МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ И В ОБЩЕСТВЕ

Слово о Московском университете, произнесенное ректором МГУ академиком В.А. Садовничим на торжественном заседании Совета Ученых советов в Татьянин день 24 января 2009 года



 
Вошло у нас в обыкновенье
Чтить almas matris день рожденья.
В кружке ее родных сынов
Обычай сей уже не нов:
Из поколенья в поколенье
Он переходит от отцов…
(А. Кавалеров)
Уже в новой России эта красивая традиция нашла горячий отклик в обществе. К празднику Московского университета постепенно присоединилась вся страна, и в год 250-летия МГУ президентским указом Татьянин день стал Днем российского студенчества. Московский университет сохраняет все традиции этого праздника. С утра — праздничное богослужение в Храме святой мученицы Татианы, потом — торжественное заседание Совета Ученых советов, студенческие гулянья и, конечно, знаменитая университетская медовуха.
    По традиции, в этот день ректор выступает с торжественным Словом о Московском университете. Каждый год в этой речи раскрывается одна из многочисленных граней уникального явления, которое носит название «Московский университет». В этом году я хочу рассказать о месте и роли Московского университета в мире и в обществе.
    Об особом статусе Московского университета в современной России красноречиво свидетельствуют два события.
В конце марта прошлого года правительство утвердило новую редакцию Устава Московского университета, где закреплены основные положения нашей автономии.
В сентябре вышел указ президента Российской Федерации, закрепляющий нашу академическую самостоятельность — право самим устанавливать образовательные стандарты и программы.
Теперь о позиции МГУ в мировой университетской табели о рангах. В последние годы мы часто слышим о разных рейтингах университетов. К сожалению, они зачастую основываются на недостоверной информации и являются орудием недобросовестной конкуренции.
    На днях были обнародованы результаты исследований, которые проводило независимое агентство «РейтОР». Подготовленный этим агентством рейтинг основан на критериях, которые объективно отражают самое главное в деятельности университетов — качество образования. Среди параметров, по которым оценивались университеты, — и количество студентов, и учебные специальности, и содержание учебных планов, и квалификация преподавательских кадров, и индекс цитируемости ученых, и ряд других.
Очень важно, что все данные брались из официальных источников и метод их обработки может быть воспроизведен любым желающим. Только такой — научный — подход может обеспечить достоверность результатов. Только таким может быть настоящее соревнование, «по гамбургскому счету».
В проведенном рейтинге участвовало большинство ведущих университетов мира. Московский университет занял пятое место. При этом по ряду показателей, связанных непосредственно с качеством образования и уровнем науки, мы среди первых.
Какой еще университет ко дню своего рождения запускает собственный спутник? А Московский университет к своему юбилею в 2005 году запустил спутник «Татьяна», благодаря которому были открыты новые физические явления в околоземном космическом пространстве. А сейчас готовится к запуску новый университетский спутник — «Татьяна–2», который будет изучать, как воздействует Солнце на атмосферу Земли.
    Конечно, в рейтинг входит не только оценка уровня науки и качества образования. Есть и другие показатели, которые объективно зависят не только от университета. По некоторым из них мы отстаем — например, по числу иностранных студентов. Есть еще один важный показатель места и роли университета в мире и в обществе. Он не такой формализованный, как рейтинги, но не менее наглядный. Это — институт Почетных профессоров и докторов, который убедительно свидетельствует о престиже университета. Известные ученые, писатели, государственные и общественные деятели, мастера искусств — люди, которые хотя и не работали в университете, но считали за честь стать членами корпорации Московского университета, своими заслугами, своим авторитетом служить ему.
Среди них — такие всемирно известные имена, как Гоголь, Гумбольдт, Гёте, Лобачевский, Менделеев, Павлов, Пирогов, Склифосовский, Пастер, Пригожин, Бор, Дирак, Хейердал, Дебейки, Солженицын, патриарх Алексий II, Светланов, Ростропович и многие другие.
Сегодня я хочу рассказать о некоторых из них. Это люди разных стран и разных времен, разных профессий и разных судеб. Тех, о ком я буду говорить, уже нет с нами, но все они вошли в историю науки и культуры своими делами во имя человека, во благо цивилизации и во славу Московского университета.
