Физический факультет на рубеже веков: Итоги и перспективы

Доклад декана физического факультета МГУ профессора В.И. Трухина 25 апреля 2002 г.

Глубокоуважаемый Виктор Антонович!
Глубокоуважаемые члены Ученого совета! Коллеги!

Нашему Московскому университету в январе 2005 года исполняется 250 лет. Мы живем с Вами в предъюбилейные годы. Это годы подведения итогов деятельности университета за весь период его существования, за годы жизни и деятельности ныне живущих поколений сотрудников Московского университета.

Особый период в жизни МГУ составляют последние 10 лет, с 1992 года по настоящее время.

Так получилось, и я думаю, что это не случайно, что именно в эти непростые годы ректором Московского университета является Виктор Антонович Садовничий.

А мне по какому-то жребию судьбы досталось быть деканом нашего замечательного физического факультета и вести работу под руководством В.А.Садовничего.

Сразу же скажу, что я считаю это большим везением и сердечно благодарю Ученый совет и весь коллектив факультета за оказанную мне высокую честь.

Прошедшие годы были сложными и для коллектива факультета и для декана. Однако, в эти годы в отличие от предыдущих у нас появилась возможность принятия самостоятельных, ответственных решений. Поэтому несмотря на то, что работа руководителя очень усложнилась, она стала более интересной и, несомненно, творческой.

В своем докладе я буду говорить о деятельности факультета в ретроспективе, начиная с 1992 года. Более подробно будет рассмотрено современное состояние факультета.

Мой доклад не является отчетом в буквальном смысле слова. К сожалению, рамки доклада не позволяют рассказывать подробно обо всем, что делается на факультете по многочисленным направлениям его деятельности.

Поэтому заранее прошу извинения за вынужденную неполноту изложения.

Учебно-методическая деятельность

В 1992 году одной из первостепенных и достаточно сложных проблем была проблема нового приема студентов.

Однако снижение конкурса среди поступающих на физфак наблюдалось уже давно. В конце 80-ых годов конкурс резко уменьшился до 1,3--1,8 в 1986--88гг. С 1989 года в практику приема были введены пробные экзамены по физике и математике, которые привели к некоторому росту конкурса до 2,2, который снова стал снижаться, и достиг 1,8 в 1992 году.

Были разработаны новые программы, направленные на решение организационных, учебно-методических, информационно-рекламных и других задач нового приема студентов.

Была создана база данных наших будущих абитуриентов. В настоящее время в базе содержатся адреса многих школ и региональных отделов народного образования (55%), а также -- адреса отдельных школьников. Всего в базе данных около 3 тысяч адресов, из которых 245 адресов относятся к удаленным регионам России.

В 1998 году пробные экзамены были преобразованы в олимпиады МГУ "Абитуриент МГУ", в которых сохранились практически все положительные стороны пробных экзаменов и это позволяет нам стабильно набирать хорошо подготовленных абитуриентов. Ежегодно проводятся такие выездные олимпиады в отдаленных регионах России.

В этом году в марте (24 и 30) на физфаке была проведена очередная олимпиада "Абитуриент МГУ - 2002", в которой 238 школьников, набравших 13, 14 или 15 баллов, стали победителями, процентов 75 из них подадут заявления о приеме и станут нашими студентами. 18 и 23 мая будет проведена еще одна олимпиада.

Победителям олимпиад "Абитуриент-МГУ" за письменный вступительный экзамен по русскому языку и литературе засчитывается оценка из их аттестата. Это означает, что при поступлении в МГУ им уже не нужно сдавать никаких экзаменов.

Физический факультет проводит также ежегодную Московскую городскую олимпиаду для школьников 7-11 классов. В 2002 году эта олимпиада была 63-й. На олимпиаде 2002 года среди 539 школьников 11 класса выявилось 47 победителей, которым при их поступлении на физфак будут засчитаны их оценки по физике (9 или 10).

За счет победителей выездных олимпиад "Абитуриент МГУ" в значительной мере формируется состав иногородних студентов-первокурсников из удаленных от Москвы регионов. На факультете удалось восстановить приблизительно одинаковое соотношение москвичей и иногородних. По-прежнему у нас обучаются не только граждане России, но и других стран СНГ.

