Îëèìïèàäà øêîëüíèêîâ - 99

Олимпиада школьников - 99.

 

Закончилась очередная, юбилейная, LX-ая городская олимпиада школьников по физике. Прошли три тура - два теоретических и экспериментальный, победители собрались в дорогу на Всероссийскую олимпиаду, которая состоится в Ульяновске с 20 по 26 апреля.

Подводя итоги, прежде всего, хочется отметить по-прежнему высокий уровень предлагаемых задач. Олимпиадные задачи требуют новизны, красоты, нестандартности. Порой кажется, что уже все ресурсы исчерпаны, что все уже не ново, но собирается жюри, и мало-помалу откуда-то появляются на свет новые задачи. Жюри очень внимательно производит отбор. Эта задача слишком проста, а эта выходит за рамки школьной программы, а эта стандартна и есть в таком-то задачнике. Заседание жюри - особое событие. На равных предлагают и обсуждают задачи и первокурсники, сами победители олимпиад прошлых лет, и те, кто придумывают задачи уже 30-40 лет.

Хочется привести три задачи. Одна возникла, видимо, в результате долгого ожидания поезда метро: (11 класс 1 тур).

На каком расстоянии от въезда на станцию метро находится поезд, когда пассажир, стоящий на краю платформы около конца тоннеля, начинает видеть блик от света фар на рельсах? Перед въездом на станцию расположен достаточно длинный поворот с радиусом закругления R. Считать, что тоннель горизонтален, а его сечение – прямоугольник шириной l << R, расстояние между рельсами h << R, фары поезда расположены точно над рельсами

Другая задача (9 класс 2 тур) возникла случайно. Двое членов жюри осваивали сканер, и решили отсканировать объемный предмет. Отсканировали часы с секундной стрелкой. Поскольку стрелка двигалась, то изображение секундной стрелки получилось изогнутым. И тут же появилась задача: дано получившиеся на сканере изображение, найти скорость движения каретки. Задача не такая простая - если изображение часов круглое, и не известно в каком направлении двигалась каретка.

И более сложная задача (10 класс 2 тур).

Очень легкая жесткая квадратная пластинка подвешена в горизонтальном положении на четырех одинаковых вертикальных нитях, прикрепленных к ее углам. Найти ту область пластинки, куда можно положить точечный груз таким образом, чтобы все четыре нити в положении равновесия оказались натянутыми. Нити считать упругими, но очень слабо растяжимыми.

Итак, в результате трехмесячных усилий к февралю был готов полный комплект задач, заказан гардероб, обеспечена вентиляция и выполнено много другой работы, о чем не участвовавшие в работе по подготовке подобных мероприятий люди и  не подозревают; - и мы с замиранием ждали: придет ли к нам новое поколение детей. Тем более что в этом году впервые проводили олимпиаду для 7-ых классов, и число семиклассников было мало предсказуемым.

14 февраля - это наш праздник - результаты превзошли прошлогодние, хотя в 1997 году 11-тиклассников было больше.

 

Таблица

 

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Всего

1995

-

-

148

190

138

476

1996

-

-

206

262

346

814

1997

-

-

204

411

479

1094

1998

-

97

168

311

310

886

1999

109

198

253

245

372

1277

 

Победителем в 11 классе стал ученик лицея “Вторая школа” - Кравцов Константин. У него был абсолютный результат: без замечаний решены все задачи теоретических туров и прекрасно выполнены обе задачи экспериментального тура. Всего решили более половины предложенных задач 52 человека. Учитывая, что уровень сложности задач олимпиады превосходит сложность задач вступительных экзаменов, жюри предложило зачислить на факультет без экзаменов 52 человека.

Вот здесь и начались главные огорчения. Практически всем ребятам - самым сильным по физике школьникам Москвы и  ближайшего Подмосковья - мы скажем прощайте. Потому что "Правила приема в Московский университет 1999г." позволяют зачислять без экзаменов только победителей международных олимпиад. Учитывая, что победителем международной олимпиады станет только один школьник, да и то не обязательно из России, то фактически "Правила приема" открывают двери для одного, а может и ни для кого.

Решите простую задачу: Физтех, МИФИ и др. берут Вашего сына, победителя Московской городской олимпиады, без экзаменов, а физический факультет МГУ ставит только высший бал по физике и говорит: "Пишите сочинение в июле" (которого все как огня боятся). Куда Вы посоветуете Вашему сыну поступать?

Когда я попытался выяснить, как получилось такая ситуация, мне ответили, что таковы новые министерские правила. Действительно, новые правила (приказ Министерства общего и профессионального образования N 500  от  24.02.98, и инструктивное письмо "О вопросах приема  в высшие учебные заведения" от 16 марта 1999 г.) ужесточают правила приема, но в части олимпиад проводимых вузами. Московская городская олимпиада - это министерская олимпиада, и в новых правилах нет прямого запрета зачислять победителей министерской олимпиады, хотя, признаться, формулировки довольно туманны.

В приказе N 500 сказано:

п.19… В качестве  результатов  вступительных  испытаний  вуз может засчитывать:

     -результаты выпускных  экзаменов  слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений, финансируемых из федерального бюджета; …

    -результаты всероссийских олимпиад (для победителей), а также иных мероприятий, проводимых с разрешения министерств и ведомств, в ведении которых находятся вузы; …

     -результаты региональных олимпиад (для победителей), проводимых  органами управления образованием субъектов Федерации или советами ректоров по согласованию с ними; …

Пункт 8 Постановления от 16 марта практически дословно повторяет п.19 приказа N 500 в части министерской олимпиады и устанавливает 10% лимит победителей от числа участников для прочих олимпиад. Замечателен заголовок постановления: “... министерство обращает внимание на следующее: ...” (и далее 10 пунктов). Что значит “обращает внимание”? Это приказ или рекомендация? Понимай, как знаешь. К сожалению, ректорат это понял в самом жестком смысле и даже, как мне кажется, в некоторых местах, только предвидя министерские запреты, побежал впереди паровоза. Слово “засчитывать” ректоратом понимается, как возможность только ставить высший бал, а не принимать без экзаменов. Мне представляется странным, чтобы министерство, тратя на олимпиаду огромные средства (некоторые отделы просто кормятся этим), стала бы ограничивать прием ее победителей, тем самым, роняя ее престиж в глазах учителей и родителей.

В результате, мы потеряем лучших студентов: они будут учиться в Физтехе, который понял новые правила в более мягком смысле и уже объявил школьникам, что берет победителей зональных олимпиад без экзаменов. Победителей Московской городской олимпиады (по статусу она приравнена к зональной) Физтех также берет без экзаменов. Очень прискорбно видеть, что жюри, отдав столько времени и сил на эту олимпиаду, поработало для Физтеха, не говоря уже об истраченных на олимпиаду факультетских деньгах. В общем, человек 50 сильных студентов мы не досчитаемся. И остается только ждать, какие по силе школьники к нам придут, и выполним ли мы план набора в этом году.

 

Зам.председателя жюри Московской городской

олимпиады школьников по физике,

член редколлегии

Рыжиков С.Б.


 

Назад