«ЗАПИСКИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА»
«Живут декабристы,
«Народная воля» живет.
Проснись же, проснись ты,
Измученный русский народ!»
А. Лукьянов
«Народная воля» живет.
Проснись же, проснись ты,
Измученный русский народ!»
А. Лукьянов
110 лет назад в Лондоне, Барселоне, Бостоне вышла книга Петра Алексеевича Кропоткина «Записки революционера». Книга мгновенно стала мировым бестселлером. В России она впервые вышла в 1902 г., затем неоднократно переиздавалась. Последнее массовое издание осуществлено в 1985г.
Княжеский сын, замеченный царем, камер-паж, опять же отмеченный двором, казачий офицер, реформатор-госслужащий, путешественник-первоткрыватель, ученый-энциклопедист, революционер, писатель, узник тюрем, в том числе Петропавловской крепости, теоретик анархизма, деятель международного рабочего движения – это все он, Петр Алексеевич Кропоткин.
Воспоминания автора охватывают полувековой период – от Николая I до Николая II и пространство - от Амура до Лондона и Парижа. Круг общения автора необыкновенно широк и охватывает все слои общества России и Европы. Он пишет о Каракозове, чайковцах, народовольцах, коммунарах - членах Парижской коммуны, анархистах Европы, деятелях международного рабочего движения второй половины 19 века, рабочих и крестьянах, узниках тюрем России и Франции. В книге сотни фамилий и имен, десятки емких и ярких характеристик.
Кропоткин прожил жизнь, на фоне которой блекло выглядят герои Жюль Верна и Акунина. Жаль только, что местами автор слишком краток: порой событий, описанных на одной - двух страницах вполне хватило бы на многосерийный фильм.
Каким трепетным чувством пронизаны строки, посвященные матери, кормилице, дворовым. С какой любовью и восхищением он рассказывает о товарищах по борьбе!
Написанная сто лет назад книга повествует о событиях 150-летней давности, но, как и о чем! Удивительно актуально звучат мысли Петра Алексеевича о воспитании и образовании, научном творчестве, долге ученого и долге гражданина, об отношении оппозиции к власти. Как похож удивительно «радикализм» семидесятых годов позапрошлого (!!!) века и «экстремизм» нынешнего – 21 века.
Петр Алексеевич щедро делится своими открытиями (правда, подобные открытия следует делать лично): как сохранить о себе добрую память в потомках, как быть счастливым, как всегда быть человеком, как сохранить работоспособность, работая по 20 часов в сутки, как выжить в тюрьме, и т.п.
Часто можно услышать оправдания недостойному поведению, слабоволию того или иного лица, группы лиц, тем, что оно или они были поставлены в невыносимые условия и т.п. Однако можно отметить, что человек отличается от скота, прежде всего тем, что его трудно «поставить» в то или иное положение, это скот ставят в стойло. А потом, ясно, что в нормальных условиях любое человекообразное существо похоже на человека. Именно в сложных условиях, критических ситуациях проявляются человеческие черты. Тот, кто не проявил себя как Человек в критический период, вероятно, не был им и ранее.
Было трудно, было опасно, было смертельно опасно, причем не только лично ему грозила смертельная опасность, но и близким. Но Петр Алексеевич Кропоткин был везде и всегда Человеком.
Эту книгу следует прочесть хотя бы для того, чтобы понять, что такое человеческое достоинство, для чего стоит жить и не жалко умереть. Петр Алексеевич Кропоткин мог сохранить достоинство, общаясь с императорами, министрами, дворовыми, рабочими, каторжанами, тюремщиками.
Это книга на все времена.
Тем Гражданам, у кого нет времени для чтения объемных книг, можно рекомендовать прочесть обращение Кропоткина к молодежи.
Княжеский сын, замеченный царем, камер-паж, опять же отмеченный двором, казачий офицер, реформатор-госслужащий, путешественник-первоткрыватель, ученый-энциклопедист, революционер, писатель, узник тюрем, в том числе Петропавловской крепости, теоретик анархизма, деятель международного рабочего движения – это все он, Петр Алексеевич Кропоткин.
Воспоминания автора охватывают полувековой период – от Николая I до Николая II и пространство - от Амура до Лондона и Парижа. Круг общения автора необыкновенно широк и охватывает все слои общества России и Европы. Он пишет о Каракозове, чайковцах, народовольцах, коммунарах - членах Парижской коммуны, анархистах Европы, деятелях международного рабочего движения второй половины 19 века, рабочих и крестьянах, узниках тюрем России и Франции. В книге сотни фамилий и имен, десятки емких и ярких характеристик.
Кропоткин прожил жизнь, на фоне которой блекло выглядят герои Жюль Верна и Акунина. Жаль только, что местами автор слишком краток: порой событий, описанных на одной - двух страницах вполне хватило бы на многосерийный фильм.
Каким трепетным чувством пронизаны строки, посвященные матери, кормилице, дворовым. С какой любовью и восхищением он рассказывает о товарищах по борьбе!
Написанная сто лет назад книга повествует о событиях 150-летней давности, но, как и о чем! Удивительно актуально звучат мысли Петра Алексеевича о воспитании и образовании, научном творчестве, долге ученого и долге гражданина, об отношении оппозиции к власти. Как похож удивительно «радикализм» семидесятых годов позапрошлого (!!!) века и «экстремизм» нынешнего – 21 века.
Петр Алексеевич щедро делится своими открытиями (правда, подобные открытия следует делать лично): как сохранить о себе добрую память в потомках, как быть счастливым, как всегда быть человеком, как сохранить работоспособность, работая по 20 часов в сутки, как выжить в тюрьме, и т.п.
Часто можно услышать оправдания недостойному поведению, слабоволию того или иного лица, группы лиц, тем, что оно или они были поставлены в невыносимые условия и т.п. Однако можно отметить, что человек отличается от скота, прежде всего тем, что его трудно «поставить» в то или иное положение, это скот ставят в стойло. А потом, ясно, что в нормальных условиях любое человекообразное существо похоже на человека. Именно в сложных условиях, критических ситуациях проявляются человеческие черты. Тот, кто не проявил себя как Человек в критический период, вероятно, не был им и ранее.
Было трудно, было опасно, было смертельно опасно, причем не только лично ему грозила смертельная опасность, но и близким. Но Петр Алексеевич Кропоткин был везде и всегда Человеком.
Эту книгу следует прочесть хотя бы для того, чтобы понять, что такое человеческое достоинство, для чего стоит жить и не жалко умереть. Петр Алексеевич Кропоткин мог сохранить достоинство, общаясь с императорами, министрами, дворовыми, рабочими, каторжанами, тюремщиками.
Это книга на все времена.
Тем Гражданам, у кого нет времени для чтения объемных книг, можно рекомендовать прочесть обращение Кропоткина к молодежи.
Показеев К.В.