Большую работу по подготовке будущих абитуриентов ведут работающие на факультете вечерняя и заочная физические школы, а также физико-математическая школа. В настоящее время через физико-математическую школу проходит около 180 школьников в год, около 25% которых поступает на факультет.

Благодаря предпринятым усилиям конкурс на физический факультет, начиная с 1994 года, непрерывно увеличивался и достиг 6 в 2000-2001 году. Достаточно высоким в последние годы был проходной балл, в 2001 году он достиг16 баллов на отделение физики, 15 баллов на отделение астрономии.

Учебный процесс

Факультет ведет учебный процесс в соответствии с имеющимися лицензиями на подготовку студентов по программам дипломированного специалиста, магистра и бакалавра. Магистрантов у нас очень мало - в настоящее вреся обучается 19 человек. Основная часть студентов обучается по традиционной программе "специалист".

В последние годы, к сожалению, наметилась тенденция увеличения числа студентов, уходящих по разным причинам с факультета на старших курсах.

Ежегодно количество оканчивающих факультет меньше количества зачисленных. Однако с течением времени число выпускаемых студентов увеличивалось и в 2002 году оно достигло 387 человек, что составляет 88% от числа обучавшихся на факультете с 1996 по 2002 годы. Наши студенты заканчивают обучение в январе месяце и дипломы об окончании физического факультета вручаются выпускникам, как правило, в Татьянин день, 25 января.

Отделение дополнительного образования

Одним из важных для факультета событий на рубеже столетий стало создание отделения дополнительного образования. 27 марта 2000 года Ученый совет МГУ утвердил решение Ученого совета факультета о создании такого отделения. Основные направления деятельности отделения следующие: дополнительное довузовское образование по математике, физике, информатике, астрономии, экологии, иностранному языку, дополнительное вузовское образование, где помимо базовой подготовки, студенты имеют возможность получить целый ряд дополнительных квалификаций; дополнительное послевузовское образование, связанное с системой переподготовки кадров, повышением квалификации и стажировкой.

В структуре отделения есть лекторий по физике для старшеклассников и абитуриентов. Лекции читают преподаватели кафедры общей физики. Все лекции сопровождаются демонстрацией большого количества уникальных физических экспериментов. В настоящее время это единственная возможность для школьников Москвы и Подмосковья познакомиться с физическими демонстрациями по всем разделам школьной физики.

За два года сотрудниками отделения разработано более 50 программ, связанных с подготовкой специалистов по компьютерным технологиям.

Для усиления подготовки студентов и аспирантов по английскому языку решением Ученого совета факультета в апреле 2001 года на отделении дополнительного образования были созданы курсы английского языка (Школа VITA NOVA - МГУ). За год более 50 студентов факультета существенно улучшили свои знания английского языка. Выпускники школы с успехом продолжают обучение по программе дополнительного образования "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации", которая была введена приказом ректора университета. Отделение поддерживает тесные контакты с факультетом иностранных языков.

Учебно-методическое объединение

Физический факультет возглавляет отделение по физике в Учебно-методическом объединении классических университетов. Отделение принимает самое непосредственное участие в разработке учебно-методического обеспечения классического университетского образования, в разработке гос.образовательных стандартов, примерных учебных планов, программ.

В 2000г. было разработано 14 новых стандартов: по 9 физическим и одной астрономической специальностям и двум направлениям: "физики" и "радиофизики и электроники".

Если говорить об итогах нашей образовательной деятельности, то следует отметить, что на рубеже двух веков, несмотря на все трудности, мы сохранили главную нашу ценность - фундаментальное физическое образование, на базе которого в сочетании с привлечением студентов к актуальным научным исследованиям мы готовим высококвалифицированных специалистов-физиков, что признано во всем научно-образовательном мире.

Но жизнь идет вперед, и мы должны ответить на вызов, который ставят перед нами в связи с изменившимися условиями общество и государство. Мы обязаны готовить тех специалистов, которые в настоящее время будут в полной мере востребованы научными и учебными учреждениями, экономикой.

В качестве первого опыта диверсификации специальностей на физическом факультете подготовлена двухступенчатая образовательная программа "Физика и менеджмент физических исследований и высоких технологий". После 4-летнего образования по этой программе студенты получат степень "бакалавр физика", а затем после двухлетней магистратуры степень "магистра физики и менеджмента".

