Московский Университет: к устойчивому развитию
Программа кандидата на пост ректора МГУ имени М. В. Ломоносова
академика В. А. Садовничего

Предлагаемый документ представляет собой программу развития Московского университета в начале XXI века.

Настоящая программа продолжает и конкретизирует в современных условиях идеи сохранения и развития университета, одобренные Советом Учёных советов Московского университета 23 марта 1992 г., 17 сентября 1996 г. и 14 мая 2001 г.

Девиз программы 1992 г. - "Университет должен выжить. Выжить и развиваться". К середине 1996 года эта программа была выполнена. Московский университет, преодолев трудные своей неопределённостью и нестабильностью, полные испытаний и лишений 1992 - 1996 годы, решил основные проблемы выживания и вышел на качественно новый этап своего развития, который открыл университету новые возможности и перспективы.

Они нашли своё отражение в программе 1996 г. "Московский университет на пороге XXI века". Её главная цель заключалась в том, чтобы добиться положения, при котором Московский университет, преодолев вместе со страной все сложности текущего времени, вступил бы в новое столетие во всей своей интеллектуальной мощи, сохранив способности к динамичному развитию.

В предвыборной программе 2001 г. были поставлены новые крупные задачи на период подготовки к 250-летнему юбилею Московского университета. В настоящее время эта программа полностью выполнена.

Главная цель предлагаемой программы - обеспечить устойчивое развитие Московского университета в условиях новой экономики и реформы образования и науки. Поэтому данная предвыборная программа называется "Московский университет: к устойчивому развитию".

Важнейшей предпосылкой для постановки такой цели является тот уже очевидный факт, что к настоящему моменту Московский университет стал и по существу, и по форме университетом нового типа, который органично сочетает в себе важнейшие составляющие традиционного классического университета с быстро нарождающимся инновационно-ориентированным сектором.

В этом и заключается основной смысл и результат реформ в высшем, в первую очередь в университетском образовании. Вряд ли в России найдётся хотя бы один университет, в котором произошло так много крупных перемен, как в Московском университете, и который бы при этом остался самим собой.

Создано 12 новых факультетов: факультет фундаментальной медицины, факультет наук о материалах, факультет государственного управления, факультет дополнительного образования, факультет искусств, факультет биоинженерии и биоинформатики, факультет глобальных процессов, факультет мировой политики, Высшая школа бизнеса, Московская школа экономики, Высшая школа перевода, Высшая школа государственного администрирования. Открыты филиалы МГУ в Пущино и Черноголовке, Черноморский филиал в Севастополе, Казахстанский филиал в Астане.

Расширена сеть научно-исследовательских структур Московского университета. Среди созданных за последние годы - Институт математических исследований сложных систем, Институт проблем информационной безопасности, Институт экологического почвоведения и др.

Открыты новые кафедры и лаборатории, новые направления подготовки кадров - бакалавриат и магистратура, новые специальности и специализации.

В настоящее время в Московском университете 30 факультетов, 15 институтов, 377 кафедр, 373 отдела, сектора и лаборатории, 20680 сотрудников, среди них около 250 академиков и членов-корреспондентов РАН и других государственных академий. В МГУ сегодня более 41 тысячи обучающихся, в том числе около 4,5 тысяч аспирантов и докторантов.

Московский университет является самостоятельным бюджетополучателем. МГУ автономен в принятии решений по академическим, научно-организационным, кадровым и финансово-экономическим вопросам.

Московский университет достойным образом представлен во всех важнейших государственных и общественных структурах, разрабатывающих и координирующих программы в области образования и науки: Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Президиуме Российской академии наук, коллегии Министерства образования и науки РФ, Российском Союзе ректоров, Учебно-методическом объединении по классическому университетскому образованию, Евразийской ассоциации университетов, а также ряде авторитетных зарубежных университетских ассоциаций. У Московского университета конструктивные отношения с обеими палатами Федерального Собрания - Советом Федерации и Государственной Думой.

