Проблема номер один -- качество образования
Президент РФ В.В.Путин

Знаю, что члены Совета провели глубокую работу по изучению вопросов, на которых мы должны сегодня остановиться. Позвольте мне сказать несколько вступительных слов.

В составе населения России 60% в той или иной мере вовлечены в образовательную сферу. И граждане должны быть хорошо информированы о том, как развивается эта отрасль. Отрасль, с которой десятки лет тесно связана и их собственная жизнь, и жизнь их детей и внуков.

В нашем обществе исторически утвердилось понимание безусловной ценности образования, равно как и всего, что связано с этой сферой. В последнее время именно с ним, с образованием, все теснее увязываются устремления людей к жизненному успеху. Около 80% граждан в возрасте до 35 лет считают получение высшего образования своей важнейшей целью.

Должен сказать, что еще несколько лет назад тенденции были несколько другими. То, что они поменялись в направлении, о котором я сейчас сказал, это, конечно, крайне значимый показатель. Он говорит о высокой готовности молодых людей к профессиональному росту.

Без сомнения, доступность и качество образования прямо влияют на наши национальные перспективы. Вы знаете, мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одаренным учащимся.

Подчеркну: все объявленные финансовые и организационные меры будем строго отслеживать и контролировать. Кроме того, молодым педагогам окажем поддержку в ходе реализации еще двух других национальных проектов - по доступному жилью и улучшению жизни на селе, потому что в принципе все это взаимосвязано.

В конечном итоге все эти меры дадут дополнительный импульс для системной модернизации отрасли в целом. Модернизации, которая пока идет медленно и трудно. Убежден, сейчас уже есть все возможности, чтобы российская общеобразовательная и профессиональная школа действенно помогла притоку квалифицированных кадров в науку и высокотехнологичные сферы производства. Чтобы она стала эффективной, передовой частью мировой системы образования - конечно, сохранив при этом свои (мы об этом много раз говорили, встречаясь в разных форматах), накопленные за века и десятилетия преимущества.

Все звенья образовательной системы: от дошкольных учреждений до вузовской науки - должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами. А она сама обязана стать стабильной, современной и понятной людям. Уже в ближайшее время Правительству надо подготовить решения по введению обязательного полного среднего образования, по кардинальному изменению качества работы средних специальных и всех профессиональных учебных заведений.

Нужны меры, противодействующие необоснованному росту платных услуг в высшей школе. Нам давно пора навести порядок в малоизвестных, но многочисленных вузах и их филиалах, где плата за обучение стала самоцелью. Не качество образования, не само образование, а именно плата за него.

Проблемой номер один остается качество образования. Для его улучшения нужна не только хорошая материально-техническая и методическая база, но и достойные условия жизни и работы педагога. Оно - главная движущая сила качественного обновления наших вузов и школ и сейчас нуждается в поддержке государства. Вы знаете о тех предложениях, которые были сформулированы Правительством в рамках образовательной программы, знаете об индивидуальных грантах, выплатах ежегодных премий, планируемых в рамках национального проекта.

Мы можем, конечно, подискутировать на эту тему. Я недавно встречался с представителями профсоюзов, и коллеги, которые работают в профсоюзных организациях, связанных с образовательной сферой, высказывали свои предложения по этому вопросу. Если у вас будут какие-то соображения, я с удовольствием их выслушаю. Более того, проанализируем возможность внесения корректив в те планы, которые у нас есть.

Однако сами педагоги тоже должны пройти свой путь - путь обновления подходов к воспитанию, внедрения современных образовательных технологий. К тому, чтобы квалифицированно работать с программами дистанционного обучения и широкими возможностями Интернета. Напомню, что к 2007 году им будут охвачены не менее 20 тысяч, а к 2008 году - более половины всех школ в России.

Второе, что хотел бы сегодня обсудить, - это обеспечение непрерывности образования. В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь. Педагоги и в высшей школе, и в начальной, средней школе знают это лучше всего, потому что сами постоянно занимаются самообразованием. Мы от этого идеала - когда я говорю "мы", имею в виду все население страны - пока еще далеки. И люди плохо представляют себе, каким образом их стремление продолжить образование будет поддержано государством.