    В фундаментальном труде великого историка, ректора Московского университета Сергея Михайловича Соловьёва «История России с древнейших времен» в один ряд с такими важнейшими событиями в жизни страны, как крещение Руси, Куликовская битва, основание Санкт-Петербурга, стоит и основание Московского университета. В этом нет никакой корпоративной предвзятости. Выдающийся ученый оценивает значимость событий по их влиянию на судьбу России.
    Историком Сергей Соловьёв готовился стать с детства. В 9-летнем возрасте Серёжа с родителями поехал к родственнику архиепископу Аврааму, знаменитому строителю церквей. Мальчик увидел поэтическую красоту старинных русских городов: Ярославля, Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого. С тех пор его главным интересом и делом всей жизни стала история родной страны.
К тринадцати годам Серёжа прочитал всего Карамзина не меньше двенадцати раз.
    В студенческие годы Сергей Соловьёв выделялся своими незаурядными успехами и усердием. Он посещал все лекции, много читал и даже успевал давать уроки для заработка. Год назад я рассказывал о том, как прилежный студент Соловьёв часто выручал своего приятеля Афанасия Фета, нерадивого студента юридического факультета, давая ему деньги взаймы.
Придет время, когда он, Соловьёв, займет свое место на университетской кафедре, а Ключевский, один из его внимательных слушателей, напишет: «Чтение Соловьёва… заставляло размышлять. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размышляющий вслух в своем кабинете…».
    Соловьёв был известен как самый аккуратный профессор во всем университете. Он никогда не опаздывал на лекции, всегда входил в аудиторию минута в минуту, так что студенты проверяли часы по началу соловьевских лекций.
В тридцать лет Соловьёв задумал написать подробную историю России. Каждый год двадцать девять лет подряд выходил новый том соловьевской истории! И еще он читал несколько лекций в неделю. И еще он был тридцать лет заведующим кафедрой русской истории, четырнадцать лет деканом историко-филологического факультета и шесть лет ректором!
Как ректор он вписал свое имя в историю Московского университета важными делами: открыл при университете первые в России Высшие женские курсы, организовал кафедру судебной медицины, содействовал основанию хирургического и медицинского общества. В период правительственных нападок на университетскую автономию ректор Соловьёв в знак протеста ушел в отставку. Сергей Михайлович Соловьёв был прежде всего человеком долга, свято исполнявшим свои обязанности. Главным в жизни он считал служение государству на своем университетском посту и своему семейству.
Внешне жизнь Соловьёва выглядела размеренной и однообразной. Он вставал в шесть утра и, выпив полбутылки сельтерской воды, принимался за работу; ровно в девять часов пил утренний чай, в десять отправлялся в университет и возвращался в половине четвертого; в четыре обедал и потом работал над своей «Историей» до глубокой ночи. И так каждый день! Но какая страсть кипела внутри, когда он оставался один на один со своим грандиозным трудом! Именно она давала силы для научного подвига, которому нет равных в исторической науке!
Тридцать лет своей жизни он посвятил этой работе. Думал отдохнуть, когда все напишет, но не дожил до этой счастливой минуты. Все силы были отданы работе.
    Недавно отмечалось пятидесятилетие подписания соглашения о сотрудничестве Московского и Берлинского университетов. Берлинский университет носит имя братьев Гумбольдтов — Александра и Вильгельма. Именно они наиболее полно сформулировали основные принципы классического университета, главное в котором — неразрывное единство науки и образования, а также университетская автономия, включающая полную академическую свободу.
    Александр Гумбольдт возглавил научную экспедицию в азиатскую часть России, которая состоялась в 1829 году по предложению императора Николая I. Почти год немецкие ученые путешествовали по российским просторам, проехали более 15 000 км, сменили 12 244 лошади, 53 раза переправлялись через реки, в том числе десять раз через Волгу, восемь раз через Иртыш, по два раза через Каму и Обь…
Путешественники занимались географией, ботаникой и геологией, проводили химико-минералогические анализы, изучали явления земного магнетизма и составили общее описание Северо-Западной Азии.