Всё это - результат трудной и самоотверженной работы коллектива Московского университета, который прошёл путь от борьбы за элементарное физическое выживание до его превращения, как уже было отмечено выше, в университет нового типа.

Достижение Московским университетом этого нового качества является существенным вкладом в построение в России экономики, основанной на знаниях.

Одно из главных условий успешного развития университета -постоянное пополнение коллективов кафедр и лабораторий молодыми талантливыми людьми. Московский университет стал инициатором разнообразных программ поддержки молодёжи. Уже 14 лет успешно реализуется программа ускорения профессионального роста молодых кандидатов и докторов наук "100 + 100", которая сместила пик в возрастном распределении профессорско-преподавательских кадров с 65 до 50 лет. Шесть лет существует программа "100 стипендий для молодых талантливых преподавателей и научных сотрудников". Уже пять лет в качестве "постдоков" принимаются в докторантуру сразу после защиты диссертации молодые перспективные кандидаты наук.

В области академической политики Московский университет сохранил свои позиции лидера университетского образования. Было обеспечено преподавание на высочайшем уровне и практически по всем основным современным направлениям естественных и гуманитарных наук. В последние годы происходил постоянный рост популярности университета и престижа учёбы в нем. Все эти годы конкурс при поступлении непрерывно возрастал и составил в этом году в среднем 5,5 человек на место, а на ряде факультетов превысил 10 человек.

Сегодня, в условиях растущей конкуренции и попыток сделать ЕГЭ единственной формой приёма, Московский университет успешно развивает олимпиадное движение и другие формы поиска талантливой молодёжи. Всё больше школьников из российской глубинки не считают учёбу в МГУ несбыточной мечтой. Так, в этом году в МГУ было принято почти две тысячи победителей олимпиад. Важно, что среди всех принятых на первый курс больше половины составляют молодые талантливые ребята, приехавшие к нам из глубинки, из разных регионов России.

Ежегодно Московский университет заканчивает около 6 тысяч студентов, каждый третий из них получает диплом с отличием, почти каждый четвёртый продолжает учиться в аспирантуре.

Новые реалии в экономике страны продиктовали необходимость развития в университете контрактной формы обучения. В то же время университет выступает за приоритетность бесплатного образования и соблюдение разумного соотношения между этими формами. В настоящее время студенты и аспиранты, зачисленные в университет на контрактной основе, составляют около 25 % от всех обучающихся, при том, что в целом по стране контрактных студентов более 50 %.

Диплом Московского университета высоко ценится во всём мире. И это привлекает в МГУ молодёжь из многих стран. Общая численность иностранных учащихся в МГУ по различным видам подготовки составляет в течение года более 6 тысяч человек, причём за последние пять лет их число удвоилось. В прошлом учебном году в МГУ обучались иностранные граждане из 93 стран. Около половины иностранных учащихся составляют граждане стран СНГ.

Большую роль в развитии международных связей играют филиалы и представительства Московского университета за рубежом: Черноморский филиал в Севастополе, филиал в Астане, программа юридического образования в Швейцарии, совместная аспирантура с Пекинским университетом, представительство в Университете штата Нью-Йорк. Всего в наших филиалах обучается более 1200 студентов.

На фоне недостаточного финансирования науки в стране и уменьшения более чем в два раза числа работающих в научной сфере, в Московском университете были не только сохранены научные коллективы, обеспечено развитие и пополнение научных школ и осталась неизменной вся система использования научных результатов в обучении, но и созданы условия для того, чтобы в науку пришли молодые талантливые учёные, начали развиваться новые научные направления.

В последние годы в МГУ получен ряд выдающихся результатов в различных областях науки, свидетельствующих о высочайшем научном потенциале Московского университета.