Занятия по программе начались 7 февраля этого года со студентами 3 курса. Из 58 желающих обучаться по данной программе, было отобрано 20 студентов. Претендентов тестировали по английскому языку, затем с ними проводили собеседования специалисты по менеджменту из ряда ведущих фирм и Высшей школы бизнеса МГУ.

Мне хотелось бы остановиться на вопросе, нужны ли физике и физикам менеджеры, т.е. управленцы.

Ученые сейчас сталкиваются с проблемами финансирования самих исследований, финансирования технологических разработок и т.д. Мне кажется, что одной из причин недостаточной востребованности фундаментальных разработок, отсутствия серьезных инновационных проектов как раз является нехватка специалистов-менеджеров в среде ученых. Возможно, что нам не следует ждать, когда к нам придут чистые менеджеры и начнут нами управлять, а лучше подготовить своих, хорошо знающих физику, математику и ориентирующихся в высоких технологиях.

Я думаю, что это веяние времени - готовить менеджеров на базе фундаментального физико-математического образования. В утвержденной Минобразованием программе модернизации российского образования до 2010 года говорится, что нужно искать многоканальное финансирование образования и науки. Кто как не физики-менеджеры будет организовывать эти каналы для физического образования и науки. Вы знаете, что уже есть много примеров, когда физики управляют современным производством на самом высоком уровне.

Таким образом, введение в физическое образование программы менеджмента, сделано нами не из-за конъюнктурных соображений, а для того, чтобы заполнить незанятую нишу менеджмента в сфере физики и ее приложений.

Финансирование программы "Физика и менеджмент" для первого потока студентов проводится благотворительным обществом "Паритет", которым руководят выпускники физического факультета.

С 1 сентября 2002 года мы планируем начать на физическом факультете подготовку студентов по новой специальности "медицинская физика".

На физическом факультете медицинские исследования ведутся на многих кафедрах по самым различным направлениям:

  • Ядерная магнитная томография
  • Оптика крови в неинвазивной диагностике кардиологических и сердечно-сосудистых заболеваний
  • Оптико-акустическая диагностика тканевых патологий
  • Медицинская акустика
  • Исследования воздействия слабых электро-магнитных полей на биологические объекты влияние лазерного излучения на живые организмы
  • Биомедицинские исследования
  • Исследования прохождения различных видов излучений через гетерогенные среды и др.
  • На базе этих исследований студенты выполняют дипломные работы по специализации "медицинская физика".

Интересно отметить, что медицинские предметы были в учебном плане физико-математического факультета Императорского Московского университета уже в 1850 году. Там помимо физико-математических и естественно-научных предметов были и медицинские: анатомия и физиология тела человека и сравнительная анатомия и физиология.

Более того, еще на полвека раньше, в 1805 году в ИМУ было организовано общество "соревнования медицинских и физических наук", которое выпускало "Медико-физический журнал" в качестве трудов общества.

Таким образом, начиная преподавание по "медицинской физике", мы пойдем проторённым нашими великими предшественниками путем.

Отмечу еще одну новую программу, которая была создана в 1996 году. Это научно-образовательная программа по экологической физике. По этой программе развиваются научные исследования и ведется подготовка студентов по соответствующей специализации.

Физический факультет провел три Всероссийских конференции по проблемам экологической физики в 1997, 1999 и 2001 годах. Конференция 2001 года была посвящена 250-летию МГУ.

Развитие образовательного процесса на физическом факультете за это десятилетие отразилось и в создании новых кафедр. Было создано 4 кафедры: в октябре 1992 года создана кафедра компьютерных методов (зав.кафедрой - профессор Ю.П.Пытьев), в 1996 году - кафедра физики конденсированного состояния (зав.кафедрой - академик Ю.А.Осипьян), в 1998 году - кафедра экспериментальной астрономии (зав.кафедрой - академик А.А.Боярчук), и в 2002 году - кафедра нейтронографии (зав.кафедрой - профессор В.Л.Аксенов).

