Позади полтора года…

Позади полтора года учебы на физическом факультете, и в зачетках студентов нашего, второго курса закрыта уже третья страница. Случайно полученные некоторыми студентами "отлы" поглощаются теперь честно заслуженными "тройками", а несправедливые "тройки" исправлены старательными студентами на хорошие оценки. Сейчас самое время каждому из нас проанализировать ошибки, объективно оценить свои возможности, и, самое главное, более четко определить свои задачи на ближайшие перспективы.

Анализ результатов сданных экзаменационных сессий показывает, что каждая последующая сессия сдается "средним" студентом хуже предыдущей. Одной из основных причин понижения успеваемости является, конечно, усложнение изучаемых дисциплин. Если в первом семестре, например, многие сведения курса математического анализа были знакомы ещё со школы и большая часть курса представляла собой обобщение и доказательство известных фактов, то теперь приходится сталкиваться с совершенно новыми понятиями, на освоение которых необходимо затратить значительно больше времени, чем кажется на первый взгляд.

К сожалению, очень многие переоценивают свои возможности и попадают в неприятные ситуации из-за банальной нехватки времени. Все те, кто теоретический курс в первом семестре начинали подробно изучать за неделю до экзамена, и сдавали его на "отлично", признаются, что в этот раз им этого же результата достичь не удалось.

Тем не менее, многими студентами советы посещать лекции игнорируются. Из-за лени и нежелания прослушать лекцию и получить основные сведения о предмете, студент будет вынужден в дальнейшем искать информацию, данную на лекции в необходимом объеме, разбросанную, зачастую, по достаточно обширному списку рекомендованной литературы, самостоятельно, затрачивая при этом значительно больше сил и времени. Кроме того, некоторые лекции читаются очень интересно, а ораторскому искусству некоторых лекторов и их умению приковывать к себе внимание аудитории стоит только позавидовать.

Вероятно, любители проводить учебное время более интересным для себя образом до конца семестра тешат себя иллюзиями о том, что все успеют прочитать по книжке, безосновательно полагая, что "самый трудный" первый курс позади и теперь опасаться нечего. Однако горький опыт наших бывших однокурсников, рассуждавших так же, убеждает нас в обратном.

В настоящее время большое влияние на успеваемость студентов оказывает работа, на которую по тем или иным причинам устраиваются студенты факультета во время учебы. К этим студентам относятся те, чей бюджет меньше прожиточного минимума. Но некоторые из нас идут работать из-за желания получить независимость от родителей, самостоятельность, расширить свои возможности. Самое печальное - это то, что очень многие из работающих студентов занимаются низкоквалифицированным трудом с соответствующей оплатой. Наличием студентов, готовых работать на чудовищно невыгодных для себя условиях, умело пользуются предприимчивые организаторы презентаций, рекламных акций, а также владельцы ресторанного бизнеса и всякого рода закусочных (подходящим примером может служить всем известный "Макдоналдс"). За более или менее достойную заработную плату работают пока что лишь единицы.

Тем не менее, сессия сдана, каникулы закончились, снова наступают рабочие будни. Четвертый семестр видится мне и моим однокурсникам значительно более трудным, чем предыдущий. Кроме того, четвертая сессия будет последней перед распределением по кафедрам. Сейчас еще можно успеть ликвидировать пробелы в знаниях (у кого они имеют место) и в конечном итоге приукрасить свою зачетную книжку.

Отрадно сознавать, что многие из нас уже начали сотрудничество с интересующими кафедрами, что в высшей степени полезно по двум причинам. Во-первых, студент уже сейчас может непосредственно заняться научной работой, и во-вторых, если все же деятельность кафедры по вкусу не пришлась, то студент хотя бы будет более четко представлять, что ему интересно, а куда распределяться не стоит.

Разобраться в направлениях научных исследований кафедр физического факультета кроме ежегодно вывешиваемых стендов помогут их сайты, а также преподаватели и сотрудники, заинтересованные в толковых и ответственных студентах.

Абсолютное большинство из нас поступало на физический факультет не случайно. Каждый хоть как-то представлял себе свое будущее, а сейчас уточнил свои представления. Кто-то собирается изучать глубины вселенной или искать новые источники энергии, кто-то предпочтет заниматься бизнесом. И для наиболее быстрого достижения поставленных целей нужно максимально ответственно подойти к выбору своей специализации даже в том случае, если в дальнейшем работать по специальности не придется. Глупо было бы распределиться "лишь бы куда ни будь" и потратить три года на работу в совершенно не интересной области знаний. Я думаю, трудно не согласиться с тем, что Московский университет - это не то место, где имеет смысл учиться кое-как, стремясь выполнять только минимум, необходимый для получения "корочки", а в первую очередь главный ВУЗ страны и, самое главное, одно из крупнейших научных учреждений в мире. И все мы должны прилагать максимум усилий к тому, чтобы он всегда носил это гордое звание и всегда оставался флагманом российского образования.

Прытков Роман
(группа 217)


Назад