Ежегодно МГУ, побеждая в различных научных конкурсах, программах, выигрывая гранты, включая международные, получает средства, в три-четыре раза превышающие бюджет, выделяемый университету по разделу "наука". Только в текущем году учёными университета в рамках конкурса по федеральной программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники&uqot; получено почти 400 млн. руб.

В течение последних шести лет за счет заработанных университетом внебюджетных средств в МГУ проводится конкурс научных проектов по межфакультетской тематике. Концентрация усилий учёных разных специальностей для решения важнейших задач, лежащих на стыке наук, привела к новым значительным результатам. Общая сумма выделенных на эти проекты внебюджетных средств приближается к 100 млн. руб.

В научных подразделениях Московского университета расширяется инновационная активность. Ряд научных разработок уже нашёл применение в создании современных технологий.

Университет осуществляет широкомасштабную программу оснащения факультетов, институтов, кафедр, лабораторий новым научным оборудованием. Закуплена и введена в эксплуатацию первая партия оборудования на 37 млн. евро. В настоящее время реализуется закупка новой партии оборудования на 700 млн. руб.

Новая вычислительная техника позволила создать в Московском университете систему супервычислителей, которая по суммарной производительности (почти полторы тысячи миллиардов операций в сек.) выводит нас в число лидеров этого направления в России.

За последние годы университет сделал колоссальный рывок в развитии своей инфраструктуры. Введен в строй корпус "Б", в котором разместился ряд новых факультетов и научных лабораторий, построено здание архива, осуществлены масштабные ремонтные работы, включая очистку фасадов, замену коммуникаций, всей кровли над основными зданиями. Приобрёл новый вид сквер у памятника Ломоносову. Преобразился наш спортивный комплекс: к имеющимся спортивным площадкам добавился стадион с подтрибунными помещениями, площадь которых составляет около 1 тыс. кв. м, реконструирован манеж. Полностью отремонтирован и переоборудован комплекс университетских столовых. Наши общежития площадью 280 тыс. кв. м отремонтированы на три четверти. Проведён ремонт практически всех основных аудиторий университета. Реконструирован корпус мастерских физического факультета, в котором теперь разместился современный центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием.

Воплощается в жизнь крупная программа строительства жилья для сотрудников университета. Построены дома на проспекте Вернадского, Веерной улице. Уже более ста сотрудников получили по этим и другим адресам новые квартиры, и среди них немало молодых специалистов, оставленных на работу по решению Учёного совета МГУ. Начато строительство двух жилых домов по Ломоносовскому проспекту, планируется строительство жилого дома на Красной Пресне, скоро начнётся строительство жилого квартала у метро "Университет".

Главным в развитии Московского университета является впечатляющее развитие новой территории. Это - поистине будущее Московского университета. Уже построено, практически за год, великолепное здание Интеллектуального центра - Фундаментальной библиотеки МГУ. Наша уникальная, крупнейшая университетская библиотека сможет наконец не только достойно разместить свои богатейшие собрания, но и обслуживать читателей с использованием самых современных библиотечных технологий. В этом здании разместились и оборудованные по последнему слову техники читальные залы, и книгохранилища на пять миллионов томов, и впервые созданный в университете музей истории МГУ с обширной и интересной экспозицией, Актовый зал, залы заседаний Учёного совета МГУ, конференц-залы.

Этот дворец стал настоящим украшением Москвы, системообразующим зданием новой территории МГУ. Следующий этап - ввод к середине 2007 года университетского медицинского центра площадью 44 тысячи кв. м и оснащение его новейшим оборудованием, а также строительство новых учебных корпусов площадью более ста тысяч квадратных метров каждый, которые откроют для многих факультетов большие перспективы развития. Ещё два корпуса для гуманитарных факультетов общей площадью более ста тысяч кв. м строятся и на уже освоенной территории на Ленинских горах, рядом с первым и вторым учебными корпусами. Идёт реконструкция ещё нескольких корпусов.

Правительство РФ выделило в этом году 42 млн. долларов на реконструкцию комплекса зданий МГУ на Моховой. Ведутся масштабные работы, которые должны завершиться в 2006 году.