Уверен: не только рынок должен стимулировать потребности людей к росту уровня образования. В эпоху экономики знаний и инноваций государство, конечно же, должно поддержать граждан в их желании наращивать знания. Это, кстати, расширит горизонт возможностей и для самих педагогов. В частности, повысит их профессиональную мобильность.

Известно, что в силу демографических причин, из-за прошлых волн падения рождаемости мы сейчас теряем по миллиону учащихся в год. И учителя уже загружены неравномерно. Одновременно начинает увеличиваться число новорожденных. Как следствие, скоро в начальной школе будет больше детей, чем несколько лет назад. Кроме того, не хватает детских садов, а молодые, особенно работающие, родители крайне в них нуждаются. Регионам и муниципалитетам надо совместно работать над восстановлением сети дошкольных учреждений.

Еще одна проблема - это интеграция профессионального образования с производством. Здесь по-прежнему отсутствует долгосрочное планирование и по объективным потребностям, и по самой структуре кадрового спроса. Конечно, надо активнее привлекать и российский бизнес. Он в этом заинтересован прежде всего. Надеюсь, что Евгений Максимович Примаков нам сегодня что-нибудь об этом скажет.

Несколько слов об интеграции российского образования в европейскую и международную системы в целом. Наряду с уже идущей работой в рамках Болонского процесса просил бы сосредоточить усилия на глобальной программе "Образование для всех". Россия играет ключевую роль в подготовке заседания "восьмерки", где этот вопрос должен быть в повестке дня. Нам надо активнее заняться продвижением отечественных образовательных услуг и технологий на рынки других стран.

И, конечно. Прежде всего я имею в виду страны Содружества Независимых Государств. В последние годы страны СНГ стали чаще обмениваться опытом реформ и предъявлять большой спрос на качественные российские услуги в образовании. Это вполне естественно и понятно - выросли национальные экономики стран Содружества, стала - очевидной их зависимость от вложений интеллектуального капитала. Потребовался активный оборот знаний и технологий. Не говоря уже о том, что страны Содружества исторически связаны схожими традициями в образовании и науке.

Обращаю внимание: существующие здесь возможности не должны быть упущены. И ни в коем случае нельзя допустить ни уменьшения филиальной сети наших вузов в этих странах, ни снижения качества ее работы. Надо также в обязательном порядке заполнять все выделенные Россией квоты для студентов и аспирантов из СНГ. Знаю, что Московский государственный университет расширяет свою филиальную сеть, будем всячески содействовать этому процессу.*

Напомню: уже третий год действует порядок, согласно которому до 1% всех бюджетных студентов мы набираем из стран СНГ. Полагаю, сейчас уже можно проработать возможности для увеличения их числа. А с коллегами по Содружеству выработать единые четкие критерии к отбору кандидатов. С учетом того, что у нас самих идут реформы, может быть, это не всегда просто, но это обязательно нужно сделать.

Более того, мы должны активнее направлять российскую молодежь на учебу и стажировки в страны СНГ. Прежде всего по таким дисциплинам, как национальные языки, культурология, история. Это наши самые близкие партнеры. И их культуру мы обязаны хорошо знать.

Хотел бы рассчитывать на самое результативное участие членов Совета и ваших коллег в реализации названных задач. Надеюсь также на более активное привлечение к работе молодого крыла отечественной педагогики. Знаю об инициативе формирования Национального совета молодых ученых, педагогов и специалистов. Полагаю, что интеграция общественных усилий только на пользу и науке, и образованию, государству, всему народу Российской Федерации. Рассчитываю, что Наталья Викторовна Полосьмак, лауреат Государственной премии в области образования за прошлый год, своим высоким научным авторитетом и энергией поможет координировать эту деятельность.

Выступление на Совете при Президенте по науке, технологиям и образованию 25. 10. 2005 г.

*Выделено Гл. редактором

Назад