недалеко от города Ромны, стали свидетелями яростной схватки краснозвездного бомбардировщика с группой фашистских истребителей.
С земли видели, как в клубке ревущих машин и огненных трасс советский летчик не только упреждал удары, но и сам их наносил. Вражеским истребителям не удавалось вести прицельный огонь по бомбардировщику — они то и дело шарахались в стороны, уходя от огня его пулеметов. Но вот у храбреца, видимо, кончились боеприпасы, и наш самолет… пошел на таран. Удар винтом по хвостовому оперению сокрушил один из истребителей. Нашему летчику удалось выровнять свою машину. Он бросил ее в новую атаку. И в этот момент на него спикировал фашист, ходивший во время боя в стороне. Очереди врага ударили по беззащитному бомбардировщику. Он свалился на крыло, начал падать.
Колхозники бросились к месту падения, извлекли из-под обломков тело летчика. К их удивлению, это была молодая женщина.
В пропитанном кровью кармане нашли пробитый осколком снаряда комсомольский билет. Его передали учительнице А. Марченко.
В 135 –м бомбардировочном авиаполку ничего не знали о судьбе своей летчицы. На третий день после гибели Е. Зеленко в часть пришел ее штурман лейтенант Н.С. Павлык. Николай был ранен. Он и рассказал товарищам, что, выполнив задание по разведке противника, экипаж бомбардировщика Су-2 возвращался на свой аэродром. Когда до него оставалось около 20 километров, неожиданно появились семь вражеских истребителей. Первую пару штурман встретил заградительным пулеметным огнем. Гитлеровцы, прервав атаку, отвалили вправо; они не знали, что для следующей очереди уже не было патронов. Один из «мессершмиттов» запоздал с разворотом. Когда он проносился мимо Су-2, Зеленко резко довернув машину, поймала врага в прицел и тут же нажала гашетку пулеметов: охваченный пламенем, истребитель пошел к земле.
— Но и нас зацепили, — закончил свой рассказ Николай. — Зеленко приказала: «Прыгаем!».
Больше он добавить ничего не мог. В документах штаба полка появилась лаконичная фраза: «Судьба летчицы не известна».
Есть в этих документах и приказ командующего Юго-Западным фронтом, в котором говорится, что заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Екатерина Зеленко посмертно награждена орденом Ленина. Из наградного листа можно узнать, что во время одного из боевых вылетов возглавляемая ею группа бомбардировщиков, преодолев сильный зенитный огонь, разгромила у Пропойска вражескую колонну танков и автомашин. А в результате другого бомбового удара в районе станции Быхов и поселка Новый Быхов гитлеровцы не досчитались батальона своих вояк. В обоих случаях наши самолеты без потерь вернулись на свой аэродром. В документах приведены и другие данные, рассказывающие о мужестве и отваге летчицы. Но отсутствует главное — упоминание о совершенном ей таране. Понадобились годы и усилия многих людей, чтобы воссоединить подвиг и имя героини.
Екатерина Зеленко. Какой была она, первая и единственная в мире летчица, уничтожавшая в воздушном бою врага таранным ударом? Вспоминая о подруге, летчик испытатель-полковник в отставке Н.И. Русакова пишет: «Мы с Катей дружили еще в Воронежском аэроклубе. Потом нас направили в Оренбург. Жили мы в одной комнате, учились у одного инструктора. Была она статной, крепкой, носила короткую стрижку. Энергичная, смелая, настойчивая, она ни в чем не уступала ребятам. Катя была самая способная среди нас. Училась отлично».
«В начале 1935 года, — говорится в письме генерал-майора авиации П. Мироненко, — она прибыла в эскадрилью по вводу в строй молодых летчиков. Этой эскадрильей командовал я. За все время учебы Зеленко проявила себя исключительно старательной, дисциплинированной, грамотной, физически выносливой, с отличной техникой пилотирования летчицей»…
В аттестации на командира звена лейтенанта Е. Зеленко к досрочному присвоению очередного воинского звания, которую подписал скупой на похвалу полковник Н. Каманин, один из первых Героев Советского Союза, сказано «…волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может…..». Зеленко к этому времени освоила шесть типов самолетов.
Она не могла жить без неба, без полетов. Ей был чужд эгоизм. Совершенствуя свое боевое мастерство, заботилась о товарищах. Перед ответственностью за них отступало все личное. Однажды звено Кати Зеленко наносило удар по позициям белофиннов. На заснеженной земле — море огня, вокруг самолетов — черно-серые шапки разрывов. Зеленко не свернула с боевого курса. Уверенные в своем командире, следовали за ней ведомые. Штурманы точно сбросили бомбы на цель. Все экипажи приземлились на своем аэродроме. Это был первый боевой вылет единственной девушки среди летчиков, сражавшихся с белофиннами.
…Старшего лейтенанта Екатеринину Зеленко вызвали в Москву. Стройная, подтянутая, в красивой темно-синей парадной форме девушка шла по улицам столицы, и редкая по тем временам награда на ее груди — боевой орден Красного Знамени — вызывал восхищение в глазах москвичей. Утром этот орден Кате вручил Михаил Иванович Калинин. А вечером того же дня она уехала из Москвы. Торопилась в полк.
Началась Великая Отечественная война. Бывший заместитель начальника штаба полка полковник в отставке И. Г. Павлов вспоминает:
— 10 сентября мы получили приказ бомбардировать мост через Десну. Утро выдалось ненастным: шел дождь, низко ползли облака. Одно из звеньев вела Зеленко. Налет был успешным. После атаки по берегам реки и на взорванном мосту горела техника врага. Но в районе цели наша группа попала под сильный зенитный огонь. На изрешеченной осколками машине Катя еле дотянула до аэродрома. Самолет ремонту не подлежал. Через день, когда получили срочное задание, Зеленко подошла к заместителю командира полка Пушкину и попросила: «Товарищ капитан, дайте вашу машину. Я уже два дня не летала!» «Разрешаю», — ответил Анатолий Иванович и отдал ей свой планшет с картой. Катя и штурман Павлык побежали к самолету…
Последний ее боевой вылет был по счету сороковым, а воздушный бой двенадцатым.
Родные Кати, как и она, отдали все для победы над ненавистным врагом. Защищая революцию, в годы гражданской войны, погиб ее старший брат. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись ее муж и второй брат, оба летчики.
После войны на могиле летчицы был установлен бронзовый бюст. Учительница Марченко сохранила пробитый осколком комсомольский билет Кати (его номер 7463250), и теперь он хранится в ЦК ВЛКСМ.
…В просторах Вселенной кружит небольшая планета Катюша, названная так в память о Кати Зеленко. Эта планета, включенная в каталог Малых планет под номером 1900, открыта в Крымской астрофизической обсерватории научным сотрудником Института теоретической астрономии Т. Смирновой.
— Давая такое название планете, мне хотелось, чтобы люди, живущие на Земле, и будущие поколения знали, — говорит Тамара Михайловна, — какой ценой досталась нам мирная жизнь, какой ценой завоевано наше счастье, чтобы помнили о жизни и подвиге Кати Зеленко.
В. Лавренец,
Герой Социалистического Труда,
лауреатЛенинской премии.
«Красная звезда». 12.09.1986, N 211.

Назад