Проблемы физического образования

С 21 по 25 сентября 2004 г. в Астраханском госуниверсите-те состоялось Совещание-семинар по проблеме "Физика в сис-теме подготовки студентов нефизических специальностей университетов в условиях модернизации образования".

(Сопредседатель Оргкомитета совещания-семинара, зав. кафедрой общей физики и магнитоупорядоченных сред физфака профессор Б.А. Струков.)

Представляем фрагменты решения совещания.

Совещание отмечает, что закрепленные в качестве феде-рального компонента объемы трудоемкости дисциплины "Физи-ка" для соответствующих специальностей на практике игнори-руются. Учебно-методическими объединениями по этим специ-альностям; в результате вместо установленных Минвузом РФ обязательного минимума трудоемкости дисциплины "Физика" в объеме:

  • 600 часов для направлений: строительство, теплоэнергетика, тех-нологические машины и оборудование и др. инженерные специ-альности;
  • 400 часов для направлений: химия, биология, геология и др. есте-ственные науки:
  • 200 часов для направлений: лечебное дело, педиатрия, стомато-логия и др. лечебные специальности;
  • кафедры физики по учебным планам имеют, соответственно 130 - 200 часов по всем направлениям специализаций.

Таким образом, на практике Государственные стандарты высше-го профессионального образования (так же как и школьные ГОС-ы) становятся лишь декларациями о намерениях, не имеющих ос-новы для своей реализации.

Особенно тяжелая ситуация складывается в вузах медицин-ского профиля. Подмена курса общей физики фрагментарным и преждевременным изучением специальных дисциплин - биофи-зики и медицинской физики - не является оправданным. Отсутст-вие у врача элементов естественнонаучного мышления в услови-ях бурного роста технической оснащенности современной меди-цины и все более глубокое проникновение физики в сложнейшие процессы, происходящие в человеческом организме, представля-ют прямую угрозу обществу.

Совещание считает, что указанные расхождения между ГОС-ами и учебными планами оказывают разрушительное воз-действие на физическое образование, как важнейший элемент всего естественнонаучного образования.

Указанный дисбаланс может быть ликвидирован, при усло-вии, что разработчиками ГОС-ов и учебных планов будут одни и те же группы специалистов, а научно-методическому совету по физике Минобрнауки РФ будет дано право контроля реализации предусмотренных в ГОС-ах и учебных планах трудоемкости и содержательной части программы дисциплины "Физика".

Совещание постановляет:

  1. 1. Обратить внимание Минобрнауки РФ на практически полное отсутствие финансового обеспечения проводимой модерниза-ции российской образовательной системы (крайне низкая зар-плата преподавателей вузов и учителей школ, связанное с этим старение преподавательского состава; отсутствие квали-фицированной смены, нежелание идти на преподавательскую работу выпускников классических и педагогических универ-ситетов; устаревшее техническое обеспечение учебных лабо-раторий и практикумов). Гарантией позитивных изменений в образовательной системе может быть только адекватное по-вышение социального статуса преподавателей школ и универ-ситетов.
  2. 2. Обратить внимание Минобрнауки РФ на крайне неблагопо-лучное, близкое к критическому, положение с преподаванием дисциплины "Физика", складывающееся в общеобразователь-ной школе, в связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимо привести в соответствие общеобразовательные стандарты по физике ос-новного среднего (5 - 9 классы) и среднего общего образова-ния (10 - 11 классы) с базисными учебными планами, обеспе-чив в последних для естественнонаучного, инженерно-технического и общеобразовательного профилей не менее 4-х часов в неделю.
  3. 3. Рекомендовать вузам исключить возможность поступления в вузы естественнонаучного и технического профиля абитури-ентов, не получивших в школе положительной экзаменацион-ной оценки по дисциплине "Физика".
  4. 4. Минобрнауки РФ разрешить руководству вузов, ориентиро-ванных на естественнонаучные, медицинские и инженерно-технические специальности, при отсутствии вступительного экзамена по физике, проведение обязательного входного тес-тирования по физике с выставлением зачета и обязательные пропедевтические курсы по физике школьного уровня для студентов, не показывающих знаний, соответствующих обяза-тельному уровню школьного образования.
  5. 5. Обратить внимание Минобрнауки РФ на крайнюю необходи-мость согласования требований ГОС-ов по высшему профес-сиональному образованию с реальной трудоемкостью дисци-плины "Физика" в учебных планах по естественнонаучным, медицинским и инженерным специальностям, утверждаемых Учебно-методическими объединениями по специальностям. Необходимо в полной мере обеспечить практическую реали-зацию нормативов федерального компонента цикла общих ес-тественнонаучных дисциплин, предоставив Научно-методическим советам Минобрнауки РФ по соответствую-щим дисциплинам, право обсуждения и утверждения учебных планов в части, касающейся трудоемкости по этим дисципли-нам. Необходимым минимумом по дисциплине "Физика" яв-ляется двухсеместровый курс с еженедельными лекциями и семинарами и черезнедельными лабораторными работами трудоемкостью не менее 400 часов.
  6. 6. Рекомендовать кафедрам физики активизировать работу по внедрению в образовательный процесс современных инфор-мационных и телекоммуникационных технологий.
  7. 7. Рекомендовать Министерству здравоохранения и Минобрнау-ки РФ усиление фундаментальной составляющей в курсе "Физика и математика" в вузах медицинского профиля.
  8. 8. Считать необходимой дальнейшую активизацию работы по совершенствованию содержания и организации ЕГЭ, учета его результатов при зачислении абитуриентов в вузы.
Назад