В заключение раздела об образовательной деятельности физического факультета необходимо отметить, что преподаватели физфака ведут преподавание физики не только на своем факультете, но и на 8 других факультетах МГУ. Кафедра ОФЕФ (зав.кафедрой Б.А.Струков) ведет преподавание на биологическом, географическом, геологическом факультетах, факультете почвоведения и на экономическом факультете. Общая пед.нагрузка составляет 18000 часов, ее выполняют 7 профессоров, 14 доцентов и 6 старших преподавателей и ассистентов.

Кафедра ОфиВП (зав.кафедрой В.А.Макаров) ведет преподавание различных разделов физики на мехмате и ВМК. Кафедра общей физики и молекулярной электроники (зав.кафедрой П.К.Кашкаров) - на химическом факультете.

Преподавание физики нашими преподавателями ведется также в Черноморском (г.Севастополь) и Казахстанском (г.Астана) филиалах МГУ.

Научная работа

Поддержание научных исследований на мировом уровне и их дальнейшее развитие является, несомненно, важнейшей государственной задачей. Но в МГУ и на физическом факультете, в частности, научные школы мирового класса являются еще и школами обучения студентов и аспирантов научно-исследовательской деятельности. Поэтому резкое снижение финансирования научных исследований в начале девяностых годов могло поставить под удар и качество нашей научно-образовательной деятельности. Коллектив факультета стал искать новые возможности дополнительного финансирования научных исследований в изменившихся социально-экономических условиях.

Как известно, произошла радикальная смена механизмов финансирования и приоритетов научных исследований, а также интегрирование Российской науки в мировой научный процесс.

Источниками дополнительной поддержки исследований являются различные фонды, как российские, так и зарубежные, и Программы ряда Министерств РФ. В прошлом 2001 году дополнительное финансирование науки по этим источникам в 7 раз превысило госбюджетное.

Мировые тенденции в развитии физической науки характеризуются переносом центра тяжести исследований на социально значимые направления. Это, прежде всего, медицина, экология и информатика.

Как уже отмечалось, исследования по указанным направлениям ведутся на физическом факультете более 10 лет.

Ряд кафедр физического факультета принимает участие в выполнении Государственных НТП Минпромнауки РФ, нацеленных на создание элементной базы информационных систем нового поколения. Это и твердотельные наноструктуры, и системы запоминания и передачи информации (трехмерная память) и создание новых фотонных сред.

На физическом факультете исследования всегда велись при тесной межкафедральной, а зачастую и межфакультетской кооперации. На новые принципы организации исследований нацелена и программа Ректора МГУ по поддержке Междисциплинарных научных проектов. В рамках этой программы физический факультет является головным по проекту, посвященному актуальной проблеме использования оптических методов для ранней диагностики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В его выполнении участвуют 4 кафедры факультета, а также биологический факультет и факультет фундаментальной медицины. Кроме того, наш факультет является соисполнителем 18 Междисциплинарных научных проектов Московского университета.

Концентрация усилий ученых различных кафедр на решении приоритетных задач, безусловно, предполагает объединение материальных ресурсов. Значительно разумнее концентрировать уникальные экспериментальные установки в центрах коллективного пользования (ЦКП).

В настоящее время на физическом факультете уже созданы и функционируют 3 таких центра: Центр по радиоспектроскопии (директор - профессор П.К.Кашкаров), Центр "Атомно-силовая микроскопия" (директор - академик А.Р.Хохлов), Центр по нелинейной акустике и неразрушающему контролю (директор - профессор А.И.Коробов). Оборудование центров приобретено главным образом при целевой поддержке Минпромнауки. В процессе организации находится еще ряд ЦКП.

Подводя итог, необходимо отметить, что исследовательская деятельность на физическом факультете находится в русле мировых тенденций. Несмотря на все трудности прошедшего десятилетия, ученые факультета не снижают результативности своих исследований. Каждый год публикуется около 1000 статей в ведущих Российских и международных журналах и делается столько же докладов на различных конференциях. Эта деятельность находит признание на самом высоком уровне: за 10 лет сотрудники физического факультета ежегодно получали Государственные, Ломоносовские премии за научную работу, а также многие другие премии.