    В дороге Александр Гумбольдт отметил свое шестидесятилетие, в полной мере познав хлебосольство и радушие местных жителей. Мамин-Сибиряк писал о том, как начальство тех мест устраивало пышные обеды и как Гумбольдт вместо шампанского пил рябиновку, которую называл «Уралвайн».
Поистине триумфальной была встреча, устроенная путешественникам на обратном пути. В Москве Гумбольдту был вручен диплом Почетного члена Императорского Московского университета.
На встречу явились все титулованные лица Первопрестольной во главе с генерал-губернатором. Профессора при шпагах и с треугольными шляпами под мышкой…
Гумбольдт внимательно присматривался к «ученым людям», на которых лежала миссия «давать в этой обширной империи общий импульс культуре… поощрять работы, гармонирующие с современным состоянием человеческих знаний, оживлять и умножать мысль в области высшей математики, физики мира, истории народов, освещаемой памятниками различных эпох».
Пребывание в России и в Москве оставило яркий след в памяти Александра Гумбольдта, который признавался: «1829 год был светлой точкой в моей жизни, обогатившей мое воображение великим множеством идей»…
    В последние годы Немецкая ассоциация выпускников и друзей Московского университета организует совместные экспедиции в рамках проекта «По следам Александра Гумбольдта в России».
    Как настоящие ученые, и Соловьёв, и Гумбольдт своим трудом приближали познание истины. А вот что говорил об этом другой Почетный член Московского университета: «Чего ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой? — Истины. Утвердите, что нельзя найти ее, вы поразите науку смертельным ударом».
«Истина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого».
Это слова митрополита Московского Филарета.
Благодаря своим выдающимся способностям уже в 30 лет он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В течение нескольких лет он прочитал студентам почти полный курс богословских наук. По воспоминаниям слушателей, он был профессором блестящим и вдохновенным: «Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития».
    Делом жизни митрополита Филарета стал перевод Библии на русский язык. Он разработал принципы перевода, лично перевел многие тексты, был редактором всего перевода и главным защитником самой идеи русской Библии. О его авторитете свидетельствует такая история.
В день своего 29-летия, находясь в состоянии мрачного уныния, Пушкин написал известное стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?…

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет, высоко ценивший талант Пушкина, увидел в этих словах «стон потерявшейся души» и, как духовный врач, стихами отвечал поэту:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена…

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Поэт с признательностью отозвался Митрополиту:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты…

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

    Митрополит Филарет смело высказывал свое мнение, не страшась царского гнева. Вот его оценка одного из указов: «Данное жандармской команде право доносить со слухов и безо всякой ответственности за ложные сведения стесняет свободу… и… лишает подданных спокойствия».
Известен и случай, когда он отказался выполнять царское поручение освятить Триумфальные ворота, украшенные скульптурами греческих богов.
    В 1837 году митрополит Филарет освятил храм святой мученицы Татианы при Московском университете, в котором он потом неоднократно выступал в День рождения университета.
В 1855 году, в день университетского юбилея, он обратился к Московскому университету с такими словами: «Так теки царским путем, царская обитель знаний, от твоего первого века в твой второй век. Оглянувшись на достигнутые успехи, благодари Бога и поревнуй достигать больших. Не прикрывай лестью неразлучных с делами человеческими несовершенств, но в беспристрастном их признании найди наставление и побуждение к усовершенствованиям. Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца, и да будет плодом знания добродетель и истинное благо, частное и общее. Подвизайся образовать подвижников истины и правды».
Практически сразу после своего основания Московский университет стал очагом просвещения для всей России: он создал первую публичную библиотеку, издательство и типографию, курировал преподавательские кадры и обеспечивал ими открывающиеся гимназии, а затем и новые университеты.
    Недавно в Казанском университете отмечался юбилей Казанской гимназии, созданной Московским университетом. Один из самых знаменитых выпускников Казанской гимназии — Почетный член Московского университета — Николай Иванович Лобачевский. Он вошел в историю науки как человек, который не только открыл новую эру в геометрии, но и заставил по-новому взглянуть на философию науки в целом. Сам «король математиков» того времени — Карл Фридрих Гаусс, познакомившись с работой Лобачевского, переведенной на немецкий, стал учить русский язык и преуспел в этом до такой степени, что смог в оригинале познакомиться с его трудами.