Бюджет Московского университета утверждается законом РФ отдельной строкой. Это требует от нас больших усилий по отстаиванию его в объёме, необходимом для успешной работы университета. Благодаря нашим действиям, бюджет МГУ значительно возрастал год от года. Так, в 2004 году он был утверждён в размере 3,2 млрд. руб., в 2005 году - уже 4 млрд., а на 2006 год запланировано более 5 млрд. руб.

В 2004 году дополнительно к бюджету университет заработал внебюджетных средств на сумму почти 2,5 млрд. руб. Кроме того, за счёт нашей активности мы получили дополнительно в 2004 году 1 млрд. руб. на покупку оборудования, реконструкцию зданий на Моховой и другие цели. Таким образом, дополнительно к запланированному мы получили практически ещё один бюджет.

Сотрудники Московского университета напрямую ощущают это на себе. В 2004 году они получили 21 надбавку дополнительно к зарплате на общую сумму 819 млн. руб. В 2005 году за 10 месяцев выплачено 18 надбавок на сумму почти 800 млн. руб. Все студенты и аспиранты получали надбавку к стипендии, в 2004 году - на сумму 78 млн. руб., за 10 месяцев 2005 года - 90 млн. руб.

С 1 сентября 2004 года выделяются дополнительные средства в размере 25 % стипендиального фонда для особо нуждающихся студентов.

Важная часть социальной программы - культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа со студентами. В 2004 году в студенческих спортивно-оздоровительных лагерях отдохнули почти две тысячи студентов, а в 2005 году - около двух с половиной тысяч.

Важно, что для реализации социальной программы, включая детский отдых, культурные мероприятия, материальную помощь людям, привлекаются внебюджетные средства. Суммарные социальные выплаты из внебюджетных средств составили в 2004 году около 10,9 млн. руб., а за первое полугодие 2005 года - свыше 14 млн. руб.

Все наши достижения стали возможны благодаря автономии Московского университета, закреплённой в нашем Уставе.

Последние годы в развитии университета - это годы подготовки и празднования 250-летия Московского университета. Был издан Указ Президента РФ о праздновании 250-летия МГУ, означавший, что юбилею университета придаётся государственное значение. Состоялось несколько заседаний Оргкомитета под руководством Председателя Правительства и министра образования и науки, были приняты 6 распоряжений Правительства РФ, которые утвердили программу подготовки к юбилею. В числе важнейших мер, отметивших это историческое событие, - установленное для Московского университета соотношение "один преподаватель к четырем студентам", позволившее МГУ решить важнейшую проблему сохранения имеющейся штатной численности сотрудников.

Накануне юбилея был запущен первый университетский спутник "Татьяна", аппаратура которого изготовлена специалистами МГУ. Он и сейчас выполняет обширную научную и образовательную программу, связанную с исследованиями физических процессов в космическом пространстве.

К юбилею МГУ реализовал крупные издательские проекты. Главный из них - "Классический университетский учебник", который включает 250 лучших учебников, написанных ведущими учёными и преподавателями университета. Уже выпущено 170 учебников общим тиражом свыше 600 тысяч экземпляров. Вышли также уникальные книги - трехтомная "Летопись Московского университета", биографические словари "Учёные Московского университета - действительные члены и члены-корреспонденты РАН. 1755-2004" и "Профессора Московского университета. 1755-2004", факультетские энциклопедии и многие другие издания.

У МГУ теперь есть гимн, флаг, герб - геральдические знаки и важные статусные атрибуты, материальные свидетельства нашей истории, которые будут служить важному делу воспитания чувства любви к родному университету.