Аспирантура

Продолжает стабильно работать наша аспирантура. В этом году в аспирантуру было принято 134 аспиранта по госбюджету и 17 аспирантов на договорных условиях. Всего в аспирантуре обучается 450 человек. На слайде показана динамика приема и выпуска аспирантов за последние 11 лет. Отметим, что, начиная с 1997 года, около 60% аспирантов заканчивают аспирантуру с представлением диссертаций. Средняя по Минобразованию цифра - 27%. К сожалению, только около 6% оканчивающих аспирантуру защищаются в срок.

Телекоммуникационные технологии

Взрывное развитие телекоммуникационных технологий и их активное влияние на процесс обучения и характер научных исследований определяют в настоящее время прогресс науки и образования.

Как известно, физический факультет МГУ в данном направлении занимает одно из ведущих мест в МГУ. В настоящее время физический факультет имеет мощный телекоммуникационный центр, обеспечивающий современными средствами т елекоммуникаций ученых и преподавателей факультета. На сегодняшний день домен физического факультета phys.msu.su включает в себя шесть подсетей класса "С" (более 1500 IP адресов), несколько сотен персональных UUCP доменов локального пользования с домашних компьютеров сотрудников физического факультета.

В настоящее время сформирована глобальная инфраструктура Информационно-вычислительной сети факультета с включением в ее состав локальных сетей отдельно стоящих зданий.

В течение последнего года для поддержки новых образовательных направлений были созданы Учебно-методический центр по автоматизации (директор Ю.В.Пономарев) и лаборатория обучающих мультимедийных программных продуктов (зав.лабораторией - Д.В.Кирьянов).

Современное техническое состояние ИВС физического факультета позволяет говорить о том, что факультет полностью оснащен для полнофункционального использования телекоммуникационных систем в обучении, исследованиях и управлении.

Издательская деятельность на физическом факультете (1992-2002гг.)

Самостоятельная издательская деятельность на физическом факультете началась в 1996 году, когда факультетом было приобретено оборудование и программы для компьютерной верстки и макетирования книг, брошюр, плакатов и др. издательской продукции.

В 1998 году физический факультет получил лицензию на издательскую деятельность, а в 1999 году был образован издательский отдел физического факультета. Издательство осуществляет редакционную подготовку изданий, изготовление оригинал-макетов, организует печать изданий в отделе оперативной печати физического факультета или других типографиях, а также занимается реализацией своей продукции через факультетский книжный киоск и городскую торговую сеть.

С 1997 по 2002гг. вышло 11 учебных пособий по общефакультетским курсам, 10 вышедших книг написаны на основе спецкурсов, читаемых на различных кафедрах.

На факультете под руководством профессора Л.В.Левшина ведется работа по изданию книг исторической тематики. Им изданы справочные книги "Физический факультет. Исторический справочник" на русском и английском языках и 2-е, существенно дополненное издание этой книги. Две книги доцента В.С.Никольского посвящены подвигам сотрудников физического факультета МГУ в годы Великой Отечественной войны. В серии "Выдающиеся ученые физического факультета" вышли биографии замечательных ученых Померанцева, Власова, Бончковского, Капцова, в печати книга о С.П.Стрелкове.

Международная деятельность факультета

В 90-х годах и в начале XXI века в сфере международной деятельности физического факультета произошли существенные изменения.

Факультет получил возможность самостоятельно осуществлять зарубежные контакты, заключать договора и проекты.

Возросло число международных договоров, заключенных с зарубежными учебными и научными центрами с участием сотрудников факультета. Если в начале 90-х их было около двух десятков, то сейчас факультет имеет 69 партнеров по межвузовскому сотрудничеству из 28 стран.

К концу 90-х годов начали возобновляться старые научные связи со странами СНГ. Были заключены договора с Экспериментальным отделением Морского гидрофизического института НАН Украины, Кыргызско-Славянским университетом в Бишкеке, Национальным ядерным центром Республики Казахстан, факультетом кибернетики Киевского национального университета.

Обучение иностранных граждан на факультете

Обучение иностранных граждан в университете имеет целью не только получение дополнительных внебюджетных средств, но это также и вопрос международного престижа.

Сейчас на факультете обучается 30 иностранцев из Китая, Кореи, Японии, Таиланда, Мексики, Казахстана, Вьетнама, Таджикистана, Индии. Нужно отметить увеличение количества аспирантов из Ирана, оплату обучения которых осуществляет правительство этой страны.