Работы Лобачевского оказали существенное влияние на развитие математики в Московском университете и формирование всемирно известной Московской математической школы.
    Сегодня Лобачевский известен прежде всего как гениальный математик. Но ведь наукой ему приходилось заниматься урывками. Для своих современников он был в первую очередь ректором Казанского университета. Шесть раз его избирали на этот почетный пост. При нем были построены университетская клиника с анатомическим театром, новые здания библиотеки, химическая лаборатория, обсерватория.
Московский университет, который ведет грандиозное строительство новых корпусов, может себе представить, каких трудов тогда это стоило Лобачевскому.
    Кстати, о нашем строительстве. Вчера состоялось торжественное открытие нового, третьего учебного корпуса МГУ. Завершается строительство четвертого учебного корпуса.
Избрание Лобачевского Почетным членом Московского университета уже тогда означало единство университетской корпорации России. Казанский и другие университеты создавались при помощи Московского. А сегодня университетское сообщество объединено Российским Союзом ректоров, который ведет большую работу по сохранению и развитию системы образования в России.
    В следующем году исполняется двести лет со дня рождения Почетного члена Московского университета Николая Ивановича Пирогова. Он поступил в Московский университет в 14 лет, приписав себе два года. Крайне бедствуя в годы студенчества, Пирогов в неполные 18 лет блестяще закончил медицинский факультет, в 22 — стал доктором наук, а в 26 — профессором медицины. Его диссертация об операции на брюшной аорте была переведена на европейские языки, с этой работой считали необходимым знакомиться специалисты многих стран.
Он был гениальным хирургом, и слава о нем распространилась далеко за пределами России.
Когда в Италии лучшие европейские врачи не могли найти пулю в теле раненого Гарибальди, был приглашен Пирогов, который не только извлек пулю, но и вылечил знаменитого итальянца.
В Риге он провел уникальную операцию: безносому цирюльнику выкроил новый нос.
На фронте о его мастерстве ходили легенды. Как-то раз в палатку Пирогова принесли тело мертвого бойца. Тело было без головы. Солдаты объяснили — голову несут следом, сейчас профессор Пирогов «оживит» их товарища, и он снова вернется в строй… Пирогову принадлежат важнейшие открытия, буквально изменившие облик медицины и определившие новые пути ее развития. Во время Крымской войны им были фактически заложены основы военно-полевой медицины. Он был первым, кто предложил проводить отбор раненых по степени тяжести ранения. По его инициативе на фронте появились сестры милосердия.
К гениальным открытиям Пирогова относятся и столь привычные сейчас гипсовые бинты. До него переломы фиксировали деревянными колодками. Вроде бы все было и до него — и гипс был, и бинты были — но соединить их вместе и применить в медицине смог гениальный и одержимый своей профессией Пирогов.
    Гениям бывает непросто в семейной жизни. Его первая жена рано умерла, и через несколько лет Пирогов решил жениться во второй раз. К делу он подошел обстоятельно и составил перечень требований, которым должна соответствовать его будущая жена. Такой подход вызвал осуждение всего светского общества, за исключением баронессы Александры Бисторм, которая была в него влюблена. Да и требования, похоже, он списал с нее, поскольку сам был к ней неравнодушен. Перед тем как отправиться после свадьбы в имение жены, он попросил ее подобрать к его приезду увечных бедняков, которым нужна операция, чтобы ему было чем заняться в свой медовый месяц.
Через три года началась Крымская война, и Пирогов стал настоящим героем обороны Севастополя. День и ночь он оперировал раненых. Интересно, что именно на том самом месте были построены Лазаревские казармы. Сейчас там располагается Черноморский филиал Московского университета, построенный правительством Москвы.
    Пирогов вошел в историю не только медицины, но и образования и педагогики. Он был попечителем Киевского и Одесского учебных округов и оставил важный след на этом поприще. Он выступал за широкую автономию университетов, за доступ к образованию всех сословий, много работал для развития начального образования, стремясь сделать его всеобщим.
