Физика моря

В 1958 году в сентябре месяце я в числе 33 курсантов, закончивших четыре курса Высшего военно-морского инженерного училища подводного плавания в городе Севастополе, был переведен на 5 курс специального факультета Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э. Дзержинского в город Ленинград. Там я познакомился с худеньким белокурым курсантом по фамилии Варварин. Звали его Станиславом или просто Стасом.

Это был очень любознательный человек, отличавшийся незаурядными способностями.

Он интересовался всем, начиная от науки и кончая музыкой, театром и поэзией. До сих пор в моей памяти сохранились строчки его стихов, которые казались в то время очень оригинальными:

Черномор ли чернослив
Продает вино в разлив. . .
или же такие строки:
Я выхожу на плац
И слышу клац, клац, клац!

Среди научных проблем, которые его интересовали, были проблемы обеспечения высокой скорости движения подводной лодки при сохранении малой шумности движения, а, следовательно, обеспечения скрытности.

Он обратил внимание на то, что рыбы движутся при помощи хвоста практически бесшумно, всплеск раздается только тогда, когда рыба или же ее хвост выходят на поверхность ВОДЬI.

Станислав начал изучать литературу, связанную с этой проблемой. Его настольной книгой стала "Физика моря", автором которой был выдающийся русский ученый академик В.В. Шулейкин*.

Академик Шулейкин в своем фундаментальном труде всесторонне рассмотрел движение рыб и даже создал математический аппарат, описывающий их движение в зависимости от различных факторов.

Тогда и возникла у Станислава идея разработки нового движителя для подводной лодки типа "рыбий хвост". Он изрисовал массу листов бумаги, разрабатывая его конструкцию. Стас был прекрасным рисовальщиком, все его схемы превращались в эскизы, а после и в чертежи. Все это вылядело красиво, завораживало своей простотой и возможностью практической реализации.

Когда подошло время получения задания на дипломное проектирование, то Стасу пришлось обращаться к руководству факультета и к начальнику училища, которым был в то время инженер-вице-адмирал Миляшкин.

Это был прогрессивнь1Й руководитель, инженер с большим опытом практической деятельности, во время Великой Отечественной Войны он был заместителем наркома судостроительной промышленности СССР.

Он разрешил Варварину писать и защищать два дипломных проекта: один, традиционный - по заданным водоизмещению подводной лодки и буксировочной кривой дипломник должен определить габариты основных элементов энергетической установки, разместить их в отсеках подводной лодки, произвести детальный расчет реактора, либо паровой турбины (по специальному заданию кафедр), в этом случае предполагается, что движителем является гребной винт; второй, по желанию дипломника - водоизмещение остается прежним, задается максимальная скорость движения в подводном и надводном режиме.

В этом проекте Стасу потребовалось изменить тепловую схему главной энергетической установки, т.к. вместо паровой турбины пар подавался на специальные устройства, которые представляли из себя резиновые "мешки", расположенные в специальных трубах и крепящиеся в них на шарнирах.

Под воздействием пара "мешки" совершают колебательные движения подобно рыбьему хвосту. Вода, поступающая внутрь трубы под действием скоростного напора, выталкивается колеблющимся в трубе резиновым "мешком" и от ее реактивной составляющей движется подводная лодка. Получается своеобразный водометный движитель.

Дипломный проект был защищен с оценкой отлично.

Инженер-лейтенант Варварин получил назначение на Северный флот на головную атомную подводную лодку "Ленинский Комсомол" командиром турбинной группы.

Командовал этой подводной лодкой Жильцов Л.М., командиром электромеханической боевой части (главный инженер) был Тимофеев Р.А., удостоенные за поход на Северный Полюс подо льдом высокого звания Герой Советского Союза в 1962 году. За этот же поход молодой офицер инженер - старший лейтенант Варварин Станислав был награжден боевым орденом Красная Звезда.

Для вручения наград экипажу подводной лодки "Ленинский комсомол" в город Североморск прибыл первый секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С.

Через некоторое время после этого похода Варварин С. поступил в адъюнктуру (военную аспирантуру) ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского на кафедру паровых турбин, начальником которой был в то время доктор технических наук профессор инженер- капитан 1 ранга Сенов. Тема диссертации Варварина была связана с исследованием истечения пара в проточной части турбины. Но это никакого значения не имело, т.к. это был только допуск к научной и преподавательской работе. Он продолжал работать над движителем типа "рыбий хвост", создав лабораторию с оптовым бассейном для испытания моделей с таким движителем.

Добиться финансирования и постройки подводной лодки с движителем типа "рыбий хвост" в условиях "холодной войны", когда мы должны были обеспечивать паритет с вероятным противником по количеству, в первую очередь, стратегических подводных лодок, в то время было просто не вероятно. По этому Варварин С. пошел по пути создания торпед с такими движителями. Успехи в этом были значительными, финансирование существенным, составляющим миллионы рублей. На какой стадии закончились эти работы и закончились ли мне не известно, т.к. с уходом нас в запас встречи стали редкими, в основном встречались "однокашники", проживающие в одном регионе. К этому нужно прибавить возраст и болезни, присущие возрасту и ветеранству подразделений особого риска (подобных чернобыльским ликвидаторам).

В настоящее время Варварина С. нет в живых, он ушел из жизни около 5 лет назад. Это был настоящий учень1Й и романтик ФИЗИКИ МОРЯ, достойно проживший свою жизнь, посвятивший ее служению на пользу Отечеству.

В этом году накануне Дня военно-морского флота 24 июля исполнилось 50 лет, как мои "однокашники" связали свою жизнь с военно-морским флотом. Для многих из нас это была не просто профессия- это был диагноз.

Вспомним о них!

Сергеечев В.И.,
капитан 1 ранга в отставке

* Примечение Гл. редактора.
В эти дни отмечается 75-летие Морского гидрофизического института НАН Украины (Севастополь), организатором которого был Василий Владимирович Шулейкин. Статья посвящается его светлой памяти.

Назад