Были проведены сотни научных мероприятий - научных конференций и симпозиумов, выставок научных достижений, конкурсов научных работ и т. д., ставших своего рода смотром достижений учёных МГУ. Наиболее крупные из них - юбилейные Ломоносовские чтения, Съезд выпускников МГУ, на котором была организована Ассоциация выпускников Московского университета, совместная научная сессия Общего собрания РАН и Учёного совета МГУ, Международная научная конференция "250 лет МГУ им. М. В. Ломоносова", на которой была принята Московская декларация "О роли фундаментальной науки и образования в современном мире", открытие Интеллектуального центра - Фундаментальной библиотеки МГУ с участием Президента РФ, торжественное заседание в Государственном Кремлевском Дворце 25 января.

Празднование 250-летия МГУ подтвердило высокий авторитет Московского университета в стране и за рубежом. В эти дни фактически состоялся мировой форум научного и образовательного сообщества. В юбилейных торжествах участвовали представители 217 зарубежных учебных и научных центров и организаций из 90 стран, более 400 ректоров университетов России. Всего в праздничных мероприятиях приняло участие более 10 тысяч человек. Только спонсорский вклад в подготовку юбилея и реализацию различных программ Московского университета оценивается почти в 80 млн. руб. В дар университету была передана уникальная коллекция агатов, аметистов, находящаяся сейчас в музее истории МГУ.

Люди Московского университета восприняли юбилей МГУ как свой личный праздник. Практически все сотрудники получили благодарственное письмо ректора, студенты - юбилейный студенческий билет. Более шести с половиной тысяч человек были награждены юбилейным нагрудным знаком "250 лет МГУ им. М. В. Ломоносова", более трёхсот человек - нагрудным знаком "Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", более пятисот - Почётной грамотой Министерства образования и науки, около ста пятидесяти сотрудников МГУ награждены орденами, медалями и другими Государственными наградами Российской Федерации.

Судьба Московского университета тысячами нитей неразрывно связана с судьбой отечественной системы образования, науки и культуры, жизнью сотен тысяч людей, с историей нашего общества и государства. Символично, что день учреждения Московского университета - Татьянин день - Указом Президента России с этого года объявлен общероссийским праздником - Днём российского студенчества. Это не только высокая честь и заслуженная дань великому прошлому Московского университета, но и государственный и общественный кредит доверия университету на будущее.

За Московским университетом - 250 лет славной истории выдающихся свершений. Весь положительный опыт прошлого, наши традиции, которые мы бережно храним, должны помочь нам в решении новых задач, которые ставит перед университетом время.

На заседаниях Учёных советов подразделений были разработаны и приняты концепции развития факультетов и институтов. Исходя из них, определяется и стратегия развития университета. Ключевым её звеном является освоение новой территории.

Это - в первую очередь строительство новых учебных корпусов, создание новых межфакультетских лабораторий, расширение направлений подготовки специалистов и научной тематики. Сейчас общая площадь аудиторного фонда Московского университета составляет 300 тыс. кв. м. При том, что в МГУ обучается 41 тысяча человек, университет испытывает острую необходимость в расширении площадей для занятий. Строительство корпусов на новой территории позволит увеличить площадь для учебного процесса в два раза.

Решение этой грандиозной задачи в ближайшие годы выведет Московский университет в число крупнейших университетов мира. Сохраняя при этом фундаментальность и высокий уровень образовательных стандартов, МГУ займёт достойное место среди бесспорных лидеров университетского образования в мире.

В области образовательной деятельности сегодня главное - создание действенной системы поиска талантов и обеспечение равного доступа к качественному университетскому образованию, повышение уровня образования и сохранение его фундаментальности с учётом современного состояния и тенденций развития науки, совершенствование системы дополнительного образования с целью наиболее адекватного ответа на запросы общества.

Действующая лицензия предполагает обучение в МГУ до 40 тысяч студентов очной формы обучения. В то же время потенциал университета позволяет увеличить контингент студентов до 100 тысяч человек, прежде всего за счёт увеличения приема на контрактные формы обучения, второго и дополнительного образования, повышения квалификации, стажировок, других образовательных услуг, в том числе путём развития системы льготных образовательных кредитов.