«Настало время, — писал он, — когда мы все ясно сознаем, что главною порукою за будущее благосостояние нашего общества… главною его основою, — должно служить воспитание наших детей и даже отчасти перевоспитание нас самих».
В 1897 году в Москве проходил Международный съезд врачей, во время которого был открыт памятник Пирогову на территории клинического городка на Девичьем поле. Там располагалась лечебная база медицинского факультета Московского университета, по признанию зарубежных медиков, уникальная для своего времени. Сегодня, спустя столетие, на новой территории МГУ построен университетский медицинский центр, основанный на последних достижениях медицинской науки и технологий, который будет использоваться и как клиническая база нашего факультета фундаментальной медицины. Торжественное открытие учебного корпуса медицинского центра уже состоялось 1 сентября прошлого года.
    Почетным доктором Московского университета был и один из великих ученых XX века Илья Романович Пригожин. Он родился в Москве в 1917 году. В 20-х годах семья уехала из России и обосновалась в Бельгии, где он закончил Свободный университет Брюсселя. Там он выполнил и свои основополагающие работы.
    В 1977 году Пригожин стал лауреатом Нобелевской премии по химии «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур». Он признанный авторитет в области неравновесной статистической физики, много сделал для понимания механизмов самоорганизации в различных природных и общественных системах. У него огромное число научных наград и премий, среди которых и такое, может быть, достаточно экзотическое, отличие, как титул виконта, который пожаловал ему за научные заслуги король Бельгии.
    Наше знакомство с Ильёй Романовичем началось с одного интересного математического вопроса, который он задал мне из области теории операторов, именно того раздела математики, которым я занимаюсь. Оказалось, что он знаком с моей книгой и приглашает поработать совместно над некоторыми математическими аспектами его новой теории. Здесь, наверное, будет уместно небольшое пояснение. Главная научная проблема, которой он занимался всю жизнь — это необратимость времени.
Известен такой забавный случай. Один аспирант, плохо говоривший по-английски, хотел спросить у Пригожина «Сколько времени?», но пропустил местоимение, и у него получилось «Что такое время?». На это Пригожин совершенно серьезно ему ответил: «Молодой человек, я думаю об этом всю жизнь!»
Проблема состоит в том, что уравнения как классической, так и квантовой физики линейны и симметричны относительно обращения «стрелы времени». В реальных же термодинамических системах направление времени выделено, поскольку происходящие в системе процессы не могут приводить к уменьшению энтропии.
Поэтому в последние годы Илья Романович предложил теорию, которая основывалась на более сложных математических структурах, чем те, что используются в обычной физике. И тогда он решил обратиться за помощью к российским математикам. Так началось наше тесное сотрудничество, которое продолжалось до самой кончины Ильи Романовича. При его активном участии в Московском университете был создан Институт математических исследований сложных систем, почетным президентом которого он стал.
    Когда Илья Романович читал в МГУ лекцию о парадоксе времени, приуроченную к открытию Института, в аудитории 02 не хватило места, чтобы разместить (хотя бы стоя!) всех желающих его послушать.
    Я много раз бывал у Ильи Романовича в Брюсселе, и в возглавляемом им институте, и у него дома. Он всегда поражал меня глубиной своих суждений, неизменным интересом к науке, стремлением поддержать коллег, особенно тех, кто только начинает свой путь в науке. Как настоящий ученый, открытый всему новому, он был всегда окружен молодыми учениками, к которым относился с искренним уважением и общался как с равными.
Илья Романович свободно владел русским языком, знал много других языков, включая латынь и греческий, любил историю и философию, к которой относился почти профессионально. Увлекался археологией и минералогией. В его обширной коллекции минералов есть и образцы, подаренные Московским университетом.
Пригожин с детства играл на пианино. Ноты, как вспоминала мать, он научился читать раньше, чем слова, и до определенного времени никого не удивляло, что в будущем он видел себя концертирующим пианистом. Профессиональным музыкантом он не стал, но любовь к музыке сохранил навсегда.
Через всю жизнь Илья Романович пронес очень теплое отношение к своей родине — России, безмерно любил и уважал ее культуру и науку. Вот его слова: «Надо сделать все, чтобы сохранить научный потенциал России, особенно в области фундаментальных наук. Даже в условиях тяжелейшего кризиса недопустимо забывать, что такая поддержка — дальновидное вложение в будущее страны».