Иностранным отделом специально создан для желающих обучаться на факультете иностранцев информационный сайт на русском, английском, китайском и испанском языках.

Следует отметить, что около 95% иностранных студентов, завершивших обучение на факультете по программе магистра или специалиста являются выпускниками школ России и СНГ.

Для расширения приема иностранных учащихся необходимо создание дополнительных каналов набора. Сейчас на факультете создана заочная аспирантура для преподавателей Университета Сонора (Мексика), в которой пока обучаются 2 человека. Совместно с факультетом ВМиК начата подготовка к проведению олимпиад по математике и физике в Китае с целью отбора студентов специально для обучения на наших факультетах.

Финансовые итоги 2001 года

В 2001 году по разделу образование факультет получил 87 миллионов 311 тысяч рублей, по разделу науки 7,7 миллионов рублей. В разделе "получено из ЦБ МГУ" обозначены средства, выделяемые ректором на ежемесячные социальные надбавки.

Итоговая сумма дополнительных внебюджетных поступлений - около 11 миллионов рублей. На эти деньги факультет сдержит охрану, комендантов, уборщиков, приобретает необходимое оборудование, проводит ремонт зданий и помещений.

В целом за 2001 год дополнительные поступления финансов составили почти 53,5 миллионов рублей, что составляет 54,5% от госбюджетного финансирования.

Кадры и кадровая политика

В настоящее время на факультете работают 1254 штатных сотрудника, из них 436 профессоров и преподавателей, 248 научных сотрудников, 91 сотрудник административно-управленческого персонала, 460 - научно-технический и учебно-вспомогательный персонал.

Политика деканата в отношении факультетских сотрудников заключается, прежде всего, в том, чтобы дать возможность успешно работающим сотрудникам, а таких - большинство, перевестись на более высокие должности с соответствующей оплатой труда.

Всего за 1992-2002 годы переведено на более высокие должности 966 человек, что составляет 77% от общего количества работающих на факультете.

Значительная часть преподавателей получила повышение в должности за счет программы ректора МГУ "100+100" - это 28 доцентов, которые стали профессорами и 27 ассистентов, которые получили должности доцентов.

Особенно важным направлением в кадровой политике факультета является прием на работу молодых специалистов, прежде всего, из числа окончивших факультет и аспирантуру факультета. Это традиционная политика факультета.

Всего за 1992-2002 годы зачислено 192 молодых специалиста, что составляет 25% от всех ныне работающих преподавателей и научных сотрудников.

Все это было бы не так плохо, если бы за это же время не уволилось с факультета около 200 профессоров, преподавателей и научных сотрудников. Потому проблема привлечения на факультет талантливых ученых и преподавателей, особенно молодых, по-прежнему остается острой.

Заработная плата

Средняя заработная плата по базовому госбюджетному финансированию рассчитывалась с учетом специальных надбавок, устанавливаемых Ректором МГУ. Начиная с 1996 года, эти надбавки составляли большую часть нашей зарплаты. В 1996 году было выплачено до 10 дополнительных окладов, в 1997 году - 13, 1998 - 22, 1999 - 19,5, 2000 - 28, 2001 - 33 оклада.

Если такая тенденция роста средней зарплаты, как в последние 2 года, сохранится, то через 30 лет средняя зарплата сотрудников факультета достигнет 1000 долларов США.

В истории ИМОУ ее автор, профессор Степан Петрович Шевырев, анализируя роль профессора в связи с появлением в 1836 году нового университетского Устава, пишет о профессоре в университете следующее:

"… Профессор избирает себе предмет по призванию. Правительство и начальство распоряжениями своими не только не противоречат ему в этом избрании, а предлагают все средства, и в Отечестве и за границей, к тому, чтобы ученый мог обнять свой предмет вполне, а потом посвятить ему всего себя".

Я думаю, что эта мысль С.П.Шевырева не потеряла своего значения до наших дней. Именно с этих позиций и должна определяться зарплата профессоров, преподавателей и научных сотрудников.

Заключение

Уважаемые коллеги!