Количественный рост для нас не самоцель. Задача состоит в том, чтобы у каждого молодого человека, стремящегося в университете к фундаментальным знаниям, была возможность получить качественную подготовку, отвечающую современному уровню развития науки. При этом мы должны сохранить все преимущества вариативного, разностороннего и, самое главное, не обезличенного отбора абитуриентов. Поиск талантливых ребят по всей России - наша прямая обязанность. И, конечно, один из главных приоритетов для нас - бесплатность образования, гарантированная Конституцией.

Мы должны шире развернуть и возглавить олимпиадное движение в стране. Необходимо более активно участвовать в повышении уровня региональных олимпиад и в привлечении в МГУ их победителей, существенно расширить географию новых олимпиад "Ломоносов" и "Покори Воробьёвы горы" и сделать их поистине всероссийскими.

Мы должны сделать МГУ более популярным и необходимым людям. Важная роль в этом отводится дополнительному образованию, которое призвано более широко открыть университет обществу. Именно на этом пути мы сможем реализовать важнейший принцип современности "образование для всех". Необходимо создать в университете центр дистанционного образования, различные центры помощи и консультирования. Следует создать условия, при которых знания и опыт наших медиков, юристов, психологов, учёных других специальностей смогут быть востребованы теми, кто в этом нуждается. Начать можно с активной работы с учительством, создания авторитетных центров повышения квалификации учителей, переквалификации, организации летних курсов по всем университетским предметам. Вообще, школа - прямая забота Московского университета. И эту работу надо начинать уже сейчас.

Московский университет должен представлять собой гармоничное сочетание традиционных факультетов, составляющих, так сказать, ядро университета, готовящих всё более широкий круг специалистов с фундаментальным образованием, с системой школ, программ, проектов, центров, в которых ведётся практически индивидуальная подготовка небольшого количества студентов по наиболее актуальным направлениям науки, в соответствии с меняющимися потребностями общества. Выстраивание такой системы, непрерывный поиск нового - одна из главных перспектив развития университета. Московский университет обязан в любой области, где мы можем быть лидерами - в математике и физике, биологии и химии, филологии и истории, других науках - не откладывая, вести такую специальную подготовку либо на специализированных потоках, либо в новых, созданных для этого структурных подразделениях. Все выпускаемые нами специалисты должны соответствовать высшим мировым стандартам.

Время требует новых форм взаимодействия университета с промышленностью и бизнесом. Одна из интересных перспектив - создание совместно с ведущими российскими компаниями так называемых корпоративных университетов, готовящих высококлассных менеджеров и специалистов по прорывным, новейшим технологиям на базе фундаментального университетского образования. В современных условиях наши выпускники должны уметь ставить задачи, управлять процессами, просчитывать последствия.

Современная парадигма образования - "образование для устойчивого развития" - требует подготовки эффективных специалистов, умеющих принимать решения и добиваться успеха.

В условиях реформирования российской системы образования Московский университет должен сохранить свою активную принципиальную позицию, причём не только оппонируя непродуманным предлагаемым решениям, но и выдвигая свои предложения в области образовательной политики, в том числе в связи с интеграцией России в единое мировое образовательное пространство. Важно усилить роль университета, профессиональных сообществ при обсуждении предложений по структуре и содержанию основных образовательных программ, по созданию новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования при обязательном сохранении их фундаментальной составляющей.

В области научной и научно-инновационной деятельности мы должны сосредоточить усилия на решении наиболее крупных, определяющих развитие науки задач, шире использовать имеющиеся в университете возможности междисциплинарных исследований.

Наступило время, когда Московский университет может и должен сформулировать ряд крупных, амбициозных научных проектов (например, "Здоровье нации", "Космос", "Природа разума" и другие), имеющих определяющее значение для развития науки и жизни общества в целом, и сконцентрировать на этих проектах талантливых исследователей и материальные ресурсы. Наша политика поддержки научной молодежи, конкурсного финансирования междисциплинарных проектов, переоснащения лабораторий новейшим оборудованием, интеграция с Академией наук должна быть направлена в первую очередь на осуществление таких проектов.