Он не ограничивался словесными призывами, а лично сделал многое для того, чтобы в 90-е годы европейское сообщество поддержало российскую науку. Так он хотел осуществить свою давнюю мечту о единой, не разделяемой границами европейской науке.
Мы с ним много говорили о проблеме компьютерного моделирования сложных систем. Наиболее адекватным инструментом для этого являются мощные вычислители. МГУ всегда славился своей компьютерной базой, а в последние десять лет целенаправленно работал над созданием собственных супервычислителей.
    До прошлого года нельзя было похвастаться тем, что наши супервычислители обладают рекордной мощностью. Но год назад для факультета ВМК был куплен мощный вычислитель Блю Джин фирмы IBM и, самое главное, мы создали в НИВЦе собственный уникальной суперкомпьютер отечественной разработки. Суммарная мощность наших вычислителей достигла почти 100 триллионов операций в секунду. Это вывело нас на первое место в России и на третье место в Европе. На нашем суперкомпьютере решаются важнейшие задачи от создания лекарств до моделирования климатических изменений и природных процессов.
    В этом году по решению правительства РФ в Московском университете планируется создать суперкомпьютер мощностью 500 триллионов операций в секунду, что выведет нас в число мировых лидеров. Ученые Московского университета совместно с другими ведущими российскими специалистами должны решить эту задачу.
    Летом 2008 года, за месяц до своего столетия, ушел из жизни всемирно известный американский кардиохирург, Почетный профессор Московского университета Майкл Дебейки. За свою семидесятилетнюю врачебную практику он сделал около 60 000 операций на сердце. Более сорока лет назад он первым провел операцию по аортокоронарному шунтированию. Разработанные им методы лечения сердечнососудистых заболеваний продлили жизнь сотням тысяч больных во всем мире.
На вопрос, как сохранить здоровье, Майкл Дебейки отвечал: «Сердце спасут книги, овощи и работа. А не коньяк». Несмотря на широкую известность, Дебейки был очень скромным и душевным человеком. Он говорил, что мастерством обязан прежде всего своей маме, которая была рукодельницей и обучала этому детей в округе. Майкл тоже научился у нее шитью, и этот навык очень пригодился ему в его профессии.
У Майкла Дебейки было особое отношение к России и Московскому университету. «Россия для меня как дом родной», — говорил он, прилетая в нашу страну почти каждый год. А ведь это 12 часов полета! И ему было уже за 90!
В каждый его приезд, независимо от того, по каким делам он прилетал в Москву, мы с ним встречались и обсуждали новости и перспективы факультета фундаментальной медицины, университетского медицинского центра.
    Хочу особо отметить, что именно он предложил идею строительства университетского медицинского центра и убеждал всех в необходимости создания в университете собственной клинической базы для обучения студентов-медиков и научных исследований. Дебейки везде говорил, что в России очень хорошие ученые и врачи. Уверен, что наши выпускники всегда будут подтверждать эту репутацию.
Совсем недавно в Московском университете был создан Институт человека, который должен объединить ученых разных специальностей: биологов, медиков, химиков, физиков, математиков, психологов, антропологов и других, в том числе ученых-гуманитариев, для решения крупных, значимых задач, связанных с изучением человека.
    Идею организации такого института я выдвигал еще в начале 90-х. Сейчас, с вводом в строй медицинского центра и закупкой уникального оборудования, у нас есть для этого все условия.
    Ушедший год в России отмечен скорбными событиями, которые до сих пор болью отзываются в наших сердцах. В начале декабря, когда завершил свой земной путь Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, страна как будто замерла от чувства невосполнимой утраты. Сейчас становится все более очевидным величие этого человека, масштаб личности которого был соразмерен его высочайшему сану. Общеизвестно, какую поистине уникальную роль сыграл Святейший патриарх Алексий в переломные годы истории России. Я же с особой благодарностью хочу отметить, как много сделал Его Святейшество для Московского университета. Каждый год в Татьянин день патриарх совершал торжественное богослужение, которое неизменно заканчивал словами приветствия в адрес преподавателей и учащихся Московского университета.