Оглядываясь назад на пройденное десятилетие, можно с уверенностью сказать, что мы, коллектив физического факультета, не только выстояли и сохранили все лучшее, что оставили нам наши великие предшественники, но мы и продолжили их традиции - идти только вперед, совершенствовать и развивать лучшую в мире образовательную систему физфака, базирующуюся на исследовательской деятельности наших научных школ высочайшего мирового уровня.

Но как всегда, столько бы не было сделано, сделать остается еще больше. В перспективе перед нами множество сложнейших задач, о них я говорил в докладе. Коротко отмечу главные из них.

Прежде всего, нам надо бережно сохранять наш основной капитал - наш замечательный талантливый трудолюбивый с огромными потенциальными возможностями колектив физического факультета и приумножать его за счет притока на факультет молодых перспективных выпускников. Необходимо усилить реальную поддержку во всём нашим молодым ученым - они - будущее факультета.

В области нашей образовательной деятельности следует совершенствовать и вводить новые образовательные программы с учетом востребованности наших специалистов в условиях жесточайшей национальной и международной рыночной конкуренции. Надо вооружить наших выпускников необходимыми знаниями законов этого рынка.

Очень важно и в дальнейшем поднимать роль кафедр как основных творческих ячеек факультета и университета. Кафедры выполняют главную функцию факультета - готовят специалистов и развивают науку. Все остальные структуры факультета должны помогать им в этом, обеспечивать деятельность кафедр.

В области науки наряду с усилением и развитием наших фундаментальных исследований следует переходить и к их технологическому воплощению, надо увеличивать число междисциплинарных проектов, выполняемых комплексными научными коллективами в Центрах коллективного пользования, необходимо в ближайшее время преобразовать бывшие мастерские физического факультета в технологический корпус.

Следует искать новые, в том числе и рыночные, каналы финансирования фундаментальных исследований и технологических разработок.

Надо совершенствовать международную деятельность, проводить ее более целеустремленно, чтобы польза от нее была и кафедрам, и отдельным ученым, и физическому факультету в целом.

К сожалению, до сих пор наши сотрудники не получают от государства достойную зарплату. Значительную, можно сказать, основную финансовую поддержку, мы получаем от ректора МГУ. Дальнейшее развитие нашей образовательной и научной деятельности с использованием рыночных каналов финансирования даст возможность сотрудникам факультета иметь дополнительные заработки за дополнительную работу на своем профессиональном уровне.

Тем не менее, мы являемся государственными служащими и не должны отказываться от наших требований к государству - обеспечить нам достойную оплату труда.

На факультете большое количество низкооплачиваемых сотрудников. Необходимо проводить сильную социальную политику и делать все, чтобы поднимать их зарплату до уровня прожиточного минимума.

По-прежнему необходимо оказывать всестороннюю поддержку нашим ветеранам, пенсионерам, нашим замечательным женщинам! Не знаю, как к этому отнесется Виктор Антонович, но я бы предложил несколько уменьшить женщинам-преподавателям учебную нагрузку. Женщинам-профессорам, например, можно было бы установить минимальное годовое число лекционных часов не 100, а 80.

Надо совершенствовать управление факультетом. Еще много неразберихи, низка исполнительская дисциплина, недостаточно четкими являются связи между различными структурами факультета и т.д. В центр системы управления надо поставить кафедры, а уже вокруг кафедр выстраивать системы управления, организации и обеспечения. Необходимо также совершенствовать и работу деканата.

В заключение я хотел бы поблагодарить весь коллектив факультета за те великие дела, думаю, что именно так оценят их наши потомки, которые он совершал в прошедшее десятилетие, за понимание и сотрудничество, за доверие.

Я благодарю членов Ученого совета и заведующих кафедрами, с которыми мы бурно обсуждали многие проблемы, стоящие перед факультетом и принимали иногда правильные решения.

Благодарю всех заместителей декана, с которыми я работал в разные периоды.

Спасибо всем сотрудникам общефакультетских подразделений и их руководителям - милым женщинам, спасибо инженерно-техническим службам, которые все-таки сохранили здания и помещения факультета в рабочем состоянии.

Большое спасибо ректору Московского университета В.А.Садовничему, который постоянно помогал мне, как декану, и вообще много непосредственно занимался делами физического факультета.

Назад