Необходимо разработать программы поддержки тех учёных Московского университета, которые получили крупные научные результаты, замеченные в мировом сообществе. Их достижения должны обсуждаться на Учёных советах, а сами исследователи - получать всемерную поддержку.

Требует расширения координация инновационной деятельности. Большую роль в этом призваны сыграть Научный парк и Центр трансфера технологий, а также вновь созданные структуры - корпоративные университеты. При этом следует сконцентрировать усилия на развитии так называемых критических технологий в рамках приоритетных научных направлений. Выдающиеся результаты учёных Московского университета в таких областях, как изучение человека, исследование космоса, информационные технологии, нано- и биотехнологии и других, должны быть доведены до практических применений.

Московский университет может взять на себя инициативу проведения первых в России фестивалей науки. Эти форумы способны решить две задачи - объединение усилий учёных на решении важнейших высокотехнологичных задач и демонстрация обществу последних достижений и возможностей науки.

Состояние науки и образования сегодня требует интенсивного развития научной инфраструктуры. Учебный процесс и исследования наших учёных необходимо проводить на самом современном оборудовании. Программа оснащения университета новейшим учебно-научным оборудованием должна быть продолжена.

В ближайшие годы будет завершена первая очередь освоения новой территории, включающая в себя библиотеку, медицинский центр, учебные корпуса. Следует незамедлительно переходить к реализации второй очереди, основу которой составят корпуса для междисциплинарных научных исследований в прорывных направлениях. Таким образом, на новой территории, на второй линии за учебными корпусами, вырастут здания для межфакультетских лабораторий, в том числе содержащие так называемые "чистые комнаты", оснащённые новейшим оборудованием.

Для осуществления такой грандиозной образовательной и научной деятельности необходима современная информационная структура университета. К настоящему времени завершено создание первой очереди информационной системы управления университетом. Впереди - огромная работа всего университета по переходу на современные способы организации управления.

Главное в университете - его люди: профессора, преподаватели, научные сотрудники, все работающие в нём, аспиранты и студенты. Кадровая политика Московского университета, наши социальные программы будут направлены на создание таких условий, при которых каждый мог бы наиболее полно реализовать свой потенциал, каждый член университетского коллектива чувствовал бы себя защищённым. Это относится ко всем возрастным категориям.

Помимо существующих программ поддержки молодых учёных и преподавателей ("100+100", "100 стипендий", "постдоки"), необходимо развивать для них и новые программы, включающие научные стажировки, премии за конкретные научные результаты и т.д.

Для преподавателей и сотрудников среднего возраста также должны быть разработаны специальные программы, предполагающие командирование на научные конференции, в ведущие научные центры для выполнения совместных исследований и другие формы материального поощрения. В частности, предлагается ввести 150 премий значительного размера для поощрения студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, профессоров, добившихся конкретных выдающихся результатов в последние год или два.

Предмет нашей особой заботы - заслуженные работники. Университет может и должен достойно отметить их многолетний самоотверженный труд.

В ближайшие годы мы завершим строительство ещё нескольких жилых домов, и новые квартиры получит значительное число наших сотрудников.

Впереди реализация ещё одной важной задачи - строительство новых общежитий для студентов, нового студенческого городка, на месте уже устаревших пятиэтажек за Мичуринским проспектом. Соответствующее предложение и технико-экономическое обоснование уже разрабатываются. Завершение этого проекта создаст нашим студентам условия, достойные лучшего университета страны.

В области международных связей необходимо укреплять сотрудничество с ведущими университетами мира и другими учебно-научными центрами, международными образовательными организациями для расширения академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников. На каждом факультете и в институте следует разработать и утвердить на Учёных советах программу зарубежных стажировок, подкреплённую соответствующим финансированием из внебюджетных средств.