В начале 90-х годов он высказал идею о том, что хорошо было бы возродить домовый храм Московского университета. Тогда это было почти невозможно себе представить. Но Московский университет восстановил в своих правах Храм святой мученицы Татианы — небесной покровительницы студенчества.
Святейший патриарх всегда подчеркивал важное значение образования и науки, воспитания подрастающего поколения в духе любви к Отечеству и верном служении ему.
Московский университет высоко оценил великую подвижническую деятельность Алексия II на ниве просвещения, избрав его своим Почетным профессором. Мы благодарны ему не только за то, что он принял это звание, но и за то, что всегда помогал Московскому университету.
    Сегодня наш долг еще раз сказать о том, что его мудрость и доброта, его благожелательное внимание и действенная поддержка в трудные моменты, когда Московский университет подвергался серьезным опасностям, помогли нам выстоять, отстоять свою позицию и развиваться дальше.
    Среди Почетных членов Московского университета — великий сын России, гениальный писатель, историк, публицист, мыслитель пророческого склада — Александр Исаевич Солженицын. Его творческое наследие — и исторические исследования, и повести, и публицистика — уникально своим масштабом, глубиной и силой воздействия. Оно содержит мощный заряд духовной энергии, является живым уроком нравственности, воплощенной совестью. Так писать — масштабно, мощно, глубоко — Солженицын смог, очевидно, потому, что так жил, стойко перенося все испытания и повороты судьбы, не склоняя головы, не кривя душой: прошел всю войну, пережил лагерь и ссылку, вынужденную эмиграцию и возвращение на родину, получил Нобелевскую премию и Государственную премию Российской Федерации.
Название одной из его статей — «Как нам обустроить Россию» — фактически главная тема всего, о чем он писал и говорил. Его волновало практически все: и политическое устройство страны, и духовный кризис современного общества, и положение простого человека. Нам были особенно близки его заботы о школе, об образовании. Он ведь и сам одно время работал учителем математики и знал, что такое школа, не понаслышке.
Когда несколько лет назад в Московском университете готовился сборник «Образование, которое мы можем потерять», Александр Исаевич с готовностью принял в нем участие. И со страниц этой книги, которая привлекла всеобщее внимание к проблемам образования, прозвучал его обеспокоенный голос. Александр Исаевич живо интересовался проблемами университетского образования. Когда мы с ним беседовали, он всегда проявлял себя как наш единомышленник, всегда поддерживал позицию Московского университета в защиту доступного качественного образования.
    Очень важно, что в последние годы руководство страны стало уделять образованию особое внимание. Это — и приоритетный национальный проект «Образование», и президентская инициатива «Наша новая школа», которые создают современную материальную базу системы образования. Это — и широкое развитие олимпиадного движения школьников, которое облегчает талантливой молодежи получение достойного образования.
Во всех этих делах Московский университет принимал активное участие. И олимпиадное движение в России поручено возглавить именно МГУ.
Солженицын оставил нам великий завет — «Жить не по лжи». Так называется одна из его статей, которая сегодня стала фактически его завещанием всем нам. Он так жил и своей жизнью учил других, что так жить можно, что так жить нужно. Сегодня мы вспомнили, конечно, не обо всех Почетных членах нашей Альма-матер. Университет велик и многогранен. И впереди — новые рассказы о его людях и делах.
Вот уже 254 года Московский университет служит своему великому делу.

И вместе мы сошлись сюда
С краев России необъятной
Для просвещенного труда,
Для цели светлой, благодатной!
Здесь развивается наш ум
И просвещенной пищи просит;

Отсюда юноша выносит
Зерно благих, полезных дум.
Здесь крепнет воля, и далекий
Видней становится наш путь,
И чувством истины высокой
Вздымается младая грудь!
(К. Аксаков, 1835)
    Глубокоуважаемые гости и коллеги!
Заканчивая свое Слово о Московском университете, я хотел бы сердечно поздравить всех российских студентов, профессоров и преподавателей, всю высшую школу с праздником и пожелать нам всем успехов и благополучия!



Назад