Мы должны довести число иностранных студентов до четверти всех обучающихся в МГУ, обращая особое внимание на подготовку на высших ступенях образования - в магистратуре и аспирантуре, на привлечение студентов из стран СНГ, а также на открытие новых филиалов за рубежом.

Поставленные задачи могут быть успешно решены при условии совершенствования системы управления и демократизации всех сторон жизни университета.

Одним из шагов в этом направлении призван стать такой коллективный орган, как профессорские собрания на факультетах и в институтах, которые должны аккумулировать лучшие идеи и предложения, касающиеся жизни кафедры, факультета и университета в целом, и вырабатывать в ходе их обсуждения общественное мнение.

Грандиозные перемены в жизни Московского университета требуют внесения изменений в наш Устав. Учёному совету предстоит большая работа по подготовке проекта новой редакции Устава для принятия его Советом Учёных советов (Конференцией) МГУ.

Основу университета составляют его студенты, которые должны быть окружены в его стенах любовью и заботой и иметь возможность впитать вместе с науками особый, незабываемый дух Альма Матер. Заслуживает всемерной поддержки развитие студенческого самоуправления и расширение участия студентов в жизни университета. Им под силу проведение конференций "Ломоносов", Татьяниного дня - Дня российского студенчества, студенческих фестивалей и многих других мероприятий.

Студенческие инициативы по оказанию конкретной помощи регионам, школам, детским домам, приютам - серьёзный шаг в гражданском становлении молодых. Одним из конкретных дел может стать проведение студенческих практик в регионах, оказание им шефской помощи по правовым, административным и другим вопросам.

Воспитание молодёжи в совместных делах в духе преданности Университету и Отечеству - залог преемственности поколений и гарантия того, что и в будущем Московский университет останется флагманом отечественного образования и надеждой России.

Московский университет уже сейчас занимает лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве. В нём создана стабильная и комфортная обстановка. Университет оказывает серьёзное влияние на политику в области образования и науки в стране. В ближайшее время Московский университет, укрепляя свой международный авторитет, откроет новые филиалы в других странах.

Будущее МГУ определяется тем, насколько быстро и успешно мы сможем реализовать намеченные планы нашего дальнейшего развития.

Мы обязаны подняться на качественно новую ступень развития образования, осваивать и эффективно использовать все возможности, предоставляемые новейшими технологиями. Мы должны обеспечить непрерывное фундаментальное образование высочайшего уровня, отвечающее современным потребностям как общества в целом, так и отдельно взятой личности.

Мы обязаны создать такие условия для научной деятельности, которые позволяют сохранять и развивать научные школы, добиваться выдающихся новых научных результатов.

Мы обязаны создать инновационную инфраструктуру, способную превращать эти результаты в новейшие технологии.

Мы обязаны вести себя активно, наступательно на мировом рынке образовательных услуг, укреплять позиции МГУ как признанного в мире лидера университетского образования с большим числом иностранных учащихся.

Мы обязаны сделать университет более открытым обществу. Помогая обществу, мы можем рассчитывать на ответную помощь и поддержку.

Мы обязаны улучшить управление университетом, опираясь на демократизацию университетской жизни и добиваясь оптимизации управленческой деятельности.

МГУ занимает своё, особое место в образовании, в науке, в жизни общества. И эта уникальная роль Московского университета, его место в неформальной табели о рангах принадлежат ему не по праву первородства, а по заслугам всех, кто работал и учился в Московском университете, его замечательных профессоров и преподавателей, выдающихся учёных, всех его выпускников, прославивших университет. Сегодня все мы продолжаем святое дело служения образованию, науке и культуре, служения Отечеству, которое нам завещали наши великие предшественники. От нашей верности традициям, помноженной на творческий поиск нового и самоотверженную работу, зависит устойчивое развитие Московского университета, его будущее, будущее науки и образования России.

Назад